День четвёртый. 09.06.2008г. Ярославль – Ростов – Переславль-Залесский – Москва
В эту ночь мы спали как младенцы, и Колос показался нам райскими хоромами. Настроение с утра отличное, ну и пусть небо хмурится, зато плюс пятнадцать, а мы в тысячелетнем городе. Кругом позитив! Ааааа! С добрым утром!!!
К обеду я уже свободен, вперёд на знакомство с Ярославлем. Начать мы решили с набережной реки Которосли, здесь, на стрелке, начиналась многовековая история Ярославля. А сама набережная выглядит уютной и ухоженной, вдали виднеются купола церквей, а чуть ближе пришвартованы яхты и речные прогулочные катера.
Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси - Ростову Великому, основал здесь город- крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством.
Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя- медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».
Далее по Которосльской набережной, ближе к Волге находиться Спасо-Преображенский монастырь. За ним на Богоявленской площадью возвышается памятник Ярославу Мудрому – основателю города. Это тот самый памятник, который изображён на тысячирублёвой купюре. А у восточных ворот расположена Часовня иконы Казанской Божьей Матери, которая виднеется на купюре на заднем плане. Эта часовня была возведена в честь 850-ти летия Москвы в память ополчения Минина и Пожарского.
Получается, что в апреле этого года в Красноярске я отметился на десятирублёвой купюре, а вот сейчас эта купюра уже тысячерублёвая. Интересный повод для путешествий, нужно будет продолжить посещение объектов изображённых на российских дензнаках. Кстати это очень дальновидно в такой стране как Россия изображать на деньгах не лики всевозможных деятелей, а архитектурные достопримечательности. Этим мы подчеркиваем непредвзятую позицию общества по отношению к собственной истории, и одновременно проявляем гордость за наших зодчиев.
Спасо-Преображенский собор является древнейшим сооружением Ярославля, возведённый в 1506—1516 годах на фундаментах первоначальной постройки 1216—1224 годов. Именно от стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. Не посетить его мы с Егором не могли. За вход в монастырь взимают какую-то символическую плату, я уже и не помню какую. На территории монастыря активно ведутся реставрационные работы, и мне хотелось бы верить, то наши денежки пошли именно туда. Гораздо более ощутимые суммы просят за посещение всевозможных экспозиций расположенных на территории монастыря. Но времени на их посещение у нас нет, и мы довольствовались внешним осмотром.
В ансамбле монастыря выделяются: ограда и башни, Святые ворота, Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, трапезная и настоятельские покои, звонница, ризница, корпус монашеских келий. В богатой библиотеке здесь был обнаружен в 1790-е годы список древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Но пока церкви в лесах, остальные фасады обшарпанные, в общем, нет того привычного монастырского уюта, как допустим в Трифоновском монастыре в Кирове.
После монастыря мы с Егором переместились на красивейшую Волжскую набережную. В верхнем своём течении Великая Русская река не менее величественна чем в Ульяновске, Самаре или Волгограде. А сама набережная имеет свою индивидуальность и без сомнения является жемчужиной Ярославля. Понятно почему на протяжении XI-XII город оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого. Географическое положение Ярославля было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс.
Несколько огорчили и одновременно позабавили местные дпэсники. Меня остановили на набережной и сообщили, что я заехал под знак «въезд запрещён». Я сказал, что этого знака не видел. Менты вежливо предложили отвезти меня на место въезда, для того чтобы я смог воочию убедиться в его наличие. В итоге мы нашли данный знак, но подвешан он был на уровне (???) четвёртого этажа(!!!). Дпсосы отказались принимать претензии в устной форме и предложили мне жаловаться куда угодно только не им, и выписали мне всё-таки квитанцию на сто рублей. Забегая вперёд, скажу, что это были единственные мой штраф за всю поездку. Таким образом, и на этот раз мне не удалось съездить «на ноль» по штрафам.
