День двенадцатый. 17.06.2008г. Саранск – Магнитогорск.
Подъём в пять утра, ну как подъём, для кого подъём, а кто уже и не спал. Вернее вообще не спал, у меня опять бессонница. Нужно было всё-таки бахнуть по соточке, дядька ведь предлагал. Бессонница, что это? Неужели старость? Мне же сегодня исполняется 36!!? Чёрт… уже тридцать шесть!!! Мой самый быстрый сперматозоид уже длиннее своей матери! А ведь всего десять лет назад все кому за тридцать представлялись для меня старпёрами. Вот это темп! Как бы куда не опоздать, нужно спешить. Сына, пааадьёёёёёёмммм!!! Нам нужно успевать, успевать всё посмотреть, все дела переделать, дом построить, дерево вырастить, тебя вот вырастить…А он мне спокойно так: с днём рожденья папа и книжку дарит. Самый первый поздравил, это в двойне приятно. И книжку дарит. Ба, да это же Валишевский «Екатерина Великая», я за ней полгода гонялся по книжным. Хотел даже в инете заказывать. Где он её нашёл? А как умудрился с собой всю дорогу таскать, да ещё так чтобы я не узрел. Вот порадовал папку то.
Нам нужно выехать пораньше, сегодня предстоит самый длинный дневной пробег, да ещё и плюс два часа часового пояса. Прощай Саранск, город с которым в последние годы меня многое связывало. И в первую очередь это незабываемые студенческие впечатления. После тридцати вернуться в те ослепительные студенческие годы, это дорогого стоит. И плюс ко всему мне удалось таки получить квалификацию экономиста, это плюс уже к имеющейся инженера-механика. У Сашки – брата вообще ни одного диплома нет, наверно один ему подарю на день рожденья. Но как не крути Саранский период моей жизни – это перевёрнутая страница.
Как только выбрались на оперативный простор, позвонила Света, с поздравлениями. Ей хотелось поздравить меня первой, но обогнать Егора не удалось. Спасибо родная, я ценю твою заботу. А потом звонки посыпались стройной чередой. Друзья и близкие отзванивались по мере просыпания, и так весь день. Этот день рождения я провисел на телефоне. Да мне и не привыкать, в день рожденья у меня по жизни то экзамены, то защиты, то выпускные, то я во всевозможных лагерях, то на отдыхе, то в командировках. Те редкие годы когда свою днюху я праздновал шумным застольем можно перечесть по пальцам, причём одной руки.
Сегодняшний маршрут хоть и не близкий, но знаком как улицы родного города. Здесь я не испытываю дискомфорта от ощущения неизвестности, вот Чамзинский самолёт, Дубёнки, дальше будет Ульяновская область и так далее.
Нифига себе, я и не заметил, как проскочил Мордовию. Ну, если так пойдёт дело дальше, то самый длинный участок путешествия пролетит на одном дыханье.
А вот небо не выглядит столь же доброжелательным. Куксятся взъерошенные тучки, готовые взорваться в любой момент. Кажется, что от вчерашней жары не осталось и следа. Да это и к лучшему, под палящим солнцем тяжко пришлось бы не выспавшемуся путешественнику. А утренняя прохлада бодрит, да тут ещё и дождик пошёл, свежо, хорошо.
Вскоре этот дождик превратился в настоящий летний ливень, который уже с некоторым ожесточением извергал на наши головы огромные потоки воды. Очень упала видимость, я непрестанно боролся с этой водной стихией, которая на асфальте и в полёте существенно осложняла передвижение. Но, как и подобает летнему ливню, он то прекращался, давая передышку, то возобновлялся с новым неистовством. Так, стараясь не быть смытым с трассы, наш экипаж добрался до славного города Ульяновск.
На Московском шоссе привычная будничная суета. Конечно, это не бешенный московский ритм, а такая неторопливая провинциальная толкотня, которая присуща городам России с полуторамиллионным населением. А если быть совершенно точным, то в начале 2007 года в Ульяновске проживало 611,7 тысяч жителей. К ещё одной традиции можно причислить остановку на видовой площадке возле стеллы посвящённой ВОВ. Какие же очаровательные виды на могучую Волгу открываются с этого места.
А потом был серпантинный спуск к мосту через Великую Русскую реку. Приятно порадовало состояние стройки второго мостового перехода. Насколько я успел разглядеть, строителям осталось возвести по одному пролёту с каждой стороны, и собственно основная конструкция будет собрана. Напомню, что эпопея с возведением второго моста в Ульяновске длится уже в районе тридцати лет. На старом мосту была обнаружена пробка, но, слава богу, что только в обратную сторону, и поэтому я пролетел по Ульяновску, как бумажный самолётик. Далее всё по накатанной, Чердаклы, Мулловка, лес, Димитровград…
Небо уже давно прояснилось, где-то высоко были видны лишь перьевые облака. Солнце вполне активно взялось за разогрев воздуха. Вот сколько я еду через Димитровград, столько здесь и блужу. Не смотря на то, что это небольшой городок с населением всего 127 тысяч жителей, его планеровка представляется мне весьма бестолковой. Положение усугубляется разбитыми дорогами, а в тех местах, где асфальт вполне приличный, оборудованы… лежачие полицейские. Убивайте свои машины дорогие горожане.
