Питер-де-Жанейро, голубая мечта моего детства. Четыре с половиной миллиона жителей, и все поголовно интеллигенты, ну в крайнем случае, просто с высшим образованием) А если кроме шуток, то Питер - один из красивейших городов мира. Всегда представлялся мне другим, не похожим на остальную Россию, а от того столь притягательным и загадочным. Как метко сказал Ю.Шевчук: «…отпрыск России на мать не похожий…» Здесь всегда подскажут, как лучше добраться до нужного места, здесь переведут бабушку через дорогу, здесь уступят место в автобусе. С Питером я знакомился по фильмам, буклетам, рассказам, и чем глубже было это знакомство, тем больше я понимал, что хочу дышать его воздухом. Родившись в Сибири, я вырос на Урале и с детства привык к пространствам. А Москва это всё-таки кольцо, уютное, домашнее, но кольцо – замкнутое кольцо. Но вот Питер, город с налётом столичности, уникальной архитектурой, продуваемый всеми ветрами и омываемый всеми дождями. Питер – город моей мечты!
Тур в Санкт-Петербург изначально не подразумевает лежание на пляже и вообще нахождение в статичном положении. Питер это движение, попытка объять необъятное, увидеть как можно больше. Ну, всего обозреть за раз не возможно, да и на потом оставить нужно. А вот иметь некий план, который по возможности потом воплотить, не помешало бы. Такой план есть и у меня, сегодня нас ждёт Северная Столица, хотелось бы посетить разрекламированный океанариум, и не менее знаковую Кунсткамеру. А ещё, где-нибудь по пути не плохо было бы приобрести вымпел хоккейного клуба СКА, хобби есть хобби. Завтракаем, собираемся и в путь, по Приморскому шоссе выдвигаемся в направлении дворца спорта Юбилейный. Там должен быть магазинчик с хоккейными аксессуарами и атрибутикой.
Как и в Череповце пополнить свою коллекцию нам не удалось и теперь, что ж летом хоккей мало кого интересует. Зато возле дворца обнаружилась неплохая охраняемая стоянка, на которой мы и решили оставить машину, и метро Спортивная тут же рядышком. Отправляемся под землю, едем одну остановку до Витебского вокзала, откуда до океанариума рукой подать. В понедельник входные билеты дешевле, взрослым – 400, на Егора и вовсе – 200, мелочь, а приятно. А вот экспозиция разочаровала, в некоторых офисах я видал аквариумы и понавороченнее. Съёмка платная, снимать только без вспышки, а то рыбы пугаются, в общем, не по деньгам. Самый большой аквариум, с акулой, под которым есть пешеходная арка, то же мог бы быть и побольше. В общем, я отнёс эту достопримечательность к разряду тех, куда не хочется вернуться.
Выбираемся на свободу, и отправляемся пешком в сторону Кунсткамеры. Через ТЮЗ и Пионерскую площадь выходим на Гороховскую улицу. Проходим Семёновскую площадь, по Семёновскому мосту форсируем Фонтанку, сворачиваем на Набережную, откуда оказываемся на Апраксином переулке. Я загодя решил, что по Питеру мы будем ходить пешком, только так, не спеша, рассматривая каждый дом можно утолить визуальный голод. Такой архитектуры как в Северной Пальмире нет больше в России. Бывает, идёшь по Магнитке и радуешься каждому сталинскому зданию, которое имеет неповторимый облик. А здесь, каждое здание – шедевр, а сколько их тут… Вся Россия на протяжении трёх веков работала над воплощением величия державы в камне. Питер, это как Кавказ, только рукотворный.
16(27) мая 1703 года Пётр I первый российский император, тогда ещё царь, заложил Петропавловскую крепость на Заячьем острове. Всем известно, что это и есть дата основания Санкт-Петербурга, а крепость является первым его зданием. По урокам истории, по официальной пропаганде, наконец, просто по рекламным слоганам мы знаем о великой роли этого человека в судьбе России. Ни у кого из нас пользующихся до сих пор плодами петровых усилии, не возникает сомнения в том, что он истинный сын своего народа. В чём заключается гений Петра, какими качествами обладал человек пробивший окно в Европу, создавший армию, флот, основы государственного уклада. The souls lies in doing – Счастье души в деятельности, так в нескольких словах выразили современники его темперамент, его характер. Неиссякаемая энергия, вот движущая сила этого великого героя эпохи. Подобно тому, как недавно я подверг критики культ Салавата Юлаева в Башкирии, и объективности ради, я хотел затронуть тему отрицательного в личности Петра, которого предостаточно. Но затем понял, что личность эта настолько неоднозначная, что уж точно не умещается в формат моего повествования. Но разрешите порекомендовать труд почитаемого мною польского историка Казимира Валишевского «Петр Великий», выводы которого, на мой взгляд, лишены конъюнктурной составляющей. А я лишь затрону некоторые факты об истории основания Санкт-Петербурга.
