В эту ночь сон мой был крепким и безмятежным, пожалуй, как никогда. Оказавшись в мягкой, свежей постели, после двух суток дороги, я окунулся в эту сладкую негу под монотонный шум горной реки. Не было ни снов, ни видений, я просто закрыл глаза, а утром открыл, с первыми лучами пробравшегося сквозь горные вершины солнца. Мои спутники чувствовали примерно то же самое, необыкновенный прилив сил, и энергии, здоровья и бодрости. Так вот он какой, чудодейственный Кавказ! За три дня путешествия мы уже получили кучу впечатлений, проехав множество, так не похожих друг на друга регионов. Волгоград, Элиста, Домбай… А сколько ещё впереди, ведь мы ещё не достигли главной цели путешествия, Крыма. Задача на сегодня, доехать до ещё одного рубежа нашей отчизны, до таможенного пункта Порт-Кавказ, и почти восемьдесят процентов маршрута пройдёт по горной местности.
По дороге до Теберды мы останавливались на каждой удобной для обзора площадки: на серпантине у обрыва, спускались к реке, заходили в лесную чащу.
Как всё-таки здесь красиво, я ни разу не пожалел о крюке в шестьсот километров. Всё вокруг находится в гармонии, состоянии умиротворения, покое. И вовсе не кажется что это неспокойный, вечно бурлящий страстями Кавказ. Но, к сожалению, не нужно об этом забывать, и по возможности всегда держать ухо в остро. О том, что на Кавказе, как и на всей планете, далеко ещё до мира не дают забывать, например, вот такие фрукты:
Обратите внимание на номер этой ГАЗели, которая попалась нам в Теберде. Там, где должен находиться Российский флаг, красуется непонятный зелёный с мусульманским серпом. Что это? Юношеская бравада своей независимости, мнимого свободолюбия? Шовинизм? Или он так, типа, пошутил? Как относится к такой вот выходке? С юмором или серьёзно? По тому, что передний номер соответствует всем российским требованиям, можно сделать вывод что водитель, всё-таки не так открыто в нагляк демонстрирует свои сепаратистские наклонности. А я и не могу дать другой оценке вот такой вот выходке, кроме как сепаратизм.
Мне стало интересно, что означает этот флаг, зелёный фон с мусульманским полумесяцем и красной полоской внизу, и я зарылся в Интернет. Оказалось, что больше всего он похож на флаг независимой Ичкерии, а впрочем, и флаги современной Чеченской республики, и так называемого вилаята Нохчичо (Ичкерия). По крайней мере, зелёное поле с красной полосой внизу везде одинаковые, отличаются лишь надписи или символы. Дальше больше, я заинтересовался этим самым вилаятом Нохчичо. Выяснилось, что в 2007 году известный уголовник Доку Умаров, чеченец, убивший в 2002 году семью в одном из Тюменских посёлков, провозгласил образование квазигосударственной организаций исламистов Кавказский эмират.
А вот состоять, по мнению террориста, этот эмират должен из следующих семи вилаятов: Дагестан, Нохчичо(Ичкерия), Галгайче(Ингушетия), Ногайская степь(Ставропольский край), Иристон(Осетия), Турция, Кабарда-Балкария-Карачай (Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия). Чёта он поскромничал, нужно было всю Россию поделить на вилаяты. И ещё интересно как в этот список попала Турция, и как сами Турки к этому относятся? И почему тогда тут нет, допустим Азербайджана с Арменией и Грузией? Если кто-то думает что помыслы сепаратистов направлены исключительно против России, то глубоко заблуждаются. Они объявили джихад всем, кто напал на мусульман, где бы они не находились. Удобная позиция, не правда ли, можно воевать с кем угодно, за кого заплатят.
Ну и, конечно же, у каждого такого образования должна быть своя армия, такая своеобразная террористическая ячейка, джамаат. А теперь к нашим баранам, джамаат КЧР был одним из первых джамаатов, созданных на территории Северного Кавказа. Радикальные настроения стали преобладать с середины 90-х. Самыми громкими террористическими акциями джамаата, в основном состоящего из карачаевцев, стали взрывы домов в Москве осенью 1999 года и теракты в московском метро в 2004 году. Основная особенность тактики джамаата - организация акций преимущественно за пределами республики. Какие уж тут шуточки, помните, взрывы домов в Москве… это карачаевцы! А откуда вообще произошёл этот народ, где его корни, и каковы особенности? Карачаевцы - один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа. Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Предками их являются аланы, хазары и болгары, кипчаки. Интересно то, что народности, жившие на Северном Кавказе и в частности на современной территории Карачая до XIII века проповедовали православие, под влиянием Византии и Грузии. Об этом свидетельствуют дожившие до наших дней православные храмы. Один из них мы сейчас проезжает, на горе невдалеке от посёлка Нижняя Теберда.