Пошёл дождик, но он казался уже по летнему тёплым и ласковым. На последок мы решили прокатиться по историческому центру Ярославля. Здесь я пополнил свою коллекцию изваяний Ленина. Он стоит на высоком парапете, властным жестом руки указывая путь в светлое будущее своему заблудшему народу. Спасибо учитель, но сейчас ты выглядишь жалким. Стой здесь в назидание потомкам.
Ещё нам попался памятник Н.Некрасову, оказывается он уроженец Ярославской губерии, а в самом Ярославле учился в гимназии. А недалеко от Ленина в небольшом скверике приютился ещё один поэт Максим Богданович, оказывается и он учился в этом городе.
В сегодняшнем Ярославле проживает 604 тысячи жителей. Основу экономики города составляют предприятия машиностроительного комплекса, это моторный, электровозоремонтный, вагоноремонтный, электромашиностроительный, судостроительный заводы, шинный завод, конечно-же Ярославнефтеоргсинтез и другие. Лично мне Ярославль показался уютным и симпатичным. Здесь нет суеты и толчии присущей миллионникам, и в то же время развита инфраструктура. Ну а исторический центр радует глаз смешением эпох, стилей и своей неповторимостью. В общем, короткий визит в Ярославль оставил только положительные эмоции.
В 2010 году здесь будут отмечать тысячелетие со дня своего основания. Этот праздник не высосан из пальца, как в Казани, он имеет историческое обоснование, и надеюсь, будет отпразднован не менее достойно. И хотел бы я оказаться здесь в дни юбилейных торжеств. Мы покидали Ярославль под так и не прекратившийся дождик. Но, как известно, дождик на счастье, и утреннее позитивное настроение так и не покинуло нас. Наша экспедиция выдвинулась в юго-западном направлении по направлению к Москве.
Впереди лежала просторная четырёхполосная трасса М8 «Холмогоры». Отличное дорожное покрытие, небольшой трафик, приподнятое настроение несли нас к новым открытиям. До конца дня оставалось ещё много времени, и у нас был шанс посмотреть на величественный Ростовский кремль.
Незаметно пролетели шестьдесят километров трассы между Ярославлем и Ростовом, и на горизонте появилось играющее серебряным блеском зеркало озера Неро. Мы въезжали в один из древнейших русских городов Ростов-Великий.
Он уже существовал до пришествия на трон Рюрика. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за «лето 6370-е от сотворения мира» (862 год по современному летосчислению), о нём идет речь как о давно существующем. По легенде, Ростов стоит на том месте, где некогда был Ро́ссов стан — место военной стоянки легендарного царевича Росса-Вандала, сына царя Рагуила. Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, первое укрепленное поселение на озере Неро, было основано еще вождями племени меря в VII в., в то время как современный город, по-видимому, первоначально представлявший собой славянскую колонию в пригороде мерянской столицы, появился в Х в.
В IX в. Ростов вместе со всеми владениями меря был присоединен к государству Рюрика со столицей в Новгороде. В отличие от Белоозера, столицы племени весь, Ростов не участвовал в призвании варягов и был обложен данью позже. К этому времени культура, обычаи и язык племени меря, являющегося ветвью чудского народа, исчезли бесследно. Вместе с кн. Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 г. и на Царьград в 907 и 911 гг. Ростов был одним из русских городов, которым Византия после этих походов платила дань. Это самый древний город в Северо-Восточной Руси.
Для меня это уже третий русский город, история которого уходит в дорюриковский период. Кроме Ростова Великого я бывал в Смоленске и Муроме, а вот Егор впервые очутился в столь древнем городе. Кстати имя Великого наряду с Ростовом носит только Новгород, ни Киев, ни Москва не удостоились этого титула. Можно только предположить, что величие его заключалось в том, что он был одним из крупных для своего времени городов Киевской Руси.
