Выезд назначен на шесть утра, расчёт простой, как можно дальше уехать за день. Но по причине долгой раскачки время «Ч» перенесено на семь. Когда все вещи были уложены, а тела усажены, выезжаем по только что проснувшемуся рабочему городу. Температура воздуха с утра в Магнитке всего плюс тринадцать градусов, прямо скажем свежо для середины лета. Но мы же едем не на юг, а на север, поэтому и готовы к сюрпризам от погоды. Вскоре наша Пожарка, вырвавшись на простор, уже уносила нас в синеву утренних гор, всё дальше и дальше на северо-запад.
Самое время представить членов экипажа, а он традиционен для отпуска. Света, я и Егор, последний раз этим составом мы путешествовали в Крым в августе того года. Что касается планов пробега на день, то запланированная программа минимум, это окрестности или сам город Котельнич, что в Кировской области, где есть турбаза и гостиница. Я уже говорил несколько слов о том, что маршрут нашей поездки не ординарный, и вот вторя часть запланированного дневного пробега, пойдёт уже по новому маршруту.
Не случайно я разбавляю свой рассказ композицией «На заре», и делаю это уже второй раз. Мне кажется в подлиннике, в исполнении группы Альянс аж двадцатилетней давности она и сейчас не утратила своей актуальности, а применительно к нашему случаю и вовсе весьма уместна. Ремикс в обработке Гришковца не снискал популярности у меня в ТОПе, ну это и понятно, ведь это тот случай, когда оригинал практически идеален. Рекомендую послушать! А для меня эта песня имеет ещё и ностальгический оттенок, возвращающий меня в мою юность.
В горах, между прочем, оказалось весьма пасмурно. Много раз казалось, что вот-вот соберётся дождичек, но этого не случилось, и мы вышли сухими, и не из воды. Все кто не был занят чтением в автомобиле, имел возможность любоваться незабываемыми красотами Южного Урала. А, забегая вперёд, скажу, что на всём протяжении маршрута эта её часть оказалась самой живописной.
Здесь продолжу, пожалуй, о истории этого замечательного края. Итак, пугачёвский бунт подавлен, Салават Юлаев сослан на каторгу, что дальше предпринимает правительство в отношении башкир? Для умиротворения края и усиления в нем правительственной власти явилась необходимость в большем сплочении Башкирии с остальным государством. Уже в 1754 году с башкир был снят ясак и распространена на них обязательная покупка казенной соли по 35 к. за пуд, чем они сравнены были с другими поволжскими инородцами. В 1789 г. башкирам дозволено было по желанию вступать в податное состояние с платою 80 к. с души. Наконец, в 1798 г. сформировано из них в губерниях Оренбургской, Самарской, Уфимской, Вятской и Пермской иррегулярное войско, разделенное на 12 кантонов, которые в свою очередь делились на отделения и команды, независимо от деления на волости.
Все войско состояло под главным начальством командира отдельного Оренбургского корпуса, жительствовавшего в Оренбурге, где при нем находилось войсковое правление или канцелярия. Кантонами управляли чиновники из башкир, которые в своем звании утверждались корпусным командиром; из них многие дослуживались до штаб-офицерских чинов. Во главе отделений и волостей стояли юртовые старшины, принадлежащие к классным и за-уряд казачьим чиновникам; в последние чины башкиры производились корпусным командиром. Все эти чины выходили из башкир и жили среди вверенного им народа. Главная обязанность башкирского войска заключалась в содержании кордонов по Оренбургской линии.
Когда мы ворвались на равнину, небо вмиг очистилось от туч, и на голубом фоне в зеркале заднего вида появилось оранжевое летнее солнышко. С белорецкой трассы сворачиваем на Оренбург – Уфа, с которой через двадцать километров уходим влево на М5, а вернее, в начале на окружную города Уфа, на которой продолжается коренная реконструкция дорожного полотна. За постом ДПС покидаем М5 «Урал» свернув на право оказываемся на другой федеральной трассе М7 «Волга», которая здесь же и берёт своё начало… или конец… Или наверно это просто ещё один участок окружной уфимской дороги, а М7 наверно всё-таки просто упирается в столицу Башкортостана. Вот и она закончилась, и теперь свернув влево мы уже окончательно оказываемся на М7 и движемся по ней в северо-западном направлении. Между посёлками Шарипово и Кушнаренково замечена серьёзная активность дорожных строителей, которые с небывалым размахом реконструируют дорожную полосу. Наверно вскоре здесь будет шикарная четырёхполоска.