Говорят, там даже есть надгробия с крестами, датированные IX, X веками. В начале я хотел туда забраться, дорога всё-таки была, но потом не стал рисковать и оставил до следующего раза. Так вот, а ислам начал сюда проникать с пришествием татаро-монгольского ига. Следующий этапом процесса исламизации карачаевцев стало вторжение Тамерлана, а окончательно завершил его Шамиль. Сейчас 99% процентов карачаевцев мусульмане-сунниты.
Что же касается национального характера карачаевцев, то для его описания позволю себе воспользоваться выдержкой из Википедии. Она гласит следующее: изолированный образ жизни в гораx в течениe многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которыe подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своём поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.
В общем-то, если судить по моему небольшому опыту общения с местными, я склонен согласиться c выводами википедии. Все к кому я обращался за той или иной помощью были вполне доброжелательными, ни какой агрессии я, и мои спутники на себе не почувствовали. А что же касается терроризма, то на этот вопрос предпочитаю смотреть философски. Терроризм – это общая болезнь нашего времени, и в Башкирии и в Татарии есть свои джамааты, а вспомните бритоголовых нацистов. Это общая зараза всей планеты. А война против всех изначально обречена на поражение, и успех такой борьбы зависит от усилий государства. Я уверен, что если уделить более пристальное внимание трудоустройству молодёжи, сепаратисты лишаться половины своих рядов. Огромная роль успеха такой борьбы в финансовом благополучии. Я думаю, что разумная часть карачаевцев понимает, что нужно объединяться, перед новыми вызовами, тем более что у нас есть единый общий враг в лице англо-саксов, которые так и жаждут нас сожрать с потрахами. А мы как разумные граждане будем впитывать в себя лучшие черты наших народов, и становиться сильнее. У кавказцев есть чему поучиться, это и уважение к старшим, и прославленная в боях храбрость. Я хочу восхищаться необыкновенной красотой Кавказа, старинными и современными храмами, как вот эта мечеть в Карачаевске.
Очень жаль, что нами не запланирован заезд на Архыз, там куча на что есть посмотреть, и чем восхититься. Но, мы движемся далее, к морю, пока в северном направлении. Вот только проехали Карачаевск, и выехали в долину Кубани. Какие только диковинные и знакомые глазу звери не попадались нам по пути. И верблюды, и яки, а теперь вот и ишак перешёл нам дорогу.
За населённым пунктом Новый Карачай возвышается мемориал в честь защитников перевалов Кавказа, тогда немцы рвались к Бакинской нефти. Между прочем период ВОВ в судьбе карачаевского народа довольно драматичен. В 1943 году карачаевцев депортировали в Казахстан по обвинению в якобы пособничестве фашистам, была упразнена Карачаевская автономная область, а её территория поделена между Грузией и Краснодарским краем. Но после смерти Сталина их реабилитировали, и многие карачаевцы вернулись на родину.
Наш лайнер проехал посёлок Орджоникидзевский и уже въехал в следующий под названием Кумыш. Вдали уже виднелась скала Джегута, которая так похожа на Столовую гору вблизи Кейптауна. Это означает то, что приближается та самая круговая на развилке трассы на Архыз.
Милицейский пост вновь, как и по пути на Домбай, не обратил на нас никакого внимания. Мы благополучно свернули на лево на Зеленчукскую, оказались, таким образом, на трассе Сары-Тюз – Лабинск, и продолжили движение уже в западном направлении. Впереди нас ждал тоннель.
Трасса на Зеленчукскую уже чем Черкесск - Домбай, и как это не странно изобилует перепадами высот. Но это не мудрено, если с Домбая мы только спускались, то сейчас за тоннелем перед нами открылась межгорная долина, которая изобилует холмами и испещрена оврагами. С лева виднеются покрытые лесом отроги хребтов примыкающих к Главному Кавказскому.
А с права возвышается всё та же скала Джегута, которую венчает гора Джангур высотой 1560 метров.