Первым делом мы рванули в кремль. И так спешили туда попасть, что проникли в него через какой-то задний вход. Уже осмотрев звонницу и внутренний двор, поняли, что находимся здесь без оснований, и как порядочные люди направились уже изнутри к главному входу, для того чтобы обилетится. Как и в Ярославле, мы не стали покупать билетов на всевозможные экспозиции, а купили лишь проход по периметру кремлёвских стен.
Архитектурный ансамбль кремля впечатляет своим неповторимым обликом. Успенский собор со звонницей, внушительные стены с огромными цилиндрическими башнями смотрятся нереальными, как будто бы вышедшими из сказки. Как будто это и есть тот самый загадочный град Китеж. Всплывают знакомые картинки из детских сказок, а может быть не сказок. То и дело взгляд выхватывает из общей панорамы знакомые куски. Баааа, не ужели, точно, ведь именно здесь снимали «Ивана Васильевича…»! Точно, так и есть, вот то крыльцо…, вот те стены по которым герои уходили от погони, а из этих главных ворот отряд уходил бить врага на Изюмский шлях…
Ростов — жемчужина Золотого Кольца, объединяющего старейшие города России. Значительный культурный потенциал города сделал его одним из крупных центров туризма и паломничества. Ростов включён в специальную программу сотрудничества между Советом Европы и Россией по сохранению историко-культурного наследия. В разное время мы уже посещали Углич, Переславль-Залесский, Сергиев-Посад, Владимир и Суздаль, входящие в Золотое Кольцо России, а в эту поездку добавили сюда Шую, Ярославль и Ростов Великий.
Но, не смотря на столь весомое значение, мы не увидели подобающего лоска. Половина зданий кремля одета в леса, остальная половина находится в обшарпанном состоянии. Та же картина и за его стенами, а за восточной стеной вообще царит сплошная разруха. Общее впечатление спасает поразительная архитектура, и толпы туристов. Надеюсь, что к следующему моему визиту сюда здесь всё будет гораздо презентабельнее.
Сегодня Ростов является городом-заповедником, в нём проживает 38 тысяч жителей. Бесспорно ещё одной достопримечательностью его является озеро Неро на берегах которого он расположен. Никто никогда не помышлял найти какие-либо богатства в этом озере. Даже рыбой оно бедно — слишком толстый слой жирного черного ила покрывает его дно. Правда, по некоторым легендам, волхвами были затоплены огромные награбленные богатства, но многие, пытавшиеся отыскать их на дне озера, кроме черной жидкой грязи, ничего не находили. Неожиданно, самым настоящим золотом стало дно этого тинного озера. Когда озеру грозило умирание из-за все увеличивающегося слоя ила, его начали чистить и этот ил, или сапропель, по оценке ученых, оказался ценнейшим удобрением, дававшим до 40% прибавки к урожаю. Дальнейшие исследования показали, что эта сапропель — еще и антибиотик, биостимулятор роста, витамины Д, Bl, B2.
В пятом часу вечера наша экспедиция выдвинулась из Ростова дальше по направлению к Москве. Следующим пунктом нашего путешествия должен стать Переславль-Залесский. Мы с Егором уже бывали там два раза, облазили все достопримечательности, церкви и монастыри, а вот ботик Петра Первого так и не увидели. Он всегда был закрыт. Я рассчитывал в этот раз попасть в тот домик, где хранится сам ботик.
По началу трасса была четырёхполосной, но после поселка Петровское сузилась до двух полос. Нас полил ещё один дождик, и в воздухе вновь запахло свежестью и озоном.
Здесь трафик заметно увеличивается, всё реже прерывается сплошная полоса. Но уже через 66 километров мы сворачиваем с М8 и въезжаем в Переславль-Залесский.
Переславль-Залесский - один из древнейших городов Центральной России. Город основан в 1152 князем Юрием Долгоруким под названием Переславль как укреплённый пункт на границе Ростово-Суздальского княжества. Ойконим перенесён из Киевской земли, где город Переяславль упоминается уже под 907 г.