От Кушнаренково до Дюртюлинского перекрёстка вполне приличное дорожное покрытие, и трафик становится поменьше. Появляются такие привычные для башкирских пейзажей нефтяные качалки. От Дюртюлей направление движения меняется на западное. Ближе к посёлку Верхнеяркеево ландшафт становится более извилистый, эта местность изобилует глубокими оврагами.
Вскоре уже наша экспедиция достигает пределов следующей республики Татрстан. Получаем ожидаемый подарок в виде двух добавленных часов московского часового пояса. Подарок весьма солидный, ведь за этот промежуток можно покрыть расстояние в 150 – 200 километров.
Нужно отметить что участок трассы М7 от границы Татарстана до города Набережные Челны весьма приличного качества. Есть, конечно, участки, требующие вмешательства дорожных служб, но видно, что они не забывают о своих обязанностях. А сам ремонт носит не заплаточный характер, а имеет вид коренной реконструкцией, при которой вскрывают старый асфальт. Зато есть факт, который неприятно удивил на территории Татарстана, а именно стоимость топлива. Если в прошлый раз литр 92-го стоил здесь дешевле всех в России (14 рублей за литр), то теперь цена на заправках Татнефти, пока была макимальной 21,5 рублей. Напомню, что в Магнитке на выезде мы заправились по 20,8 рублей на самой дорогой Лукоиловской заправке, а в Башкирии тот же литр стоил 21,15 рублей.
Татарский участок М7 мне так же знаком уже практически досконально, вот мы уже пересекли речку Ик, затем справа осталась деревушка с причудливым названием Аю, заболоченная Мендзеля, Мендзелинский перекрёсток от которого где-то 50 километров до города Набережные Челны. Вскоре на горизонте показались Трубы и производственные корпуса ТЭЦ и КамАЗа, мы приближались к Автограду. Здесь намечен первый привал, а именно лёгкий перекус тяжёлым американским фастфудом из МакДональдса. Вот гадство, вкусно то как, обещаю сжечь полученные калории на экскурсиях в Питере.
Весёлый Роонааальд наш друг Мак Доонаальд! (пою) И говядина у них из сои и сами они довольно не искренне. Зато вкусные сволочи. Не, что ни говори в дороге МакДональдс – это вариант. В России в придорожных кафе можно на такие харчи нарваться, что так потом пронесёт. Ну всё, выбираемся из города. Опа–на, по радио песенка ништяковая, Татьяна Анциферова, помните: мииир без любиимоогооо (опять пою). Прямо из моего детства. Это же из фильма…, ну как его…, сказка… Парень из нашего времени попадает в средневековье…, нууу…там ещё Ерёменко младший снимается, Полищук. Да фиг с ним с Ерёменко, каков голос у Анциферовой, в наше время таких голосов и не с искать. Как поёт, сколько эмоций сколько любви. Восхитительное чувство, блаженен кто любил и был любимым!
Всё, Челны позади, позади осталась и красавица Кама, заезжаем на заправку Лукоил. 20,5 – почти как у нас, баки полны, движемся дальше на запад по М7. В стороне остаётся Елабуга, заканчивается и четырёхполоска. Следующий отрезок до Мамадыша весьма суетный и изобилует гайцами. Мы зря не рискуем и стараемся не торопиться.
Пересечена и Вятка, вскоре появляется сворот на Мамадыш, на котором уходим вправо, на север. На этом завершается как бы первый этап нашего дневного пробега. Этап, который проходил по оживлённым федеральным трассам, и весьма изученной местности. Мы уходи в сторону от основных транспортных артерий, в самую глубь провинциальной патриархальной России. Но и этот отрезок знаком нам с Егором, в прошлом году в июне мы ехали по нему в Киров. Мамадыш обходим по окружной дороге.
Участок Мамадыш – Кукмор сностного качества, местами дорогу покрывают новым асфальтом. Особенностью же этого отрезка длинно в семьдесят километров является весьма изрезанный ландшафт. В связи с этим трасса изобилует крутыми подъёмами/спусками и довольно извилиста. А ещё развить нормальный темп движения мешает изобилие населённых пунктов попадающихся по пути.
В Кукморе поворачиваем на право и движемся в направлении Вятских Полян. Через несколько километров покидаем пределы республики Татарстан и въезжаем в Кировскую область.