Следующие населённые пункты сильно напоминают казачьи станицы, и по составу попавшихся нам жителей и по характеру строений, да и по названиям. Кардоникская, Зеленчукская, Сторожевая… знакомые по Кубани и Ставрополью названия. Наверно в этом районе компактно селились казаки. Кардониковскую и Зеленчукскую проезжаем насквозь, далее дорожное покрытие ещё более сужается и портится. Наверное, потому, что в Зеленчукской есть сворот на Архыз, а я так подозреваю что это основное направление. Участок нашей дороги до границе с Краснодарским краем на карте маршрута я обозначил синим цветом, и оценил бы на четыре с минусом. С права проносятся аналогичные столовые горы, которые венчают перпендикулярно расположенные нашей трассе цепи. Гора Джеса (1590 м.), гора Больше (1751 м.),
гора Баранака (1703м), вполне достойные высоты, превышающие самую большую гору Южного Урала. Но после Главного Кавказского хребта они выглядят эдакими гигантскими холмами. Сторожевую оставляем в стороне, впрочем, как и Преградную. Здесь уже начали попадаться леса, открытое пространство осталось позади.
На небольшом участке Зеленчукского района КЧР мы пересекли несколько крупных горных рек Малый и Большой Зеленчук, Кяфар, Уруп, и наконец в посёлке Нурджиново Большую Лабу. Перед Псеменом нашу экспедицию останавливают на посту ДПС, и после проверки документов и содержимого багажника отпускают с миром. За Нурджиново пересекаем границу Краснодарского края, здравствуй Кубань, мы вернулись!.
Краснодарский край встретил постом ДПС и полным шмоном на нём. Документы…, багажник…, бардачёк…, кто, откуда и куда…, записали чёта в амбарную книгу... Впрочем, были доброжелательны, ну что поделать ваххабиты не дремлют, нужно держать нос по ветру. При нас остановили полуживую шоху, от туда вылез настолько древний дед с густой бородой, что менты заржали и отпустили его восвояси.
В Краснодарском крае трасса меняет направление на северное, и в посёлке Псебай пересекает речку Малая Лаба. Теперь чем дальше на север, тем меньше становились горы, а после посёлка Дятлов трасса и вовсе вышла на открытую равнину.
Началась знакомая до боли Кубанская степь, житница и кормилица России. На полях уже собран урожай, лежат аккуратные снопы сена. За бортом жара, на небе ни облачка. Если в горах ещё наблюдались какие-то облака, то здесь безмятежное чистое голубое небо. Кубань заготавливает корма.
За посёлком Мостовской въезжаем в республику Адыгея, но не на долго. Доехав до перекрёстка с трассой Майкоп – Лабинск, сворачиваем на лево, в направлении Майкопа, и вновь устремляемся на запад. Здесь же Адыгея заканчивается и вновь начинается Краснодарский край. Тот, кто чертил здесь границу либо находился под парами хорошего кубанского вина, либо просто потерял линейку.
Если предыдущий участок пролегал параллельно реки Лабы, и был абсолютно плоским, то теперь мы вновь приближались к Кавказскому хребту. И симптомы этого приближения стали выражаться в изменении ландшафта, начались перепады высот. А августовские кубанские поля пестрят красками, и эта красота не оставила нас равнодушными.
Проезжаем насквозь станицу Ярославская, и вновь въезжаем в республику Адыгея.
Если карачаевцы и балкарцы являются родственными народами, то у адыгейцев родственные кабардинцы и черкесы, все вместе они зовутся адыгами. А ещё адыги имеют родственные корни с абхазами, и разговаривают все на абхазо-адыгской группе кавказских языков. В религиозном плане адыги являются мусульманами-сунитами. В Советский период, Адыги получили статус титульной нации России, но для ограничение национализма автономии были организованы с народностями имевшие иную культуру и происхождние. Так появились Адыгско-Татарские республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия. В территорию также вошло много казачьих земель: Верхния Кубань, Майкоп и т. д. Наш путь лежит через столицу Адыгеи город Майкоп.
Количество населения этого города по состоянию на январь 2007 года составляло 156,7 тысяч жителей. Но мне он показался просто большой станицей, мы хоть и проехали его насквозь, но так и не увидели ни одного многоэтажного дома. Тут недавно, в 2006 году адыги обратились в Европарламент с просьбой о признании их геноцида со стороны России в XVIII—XIX веках. Даже и не знаю, как относиться к таким действиям, вот в Камбожди был нестоящий геноцид, фашисты опять же… Кавказская война, которую тогда вела Россия, уж точно не похожа на геноцид армян, например. Ну, наверно не мне решать, национальный вопрос очень тонкий, а почему в таком случае адыги не выдвигают обвинения против татаро-монголов и за Тамерлана, ведь есть и у этих бывших государственных образований теперешние правоприемники. Правда, если быть объективным, то вопрос о геноциде в Адыгее был поднят в связи с предложениями об объединении Республики Адыгея с Краснодарским краем. Уже в январе 2006 «Черкесский конгресс» обратился в ОБСЕ с просьбой вмешаться в ситуацию с целью сохранения государственности Адыгеи в форме суверенной республики. Но с другой стороны не было бы этих укрупнений регионов, если бы в самые тяжкие для России годы, эти суверенные республики не стремились бы очень быстро лечь под англо-саксов, а суверенитет именно это в конечном итоге и подразумевает, у нас куча примеров. Поэтому в данном вопросе я полностью поддерживаю государство, и не хочу по пути на Чёрное море проходит таможню на Российско – Адыгейской границе.
