День первый. 06.06.2008г. Магнитогорск - Набережные Челны – Киров.
Большая часть моих поездок начинается ранним утром. Как правило, я ставлю большие задачи на день, и поэтому стараюсь запастись резервом во времени с самого начала. Нет, конечно, бывает так, что я выезжаю и в ночь, но это в том случае, если хочу проехать за сутки более полутора тысяч километров. Если зимой это время приходится на беспросветную темень, то сейчас 6 – 7 часов утра это одно из самых прекрасных периодов суток – заря.
Заря синоним пробуждения, расцвета, это как весна после долгой зимы. Заря как начало взрослой жизни, ты всегда ожидаешь от неё большего, лучшего. Как будто ты спортсмен, замерший на линии старта.
Утро в этот раз казалось, было не в настроении. Солнечный свет еле-еле пробивал тяжёлые серые тучи, накрапывал мелкий неприятный дождичек. Но ни это, ни крайне низкая для начала июня температура (+10) не сбили градус нашего настроения. Путешествие началось! Впереди наш экипаж ждала дорога по хребтам красивейшей и уникальной горной системы Южного Урала.
Но прежде всякий едущий из Магнитогорска в Уфу обязательно должен проехать старинный город металлургов Белорецк. Климат, ритм жизни, атмосфера здесь отличается от находящегося всего в восьмидесяти километрах отсюда Магнитогорска. Всё как будто замерло, а вернее затормозилось. Весна сюда приходит позже, а зима раньше. Машины по городу движутся со скоростью 40 километров в час, никто никуда не торопится. На торце дома первого встречающегося жилого микрорайона надпись, которая гласит о том, что имя и дело Ленина будет жить вечно. Затерявшийся в горах Белорецк меняется неохотно.
Уже после, в Кирове, когда я просматривал отснятые за день фотографии, выяснилось, что объектив фотоаппарата был заляпан, и снимки получились размытыми по краям. Но данный факт только придал законченности пейзажам, создав эффект сюрреальности окружающей картинке.
На мой взгляд, музыка гор должна быть электронной. Мажорные высокие ноты, чистые голоса, плавные переходы, величие и умиротворение в каждой ноте. Музыка гор это Moby… Душа вырывается из груди, поет вместе с Moby, и плачет от радости вместе с небом.
А какая палитра в начале июня, свежие не выцветшие краски, ещё не переросшая трава, напоминающая швейцарский газон. Чистая, омытая дождём зелень леса, четкая синь облаков, бурые пятна выхода скальных пород, как в детской раскраске, или в воинской части накануне приезда комиссии. Я люблю горы!
Но всё хорошее когда-нибудь кончается, закончились и горы. Вот мы уже бороздим поля Башкирии, с каждым километром приближаясь к её столице городу Уфе. Но проезжать через центр я не собираюсь, в моих планах выехать на трассу М7 через пригород Дёму. Здесь льёт холодный, такой осенний дождь.
Дааа, давненько я не ездил по М7 на участке Уфа – Набережные Челны, исконные башкирские места, так называемая Мендзелинская дорога. Когда в середине XVIIIв. началось активное промышленное освоение Урала правительство озаботилось и колонизацией башкирских земель. До этого она проходила стихийно, колонизаторами обыкновенно являлись «гулящие люди», т.е. беглые, которые спасались от крепостного ига, от тяжести налогов, от рекрутской повинности, а также от религиозных преследований.
Очевидно, что оренбургский губернатор в своих заботах о колонизации края не мог потворствовать подобного рода выходцам. Поэтому Татищев принялся заселять башкирские земли людьми деятельными, с разной степенью успеха. Выходцы из Средней Азии, кундровские татары (из Астрахани), крещёные калмыки от них было мало экономической пользы, да и переселялись они неохотно. Активную торговлю со Средней Азией навели казанские татары обосновавшиеся в Сеитовой Слободе. Все же старания правительства привлечь сюда русских купцов и ремесленников оставались безуспешными.
Более обильный приток колонистов давала ссылка; в Оренбургскую губернию ссылались преступники из купцов, мастеровых и ремесленников, но, конечно, это были элементы, весьма малопригодные для внесения в дикий край начал гражданственности и промышленности. Опять я увлёкся историей Башкирии, но история вообще занимает в моей жизни особенное место. Из неё я черпаю мудрость, способность адекватно воспринимать современность. В истории можно найти ответы на многие вопросы.