Долго и нудно проезжаем Вятские Поляны. Мне не хватило ума поехать через центр города, как это мы сделали с Егором в прошлый раз, где асфальт ещё более или менее. И теперь я крадусь по абсолютно убитой дороге, жалея подвеску, да что там, стараясь на очередной колдобине просто не пробить покрышку. Затем был длинный ряд пригородных деревень, в которых, конечно же, ограничение скорости «40». И наконец, мы вырываемся на просторы трассы Р169 Вятские Поляны – Киров. Впереди бескрайняя Кировская область.
Участок трассы Р169 Вятские Поляны – Уржум находится в плохом состоянии. Если давать ей оценку по пятибалльной шкале, то больше тройки присвоить не поднимается рука. А если охарактеризовать словами, то это болтанка, большие трещины и заплатки. Есть небольшие отрезки, где на полотно положен новый асфальт, очевидно, что там дорога была совсем разбита. Лично я больше 80 – 90 км/час разгоняться здесь не решился. Хотя местные, наверно привыкшие к экстремальным условиям, делали меня как стоячего. А ещё ужасная болтанка доставляла кучу неудобств моим читателям, которые то и дело ловили глазами абзацы в книгах на очередной кочке.
Километров через двадцать трасса проходит по небольшому татарскому участку, и вcкоре вновь возвращается в Кировскую область. Мы всё так же движемся в северо-западном направлении по правому берегу Вятки, который имеет степной ландшафт. Справа остаётся небольшой городок Малмыж, затем ещё километров через 70 посёлок Шурма, за которым мы делаем очередную остановку. Первое, что мы испытали, выйдя из машины, это было дыхание жаркого июльского дня. Изнеженные климат-контролем мы и представить себе не могли, что воздух уже серьёзно прогрелся. Второе, что пришлось испытать на себе, эта атака слепней. М-да, мы движемся на север.
Атакуемые свирепыми гадами, скоренько грузимся в Пажарку, и через пятнадцать минут уже въезжаем в небольшой городок Уржум. Этот районный центр Кировской области мы проехали насквозь, наблюдая сквозь стёкла автомобиля, за неторопливым течением жизни малого российского города.
От Уржума трасса превратилась в просто сказочную. Р169 оказалась покрытой новеньким асфальтом, которого насколько я помню, в том году ещё не было. Наши тела немножко отдохнули от бесконечной тряски. Жаль что нам не по пути с этой замечательной трассой, а посему где-то километров через двадцать от Уржума сворачиваем с Р169 на лево в направлении Советска.
И вновь началась привычная болтанка. Здесь мы впервые, а посему это наша премьера в этих местах. Сорок три километра до посёлка Лебяжье и следующие сорок четыре после. После такого вибро-читального зала моим читателям, мне кажется, не страшно ни что. Они с лёгкостью смогут погружаться в мир художественной литературы в любых трудных условиях. А я лишь наблюдал за тем, как мелькают в окне те самые бамбуки, которые я заприметил в этих широтах ещё зимой. Из сухих и невзрачных летом они обрели пушистые белые шапки, а стволы приобрели приятный зелёный окрас. Тем более удивительнее они для нас смотрятся, ведь в моих широтах ничего подобного не произрастает.
Советск проходим по окружной дороге. Пересекаем живописную речку Пижму, наблюдая дугообразный мост чуть ниже по течению. И выезжаем на трассу Киров – Нижний Новгород, по которой год назад мы уезжали с Егором из Кирова. Сворачиваем на право в направлении областного центра. Здесь асфальт куда лучше, на твёрдую четвёрку. Жаль, что нам по нему ехать всего пару километров, через которые мы упираемся в перекрёсток с постом ДПС.
Гайцам наши 174 –ые номера не показались любопытными, а мы сворачиваем на этом перекрёстке влево и продолжаем двигаться в северо-западном направлении, в сторону города Котельнич. Дорожное полотно вновь приняло вид привычной болтанки, а ещё местами появились и выбоины между которыми приходилось отчаянно маневрировать. Трасса всё так же проходит по правому берегу Вятки, с той только разницей, что теперь степной ландшафт сменился смешанным, и каким-то невзрачным лесом.