За Майкопом уже окончательно выезжаем из республики Адыгея, здесь начинаются южные леса. Через какое-то время въезжаем в город Апшеронск, являющийся районным центром Краснодарского края.
Его преодолели по указателям, какими-то закаулками, но подозреваю, что быстрее было бы через центр. Следующие двадцать два километра мы едем по чудесному лесу.
И только перед курортным Хадыженском выскакиваем на открытую площадку, впереди виднеются горы Кавказского хребта.
За Хадыженском начинаются настоящие горы, хотя и небольших высот 600 – 700 метров. Трасса Хадыженск – Туапсе чуть уже, и гораздо извилистее, и здесь уже ощутимо возрастает трафик, темп движения падает. Почему-то в голове крутился Романс группы Сплин, грустная песня из кинофильма, где главную роль играли братья Чадовы. Ну помните, там ещё главного героя в мирной жизни постоянно сопровождали призраки его друзей погибших на войне.
Всё это время трасса петляла вдоль реки Пшиш, но за посёлком Черненко начала уходить в горы. Асфальт кончился и начался пыльный грейдер, это означает, что трасса пошла на Шаумянский перевал. Машины идут капот в капот, пылища стоит столбом, прямые участки максимум в сто метров и сплошной серпантин. Средняя скорость, двадцать – тридцать километров в час. Мы закупорили окна, включили рециркуляцию, кандей на полную, жуть.
«…и лампа не горит, и врут календари, и если ты давно хотела что-то мне сказать, то говори…», я крутил баранку как оголтелый, словно это ралли – трофи, а в голове вертелся этот грустный мотив. А какое настроение у моих спутников? Егор где-то в другой реальности, смотрит фильм по ноутбуку. А Света вцепилась в ручку двери и с опасением смотрит на дорогу. Есть от чего напугаться, в некоторых местах она уже обваливается в пропасть, кое-где сужается так, что со встречкой не разъехаться. «…любой обманчив звук, страшнее тишина, когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина…»
На самой вершине перевала есть небольшой участок с асфальтом, и площадкой для остановки, возле которой расположилось уютное кафе. Мы тоже решили остановиться, для того чтобы перевести дух и перекусить прикупленными в Хадыженске фруктами. Да и наш Ниссанчик начал что-то подогреваться, не выдерживая нагрузок. Мы хрумкали персики, а рядом с нами лежал верблюд и лениво поглядывал в нашу сторону. Ну всё перекусили пора дальше, дорога пошла на спуск.
Вроде как под Шаумянским перевалом уже лет семь строят тоннель, и к концу 2008 года обещают закончить. Если так то понятно, почему в закатанном в асфальт Краснодарском крае ещё остался участок с щебёнкой. Ну что ж хорошо в следующий раз опять здесь проеду, надеюсь, тоннель уже будет. Спуск завершён, и в посёке Шаумян вновь начинается асфальт. Здесь трасса соединяется с железной дорогой, по которой отдыхающие едут к морю.
Следующим был Гойтхский перевал, который находится на Главном Кавказском хребте. Но сам то хребет здесь уже не тот, что на Домбае, высоты совсем не те: гора Индюк – 859 метров, Круглая 966 м. .Наша Крыхта на которой находится ГЛЦ «Металлург» на озере Банное и то серьёзнее. Серпантин конечно здесь есть, но всё заасфальтировано и трудностей не вызывает. А мы остановились для того чтобы доесть фрукты и дыню да и пёрышки после Шаумяна пообтрести.
За Гойтхским перевалом дорога пошла на спуск. Узкая, извилистая, с постоянной сплошной, с высоким трафиком, да ещё и по населённым пунктам. Средняя скорость движения упала до 40-50 км/час.