Димитровград, оказывается, это не историческое название города, в 1972 году город назван так в честь деятеля Коминтерна и болгарской коммунистической партии Г.М. Димитрова. А до этого он назывался Мелекес. Годом основания города считается 1698, эта дата внесена в Устав Димитровграда. Дата условна и связана с появлением первого поселения на территории современного Димитровграда. Этим первым поселением была деревня ясашных чувашей в низовьях реки Мелекесс, основанная в конце 90-х годов 17 века. В 20-ые годы XX столетия территория бывшей удельной деревни Чувашский Мелекесс вошла в состав города Мелекесса и прекратила самостоятельное существование.
Вскоре, мы проехали и Ульяновскую область и очутились в соседней с ней Самарской.
Температура воздуха тем временем уже перевалила за тридцать градусов выше нуля. За всю поездку это был температурный максимум, если не кондиционер, тяжко бы нам пришлось. Как только въехали в Самарскую область, сворачиваем на лево в направлении Кошек. Этот манёвр так же традиционен, и проделывается он для того, чтобы хотя бы на сто километров да объехать трассу М5. Кошки можно объехать, вокруг этого райцентра построили объезд, правда какие-либо указатели отсутствуют.
А далее, вплоть до самого Сергиевска пустейшая трасса, по которой летишь как фантик на ветру. Это тебе не М5, с её бесконечными фурами, и колеёй на полотне. Сложно складываются мои взаимоотношения с этой федеральной трассой, а особенно с участком в Самарской области. Если начинать вспоминать все приключения, то стоить начать с 99-го года, тогда зимой мы мёрзли под Уфой, и не из-за поломки, а от того что кончилось топливо и деньги. Мы выехали из Москвы на дух машинах, на «четвёрке» ВАЗ и на фуре с грузом, так получилось, что денег у нашей автоколонны оказалось в притык. Потом оказалось, что водителю Интера (фура) ещё нужно было забрать свою «шестёрку» с Умёта, откуда мы ехали уже в колонне из трёх машин. За Самарой у «шохи» кончился бензин, её привязали к фуре и мы по очереди с Сашкой рулили в ней. Это был полный экстрим, скажу я вам, в пургу без печки и ваакумника тормозов ехать на прицепе за фурой. Под Уфой кончилась соляра у фуры, и уже на «четвёрке» все мы доехали до Магнитки и снарядили спасательную экспедицию с деньгами обратно к замерзающей фуре. Следующий случай был через полтора года, тогда в Жигулёвских горах у нас отказало реле зажигания на Серёгиной «десятке». В этот день как раз была Пасха, и всё Тольятти отдыхало, и мы так и ехали до Уфы на двух цилиндрах. Километров через двести мы поняли что поломано, потом ещё через двести сообразили обесточить форсунки. Так и доехали до Уфы, сбрасывая скорость на подъёмах до двадцати и разгоняясь на спусках. Хорошо, что башкиры мусульмане, и автомобильный рынок там работал, а то мы бы не нашли новую катушку и не преодолели бы горы на двух цилиндрах. В 2002 году уже на своей Нексии я вылетел с трассы в щебёнку, в сложных погодных условиях осеннего дождя и грязи, усугубленных тёмным временем суток, я не заметил объезда, и как шёл прямо, так и улетел в ремонтируемый участок. Ну, тогда обошлось без повреждения, только потом всю дорогу из меня сыпалась щебень.
Но как ни крути пока объехать федеральную трассу М5 не получается, вот и в этот раз, проехав Сергиевск и Суходол, наш экипаж вливается в поток таких же страдальцев как и мы. И началось…, при первом же обгоне я почувствовал провалы на ускорении. Чем дальше тем больше, едва я притапливал машину начинало рвать, на определённых промежутках она тупила. Доказано опытом, что причин в таких случаях две, либо отсутствие электричества, либо топлива, я сразу же склонился ко второй. Уже на подъезде к Оренбургской области, машина шла рывками, небольшие по интервалам ускорения сменялись такими же недолгими моментами затухания. Было понятно, что топливо поступало как-то порциями. Так я въехал в Оренбургскую область.