Почему именно это место заинтересовало Петра, почему в устье Невы основал он город? Вот как К.Валишевский обосновывает решение царя: «Прежде всего, бросив перчатку Швеции, он наметил Лифляндию, Нарву и Ригу. Лифляндия, слишком хорошо защищена, отбросила его на север в сторону Ингрии. Лишь спустя продолжительное время и словно двигаясь ощупью, молодой государь заинтересовался этой областью и остановил своё внимание и вожделение на устьях Невы. Кроме значения военного и торгового, уже признанного, Петр обнаружил в крае ещё неотразимую привлекательность. Он больше не отдалялся отсюда. Здесь он чувствовал себя вполне дома. Народный рассказ изображает Петра выхватившим алебарду у одного из солдат и вырезавшим ею две полосы дёрна, которые он сложил крестообразно со словами: «Здесь должен быть город». Так как не имелось под руками камня для закладки, то его место заступил дёрн. Оставив алебарду, Петр берётся за лопату и кладёт почин земляным работам.
Через торговые ряды выходим на улицу Ломоносова, с которой через Перинную линию оказываемся на Невском. Вот мы и опять на Невском, как же тут хорошо, скорее, скорее к Казанскому. Фоткаемся, заходим в храм, всё также величественно, также великолепно. Вершина архитектуры высокого классицизма, пантеон русской военной славы, такими эпитетами награждают собор Казанской Иконы Божьей Матери многочисленные путеводители. А для меня это место, к которому всё время хочется вернуться. Но топаем дальше по Невскому, ноженьки уже начинают гудеть. А тут Мойка, совершенно кстати, со своими экскурсионными лодочками. С великим удовольствием садимся в ближайшую и отчаливаем по рекам и каналам Северной Венеции. По этому маршруту мы уже катались, поэтому мне теперь интересна не сколь познавательная составляющая экскурсии, сколько просто визуальный ряд. Фасады домов украшенные искусными изразцами, скульптурами и барельефами отсюда с высоты уровня моря смотрятся особенно красиво, лишённые обрамляющей суеты туристов и проносящихся автомобилей. Через Мойку Северную канавку наш ботик вырывается на просторы Невы. Здравствуй Нева, я вернулся! Как там в песне у Сплина: «Нева, великолепный вид…».
Пётр вбил русский клин в Европу, и застолбил выход к Балтике за Россией. Казалось, построй крепость, укрепи гарнизон и обороняй землю. Зачем столицу то сюда переносить? Природа никакая, низина да болото, вокруг безлюдная пустыня, под боком шведы. Торговая ценность тоже под вопросом, торговать через Ригу или Архангельск в разы выгоднее. Да и близость к Европейским столицам вовсе не очевидна. От Москвы до Варшавы и Берлина гораздо ближе, да и инфраструктура развита не в пример лучше. Пётр и не собирался превращать Санкт-Петербург в столицу, по крайней мере до Полтавской битвы. Он не чувствовал в полной мере себя хозяином этих земель, и довольствовался постройкой крепости и устройством гавани. Но Пётр не мог оставаться в Москве, откровенно враждебной, он должен был закрепиться на Балтике и показать Европе, что Россия новый набирающий силу её член. «В Петербурге Россия сделалась европейской и космополитической, но город чисто русским..» (Валишевский) И время показало насколько Пётр был прав, сегодня у Питера потенциал столицы всей Балтики.
Строить город начинали пленные шведы и мёрли тут тысячами. В начале на острове Яннисаари (Заячий) была построена деревянная крепость, затем деревянная церковь и домик, послуживший первым дворцом Петру. В следующем году поблизости возникла лютеранская кирка, впоследствии перенесённая на левый берег реки, на Литейную, и харчевня, знаменитая остерия «Чёрных фрегатов», долгое время служившая городской думой. Наконец к этой скромной группе построек присоединился базар. Сподвижники Петра стали селиться вокруг а подобных домиках. Вот так начинался самый северный миллионник в мире. Нева до самого устья имела в то время не более трёх метров в глубину, отсюда затруднения в строительстве верфей. Судового дуба нет, его привозили аж из Казани, пища завозная, пастбищ нет, всюду дороговизна, хронические наводнения, это только малая доля трудностей, выпавшая на основателей города. Но, не смотря на это сегодня на берегах Невы огромный и красивейший город, без которого невозможно представить наше отечество.