Отсюда начался как бы третий этап нашего дневного маршрута, мы вступили в терру инкогнито – неизвестную землю. И скажу, что первые 53 километра весьма разочаровали. Скучные, однообразные пейзажи и плохая (на тройку) дорога ввергли в уныние. Но всё изменилось, когда мы вступили в пределы трассы Р159«Вятка» Чебоксары – Сыктывкар. Отличное дорожное полотно, новый асфальт, информативная, чёткая разметка. И даже унылый лес в купе с такой красотой и белыми бамбуками, показался обладающий особенным очарованием.
Темп движения несколько увеличился. Трасса сделала небольшую дугу и изменила направление на северное. Вскоре показался посёлок Вишкиль, где находилась первая турбаза в которой я запланировал ночлег. Но так как время было ещё только восьмой час, а солнышко находилось в зените, мною было принято решение двигаться дальше. Да и в Котельниче останавливаться на ночлег мы не будем, а поедем до следующего городка Шарья, где имеется ещё одна турбаза. Старинный Котельнич проходим по касательной.
Насколько я знаю Котельнич вообще первый город на Вятской земле, который основали новгородцы. Но останавливаться здесь не в наших планах, первый день не экскурсионный. В инете говорят, что Котёл вполне симпатичный, но то что мы увидели на окраине не впечатляет. А ещё здесь вовсе нет указателей, пришлось останавливаться и спрашивать направление на Шарью у гайцев. И когда нужный сворот был найден, наш экипаж вновь вырывается на просторы. Теперь мы продолжаем движение уже в западном направлении. Мы оказались на трассе Котельнич – Шарья.
Вопреки страхам состояние дорожного полотна на данной трассе оказалось так же на высоте. Оценка, пять, ну может быть кое-где с минусом, благодать. Смело чешем вперёд. Сейчас становится уже ясно, что желательно бы заночевать на турбазе «Ветлуга». Если этого не удастся, и вообще с Шарьей обломится, гнать придётся до Никольского. А ещё не факт есть ли там вообще гостиница, в Интернете я по крайней мере данных так и не нашёл. Где-то в районе посёлка Ленинское, когда мой МТС выходит на уверенный приём звоню по заранее припасённому телефону. И, удача, как раз для нас остался трёхместный номер по 400 рэ с организма. Кричу – оставьте для нас, через час будем.
Где-то через тридцать километров после Ленинского въезжаем в пределы Костромской области. Прощаемся, таким образом, с самым изъезженным мною Приволжским федеральным округом. И оказываемся в Центральном, практически в самой северной его части.
В Костромской области трасса несколько испортилась, на асфальте появилась колейность, разметка вначале стала бледненькой, а затем и вовсе испортилась. Следующие пятьдесят километров пролетели на одном дыхании, и часам к девяти мы оказываемся на окружной дороге города Шарья.
На окружной движемся по часовой стрелке, и оказавшись на южной её части сворачиваем в лес по указателю на турбазу. Администратор уже ждёт нас у входа, и предлагает вполне приличный номер в административном здании. Пока стаскивали вещи нас покусали комары, не разу не вкушавшие уральских кровей. Слегка отогнать их смог только постоянно находящийся в машине спрэй от клещей. Мы всё удивлялись, как это отдыхающие не спеша, гуляют по лесу в шортах и купальниках. Турбаза небольшая и вполне уютная. Конечно же, мы избалованные фешенебельными домами отдыха и турбазами Южного Урала искренне не понимали тех людей, которые приехали сюда отдыхать из Нижнего, Москвы, мы даже видели питерские номера. А вот в долгом путешествии остановиться в лесу куда более привлекательней чем в городской гостинице.
В десять часов устраиваемся окончательно, Егор уткнулся в телевизор, а мы со Светой пошли прогуляться по окрестности. Турбаза находится в сосновом бору, не вдалеке есть небольшой прудик, видимо, где-то рядом протекает река Ветлуга, уютные бревенчатые домики. Но тем не менее турбаза была раскритикована, да и положа руку на сердце по сравнению с красотами Урала здесь всё кажется как то куце. Я ещё сходил в общий душ, и на этом всё. Дневная норма оказалась даже перевыполнена, за день мы прошли 1 360 километров, не плохо! Средняя скорость движение 83,3 км/час, где-то удалось разогнаться до 133 километров в час. Да, ещё, в Шарье на момент нашего появления оказалось жарко, аж +25 градусов. Завтра снова в путь, а пока спокойной ночи.
Читайте далее: День второй. 11.07.2009. Шарья – Тотьма – Вологда – Череповец – Пикалёво.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.