Новейшая история моих взаимоотношений с М5 так же не усыпана розами. Ещё свеж в памяти случай полуторагодичной давности, когда я в Самаре не завернул крышку маслозаливной горловины, и за следующие восемьдесят километров расплескал 60% объёма всего масла двигателя, и устроил ему масляное голодание. Ну а не далее как в конце февраля этого года, я кончал покрышку в пятидесяти километрах от Самары, угодив в огромную ямищу. Вот и сейчас не желает эта трасса отпускать меня, не потрепав нервов. Ближе к Татарии дело дошло до того, что на каждом подъёме я сбрасывал скорость до 20-ти километров в час, каждое нажатие на педаль газа сопровождалось хаотичными рывками. Было понятно, что топливо в камеру сгорания поступает порциями.
Но что это? Если бензонасос, то он просто бы отказал, как это было у меня с Реношкой. На всевозможные датчики, отвечающие за приготовление и подачу смеси тоже вроде не похоже. Может где-то в системе образуется ваакумная пробка, вызываемая жарой? Эта версия становится основной. Уже в Татарстане сворачиваю на заправку для первого визуального осмотра. Заниматься детальной диагностикой я не собираюсь, пока машина передвигается нужно ехать поближе к культурным центрам. И я вновь выезжаю на трассу, вроде бы всё нормально, машина рвёт из под седла! Но радость оказалась не долгой ближе к Башкирской границе появились провалы, но теперь они казались куда серьёзнее.
Я укрепляюсь в своих умозаключениях о ваакумной пробке, типа постоял там всё остыло и пробка рассосалась, а далее по новой. После моста через Ик и первого башкирского поста будет затяжной подъём, я боялся в него не втянуть, потому что тронуться с места в гору в нашей ситуации было не реально. Так и получилось, перед постом скорость упала, а подъём увеличился, и мы заглохли. Тут появилась новая гипотеза о проблеме с вентиляцией бака, в этой версии я укрепился. Немножко постоял, открыл крышку бензобака и решил стартовать. Горку ужалось взять с ходу, а дальше худо-бедно поехали.
Следующая остановка с той же целью была у озера Кандры. Я проделал те же манипуляции, и мы двинули дальше. Всё передвижение происходило с включенной аварийкой, так как вписаться в общий поток мы, конечно же, не могли. Чем дальше, тем становилось хуже. Выровнялись циклы провалов, ускорения чередовались с провалами в одинаковых интервалах по пять секунд. Ускорения сопровождались неистовыми рывками, надежд на то что подушка КПП останется после такого режима езды целой у меня не оставалось. На подъёмах скорость сбрасывалась до 10-20 км/час, вынуждая переходить на первую, с горки мы немножко разгонялись. Учитывая трафик, нам приходилось сползать на обочину, пропуска поток.
Полегче стало, когда трасса расширилась до четырёхполосной, я хотя бы не так мешал попутному транспорту. Перед Уфой местность ещё более изрезанная, и каждый подъём для нашей израненной ласточки превращался в изрядные мучения. Мы медленно плыли на восток израненные, когда в динамиках раздалась тема из кинофильма Профессионал. Как это символично, насколько я помню, там главный герой тоже израненный бредёт по пустыне под эту музыку.
Попила крови объездная вокруг Уфы, которая находится на реконструкции, а для того чтобы свернуть с М5 направо на Оренбургскую трассу понадобилось развернуться под мостом в обратную сторону и потом вновь нырнуть под мост. Не стоит говорить о том, что на подъёме на мост мы, конечно, заглохли и затем чтобы просто тронуться в плотном потоке, нужно было проявить чудеса эквилибристики. М5 позади – это без сомнения плюс, но впереди горы – это есть жирный минус, мы с Егором приготовились к борьбе. И перед въездом на сложный участок нужно было заправить под завязку баки. Что мы и сделали. А вот произошедшее дальше стало приятнейшем сюрпризом, с полным баком наша ласточка полетела как будто вырвавшись из оков. Неужели дело было в плохом бензине, который мы заправили перед Кошками? Радости нашей не было предела, после пяти часов борьбы с дорогой мы гнали домой, и не заметили, как въехали в горы.
Через некоторое время рывки вновь проявились на подъёмах, но уже так сильно не досаждали. Во всяком случае перевалить горы вполне можно. Этот факт уложился в мою теорию о том, что каким-то образом планомерной подаче топлива мешает неисправная вентиляция топливного бака, и в первую очередь я грешил на абсорбер.
Традиционную остановку мы сделали на смотровой на перевале перед Инзером. Солнце уже заходило, перед нами открывалась красивейшая панорама. Егор сфотографировал меня на фоне заходящего солнца, Аля Металлург – Чемпион. После недосыпа и преодоления трудностей я выглядел, мягко говоря, не свежо.
Далее начало темнеть, и к Белорецку стемнело окончательно.
Домой мы добрались уже к двенадцати часам ночи. При первом же ТО выяснилось, что забился приёмный фильтр бензонасоса, мы вытащили огромный камок грязи. Вот так завершилась моя июньская поездка, длинной в 4 831 километр.
До скорой встречи, и читайте мой следующий отчёт Крым 2008.