Татарстан встретил нас порывистым, холодным ветром, на заправке меня чуть не сдуло. Причём ветер пронизывающий, при высокой влажности, какие бывают поздней осенью. Ещё в Башкирии я заметил, как в некоторых придорожных деревнях собиралось местное население на больших открытых полях на какую-то тусовку. Эти сборища уж больно напоминали сабантуй, ярмарки, игрища, состязания. А почему бы и нет, ведь всё логично, насколько мне известно, мусульмане, таким образом отмечают конец сельскохозяйственных работ, будь то посевная или уборка.
В Набережных Челнах мы задержались на два часа. Егор всё это время просидел в машине и прождал меня, благо всем необходимым он обеспечен. Не считая еды и питья, он предусмотрительно запасся кое-чем и для интересного досуга: книги, ноутбук с фильмами и зарядкой от прикуривателя, мягкие подушки…В город я не въезжал, встреча у меня была на окраине, на окружной в районе БСИ, поэтому освободившись, мы рванули дальше по М7 в сторону платины через Каму, и далее по трассе.
Здесь трафик увеличивается, это и не мудрено, ведь мы на одной из основных федеральных трасс России. После Набережных Челнов к потокам с востока добавляются и ижевские, и местные фуры. А ещё куча внутренних транспортных средств, ведь Набережные Челны с Нефтекамском, Елабугой, Менделеевском и Мамадышем образуют довольно серьёзный транспортный и промышленный узел. Пока я лавировал в потоке, Егор приспокойненько смотрел кино по лэп-топу.
Сына у меня замечательный получился (тьфу,тьфу, не сглазить), мало того что не косячит, он имеет уже сформировавшуюся жизненную позицию. Да и у нас с ним, я считаю, сложились неплохие отношения. Пожалуй, это единственный человек, который не пытается меня переделать, и воспринимает меня таким, какой я есть. Хоть я и не являюсь идеальным папой, но стараюсь отвечать ему взаимностью, и из всех приоритетов предпочтение всегда отдам ему.
Мы пересекли Вятку, и в районе Мамадыша свернули с М7 на север. Потянулась череда татарских деревень. В одной из них нам встретилось необычное шествие. Все жители этой деревни высыпали на улицу, были пёстро одеты и явно веселились. Нас остановила группа подростков, перегородив дорогу двумя палками, украшенными пёстрыми лентами. Хоть они и были уже на веселее, но настроены весьма доброжелательно. Подростки стали просить подарок, сообщив, что это типа колядок на сабантуе. Денег я решил не давать, а отдал им диск Moby. Думаю, что вряд ли местные оценят художественную ценность компакт-диска, но дарёному коню в зубы не смотрят.
Между Кукмором и Вятскими Полянами проходит граница Татарстана с Кировской областью. Мы благополучно пересекаем её и тут же въезжаем в этот Вятский городок. Помяв своими колёсами, и без того разбитый асфальт улиц Вятских Полян выезжаем из города в направлении Уржума. Затем был ещё один участок дороги, проходивший по территории Татарстана, между посёлками Челны и Кошкино. После которых мы уже окончательно въехали на территорию Кировской области.
По этому маршруту я ездил в ноябре прошлого года, тогда дорога была уже под снегом и мне показалась достаточно ровной. Но реальность оказалось куда более плачевной. Ямки, трещинки, волны, в общем, на троечку, кое-где с плюсом. Вскоре мы добрались до Уржума. Ещё в прошлую поездку я отмечал, что, оказавшись в стороне от основных Российских направлений, Кировская область как бы остановилась в развитии. Она осталась в XIX веке, особенно это ощущается здесь в провинциальных городках.
За Уржумом дорога пересекает Вятку. Река приветствует нас серебряным блеском своих вод. Здесь очень красиво, вновь поет душа. Сегодня нам уже некуда спешить, и мы не спеша наслаждаемся окружающими красотами.
За городком Нолинск, центром производства Вятских сувениров начинаются сопки сказочных Вятских увалов. Дорога здесь не сглаживает рельеф, а петляет по изгибам ландшафта, словно на американских горках. Ясный прохладный воздух, тучи с различными оттенками синего цвета, лес освещённый лучами заходящего солнца, всё это вновь создаёт настроение Moby.
На оставшемся до Кирова отрезке несколько раз попадались убитые в усмерть участки, но они чередовались с вполне приличными. И было видно, что плохие участки потихоньку реставрируют.
Мы имели временную фору в два часа поясовой разницы, поэтому добрались до Кирова засветло. Не смотря на остановку в Набережных Челнах, и неспешный темп в десять часов вечера наш экипаж уже заселялся в знакомую мне по прошлому визиту гостиницу Вятка.
Завтрашний день у нас будет полностью посвящён Кирову, а пока нужно отдохнуть. За день пройдено 1131 километр. Температура воздуха в Кирове семь градусов тепла.
Читай далее: День второй. 07.06.2008г. Киров.