Наш кораблик проплыл под пролётом Троицкого моста, остаётся только удивляться, как Чкалов умудрился пролететь под ним. Далее сворачиваем на Фонтанку, Чижик-Пыжик, цирк, Аничков мост. О, а вот Семёновский мост, здесь сегодня мы уже были. Питерцы спорят с москвичами, чей город лучше, как называть подъезд или парадная, булка или буханка. Странные люди как вообще можно сравнивать эти города? Это как Магнитку с Суздалью сравнить, полные антиподы. Это так же бессмысленно как называть булку буханкой и наоборот, мне какое слово первым придёт на ум, так я и назову. Москва тесная, домашняя, тёплая, купеческая, импульсивная. И Питер, нордически сдержанный, просторный, интеллектуальный, но не менее уютный, и более европейский. Они оба по своему прекрасны!
В 2009 году в Санкт-Петербурге проживает 4 581 854 жителей, а в начале 90-ых город отмечал рождение пятимиллионного жителя. Это что получается, за 20 лет население сократилось на полмиллиона человек? Это же целый Магнитогорск, взял и уехал из Питера. Я не знаю ещё такого города в России, где была бы такая убыль населения. И тем более мне не понятно, как можно уехать отсюда, хотя бы и в Москву. С Фонтанки сворачиваем на Крюков канал, оттуда на Мойку и сделав круг возвращаемся на Невский. Что ж пришла пора перекусить.
Как в Москве на Красную, в Питере обязательно нужно попасть на Дворцовую площадь. На этот раз у Александровского столпа не так людно, может потому что понедельник. Эрмитаж сегодня закрыт, да мы и не планировали. Я всё никак не могу собраться духом для того чтобы попасть сюда. В Третьяковке мы были, а вот в Эрмитаже пока не довелось. Говорят, что общая длинна всей экспозиции составляет 24 километра, хватит ли дня?)) Мне кажется, что Питер это такой город, который на фото получается всегда хуже чем на самом деле. Каким профессиональным фотографом бы ты не был, и как правильно не выбрал бы он экспозицию. Питер нужно видеть своими глазами!
По Дворцовому мосту переходим на Васильевский остров, стрелка, Биржевая площадь, это то место, куда тоже обязательно необходимо попасть. Здесь на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга. Мы переходим набережную Макарова, и мимо здания биржи приближаемся к Кунсткамере. Но, к сожалению уже поздно, вход в музей закрывают на час раньше завершения осмотра. Делать нечего, приедем сюда в следующий раз, ведь мы в Питере лишь первый день.
По Дворцовому мосту возвращаемся на левый берег, и сворачиваем на Адмиралтейскую набережную. Вот они львы, а вот и тот самый знаменитый памятник «Царь-плотник» который был снесён в 1919 году. Да - да, это не оригинал, к счастью была копия, хранившаяся в Нидерландах, которую голландцы и передали в 1996 году в дар Cанкт-Петербургу. Ну и конечно Медный всадник, воспетый Пушкиным, и гром-камень, как мы могли сюда не придти. Честно говоря, ножиньки то уже не носят. Сейчас немножко посидим в Адмиралтейском саду, покушаем морожинки и отправимся к Исаакию.
На колоннаде мы уже были, а во внутрь уже поздно, вход закрыт. Поэтому на этом решаем завершить прогулку, и уже направится в сторону машины. Разумно полагая, что топать до Спортивной куда дальше, чем до Сенной площади отправляемся через Исаакиевскую площадь на переулок Гривцова, а оттуда уже на Сенную. Возвращаться решаем через Выборгское шоссе для разнообразия. По Литейному мосту, через Большой Сампсониевский проспект и проспект Энгельса попадаем на Выборгское шоссе. Более пробкового места в Питере я ещё не видел, а на выезде на КАД и далее и вовсе попадаем в гигантский затык. Больше здесь не поеду. Весь день было слегка пасмурно, и я протаскал с собой зонтик, но дождик так и не пошёл. Начав с 19 – и градусов воздух разогрелся к вечеру до 24 градусов. Перед сном мы со Светой погуляли по пляжу босиком. В чудесном балтийском песке наши ступни отдохнули перед завтрашнем днём. А вечером был бутылёк «восьмёрочки», балкон с видом на залив и книжки. А завтра мы едем в Выборг.
Читайте далее: День пятый. 14.07.2009. Репино – Выборг – Репино. Санкт-Петербург.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.