На протяжении ряда лет Переславль был столицей обширного княжества. Здесь родился, жил и княжил выдающийся государственный деятель и полководец Александр Невский. В начале XIV столетия Переславское княжество вошло в состав Московского. Дальнейшая судьба Переславля тесно связана с судьбой Москвы.
В 1276—1294 (с перерывом) сын Александра Невского, Дмитрий Александрович Переяславский, княживший в этом городе, был великим князем Владимирским, но резиденция его по-прежнему находилась в Переяславле (таким образом, в это время Переяславль-Залесский был фактической столицей русских княжеств).
А вот с ботиком нам опять не повезло, оказалось, что в понедельник экспозиция не работает, упс. Теперь посмотреть на этот злосчастный ботик становится для меня делом принципа.
Но какой же чудесный вечер был тогда на берегу Плещеева озера. Температура воздуха поднялась до девятнадцати градусов тепла, пахло молодой зеленью, благодать господняя.
В районе семи вечера мы двинули дальше в Москву.За Переславлем-Залесским немножко меняется ландшафт, трасса выходит на северную часть Московской возвышенности. Увеличивается перепад высот, и дорога начинает изобиловать спусками и подъёмами. И, конечно же, это характеризуется длинными участками со сплошной линией, которые препятствуют обгонам. Это приводит к образованию длинных колонн. Машины скапливаются за каким-нибудь тихоходным КамАЗом, и эти вереницы волочатся за ним в обоих направлениях без шансов на обгон.
Справедливости ради стоит отметить, что трафик на М8 раза в два уступает тому что происходит на некоторых участках М7 или М5, я имею в виду участки Н.Новгород – Казань и Самара-Уфа. Вскоре мы пересекаем границу Владимирской области. Удивительно, но на флаге этой области до сих пор красуется серп и молот, причём официально он утверждён в 1999 году. Интересно как это понимать?...
Я знаю, что на территории этой области строится новая трасса М8 в обход всех населённых пунктов, четырёхполосная с разделительным газоном, продолжение обходной Сергиева Посада. Но строится она наверно лет десять уже и не известно когда достроится.
Ну вот и небольшой участок по Владимирской области преодолён, и мы въезжаем в Московскую область. Здравствуй Московия! Дорожное полотно тут же расширяется до четырёх полос, всё поло гораздо веселее.
Даже здесь на задворках области чувствуется приближение столицы. Резко увеличивается плотность деревень и сёл, на дороге всё больше становится машин, но самое главное это всё увеличивающийся запах денег. Москва, это всероссийский денежный мешок, сумашедший город, деньги здесь торчат отовсюду. Каждый раз, когда я въезжаю в столицу нашей Родины, меня провинциала не покидает ощущение попадания в воронку.
Как будто тебя затягивает в денежный водоворот, в который стекаются все ресурсы с окраин России. Раньше в конце девяностых разница в образе жизни была гораздо контрастнее, МКАД был границей одного мира и другого. Сегодня конечно эти очертания размыты, у регионов тоже появляется шанс на сытую жизнь, но Москва по прежнему сияет, и её блеск виден из далека.
На Ярославке порадовало отсутствие пробки на светофоре у Королёва. Да и самого светофора там уже нет, а есть прекрасная многоуровневая развязка. Так что до Москвы движение не вызвало никаких затруднений.
Практически до Рижского вокзала мы пролетели бумажный самолётик, не встречая препятствий на своём пути. Лишь в обратную сторону на Ярославке были серьёзные затыки. Да это и понятно конец рабочего дня народ возвращается домой.
А вот на Мира за Рижской эстакадой мы вошли в пробку как нож в масло. Но она не вызывала раздражения, а скорее ностальгию. Уже больше года я не посещал это прекрасный город, а теперь мы вернулись. ЗДРАВСТУЙ МОСКВА!
Общий пробег к этому времени составил 2 377 километров.
Читай далее: 10.06 - 15.2008г. Москва.