Вот интересно, ведь географическая граница Европы и Азии пролегает по Главному Кавказскому хребту. А мы только что его пересекли, получается, мы сейчас находимся в Азии? Или всё-таки Российская граница одновременно является границей Европы и Азии? Как правильнее и как есть на самом деле? Я вот не нашёл однозначного ответа на этот вопрос, может плохо искал? Мы ехали по долине реки Туапсе, а параллельно поезда мчали жителей нашей необъятной родины на курорт, к морю.
Вскоре показался Туапсе, вернее вначале его пригород, посёлок который так и называется Пригородный. А вот уже и жилые кварталы самого города. Где-то вдали мелькнуло море и вновь скрылось за крышами высоток. Мы же доехали до М27 Джубга – Адлер и свернули на право на Джубгу.
Трасса М27 родная, несколько раз мы ездили по ней до Адлера, и до самой Красной Поляны. Конечно здесь пошире чем на Майкоп-Туапсе, да и интенсивность движения побольше. Каких только представителей нашей огромной страны не встретишь на этой трассе, россияне отдыхают.
За Агоем трасса выходит к морю, а здесь праздник жизни. Курортники в шортах и лёгких майках снуют по узким улочкам, на пляжах полный аншлаг, забиты многочисленные аквапарки, жизнь кипит. В районе Новомихаиловска решаем остановиться на обед, в кафе у самого берега моря. Здравствуй небо, здравствуй море, облакаааа…
За такие деньги набуцкались такой дрянью, а вроде бы хозяева армяни…Ей богу, позорят нацию…Уж не знаю как ихний супчик теперь отразится на моём пищеварении. Но даже сей бесславный обедец вовсе не способен ухудшить наше настроение, ведь мы на море! Рвём дальше на северо-запад по М27, на Джубгу.
На Джубгинском посту ДПС нас вновь не замечают, свободно движемся далее в направлении Геленджика, теперь уже по М4. Впереди нас ждёт ещё один перевал, Михаиловский, пожалуй, самый знакомый на Черноморском побережье. Не далее как в конце февраля колёса нашего автомобиля уже катились по этим склонам.
Как обычно на подъёме какой-то еле живой КамАЗ собрал за собой огромную колонну, и ведь не свернёт к обочине не пропустит, поганец. Всем пришлось тащиться за ним почти до самого Геленджика, который наша экспедиция прошла по окружной, довольно широкой. А уже вскоре в бесподобных оранжевых лучах заката показалась излюбленная мною Цемесская бухта.
В город-герой Новороссийск мы прибыли в седьмом часу вечера. В ближайшем магазине пополнили запасы продуктов и питья в преддверии неизвестно какого ожидания парома на границе с Украиной. Здравствуй и до свидания Новороссийск! Я влюблён в этот город, обожаю его атмосферу порта, и хотел бы как можно чаще приезжать сюда.
Но нужно двигаться дальше, скоро солнце скроется совсем. Через Цемдолину выезжаем на трассу А146 Новороссийск – Краснодар, и в станице Верхнебаканская сворачиваем на лево на трассу М25 в сторону Анапы. Скоро закат, время уже девятый час вечера.
Мимо проносились виноградники, мы миновали станицу Натухаевская, по окружной объехали Анапу, и уже за Витязево стемнело окончательно. Дальнейший путь мы проделали под покровом тёмной южной ночи. Уже ближе к Таманскому заливу заправили полный бак бензина, чтобы как можно на дольше хватило по Украине, и двинули далее. Под колёсами что-то странно шелестело, как будто дорога была застлана опавшей весенней листвой. Я пригляделся, и бог ты мой, да это же саранча, тучи, полчища. Они бились о машину, давились под колёсами, их была тьма. На посту ДПС возле посёлка Ильич, на нас даже и не посмотрели, и уже через пятнадцать минут мы уткнулись в хвост автомобилей стоящих в очереди на паром в Порт-Кавказе. Время было без пятнадцати двенадцать ночи, где-то по близости бились волны Керченского пролива, кричали портовые чайки, а мы готовились к ещё одной ночёвке в машине. Мы оказались где-то восьмидесятыми в очереди, учитывая, что паром приходит через три часа и берёт на борт всего 24 машины, плюс автобусы и блатные, зависли мы на долго. Одометр разменял уже третью тысячу и показывал 3 213 километров, навигатор подвёл итог по дневной средней скорости, она составили 62,8 километров в час, скажем прямо не быстро. А пока нужно хоть как-то поспать, завтра переправа.
Читай далее: День пятый. 06.08.2008г. Порт-Кавказ – Рыбачье.