Проснулись мы со Светой в пятом часу утра, Егор ещё спал. Уже светало, после необходимых гигиенических процедур отправляемся в дальнейший путь. Вчера мы пересекли два часовых пояса, и теперь ориентируемся по Московскому времени. А сегодня меняем направление движения с западного на южный. В наших планах как можно ближе подобраться к Кавказскому хребту.
Лично я прекрасно выспался, и испытывал некий бодрячёк. Света сказала, что тоже поспала, мы ещё по удивлялись тому, что чем старше становимся, тем более неприхотливы. Может тому виной куча всяких подушечек, которые она предусмотрительно прихватила с собой. Очень скоро мы доехали до моста через Волгу и по нему перебрались на правый берег. Великая Русская река встретила нас потрясающим рассветом. Настроение замечательное, едем на юг, кругом позитииив!
На окружной Саратова нас остановили менты, первый раз за всю поездку. Всё общение ограничилось проверкой документов и выяснения маршрута движения. Это уже становится традицией, в прошлый раз в феврале меня тоже здесь останавливали. Тогда хоть причина была веская, в Саратове убили прокурора, ну и менты как это водится, подозревать стали всех, и особенно транзитный автотранспорт. Проверка закончена, и наш экипаж движется дальше на юг по Р228.
Грузовой трафик здесь не такой плотный, как на М5, но портят кровь грузовики из Дагестана. Я не знаю, что там перевозят на своих кирогазках эти галактические тихоходы, арбузы или ещё что, могу только предположить. Но некую закономерность в их передвижениях я заметил. Это всегда древние как Египетские пирамиды КамАЗы с десятитонным контейнером и прицепом с будкой или контейнером. Едут они всегда в паре. Когда эта сладкая парочка на подъёме обогнать такой автопоезд практически не возможно. Их убитые до нельзя тачки въезжают на любой мало-мальский пригорок со скоростью пешехода, а то и совсем тухнут. По ровной трассе они передвигаются не быстрее пятидесяти километров в час. Такие автопоезда я наблюдал до Уфы, но думаю, что они едут и дальше за Урал. Мне кажется, в таком ритме передвижения эти Шумахеры мчатся из Дагистана до Урала месяц. И ещё я заметил, что подобные связки встречаются на трассах с завидной регулярностью в обеих направлениях, совсем как автобусы.
Мы пересекли границу с Волгоградской областью и устремились в сторону Камышина. Что касается легкового трафика, то в это время года он ярко выраженный курортный. К Уралу и Сибири прибавились машины со среднего Поволжья. Но попадались и совсем эксклюзивные номера, например Иркутская область, Забайкальский край и даже Якутия. В самом Камышене те самые межгалактические путешественники из Дагестана создали приличный затор.
К этому времени солнце уже устремилось к своей верхней отметке, всё более прогревая без того раскалённый воздух. Мы давно уже пользовались спасительным кондиционером, избегая перегрева ослабленных переездом голов. Первую остановку сделали в окрестности посёлка Горный Балыклей, где Волгоградское водохранилище создаёт извилистый рукав.
В этом месте традиционно продают варёных раков. В этот раз мы не смогли удержаться, и прикупили сей деликатес. Минимальная партия - половина пакета, стоит двести рублей. Сами раки мелкие и посему какие-то не вкусные. Съесть всё за раз не реально, а везти дальше чревато тем, что они испортятся. А выкидывать жаба задавила, поэтому, давясь, я съел весь пакет. Считаю эксперимент крайне не удачным, и покупать раков здесь больше не намерен.
Зато пока мы перекусывали и разминали косточки, нас порадовали банным шоу, остановившиеся рядом узбеки. Их вёз в Краснодар автобус с башкирскими номерами. Водитель нам рассказал, что его наняли отвезти гастарбайтеров на юг на работу, и как они всё дорогу его потешают. Здесь же как только автобус причалил, уважаемые узбеки ринулись в затоку, воды которой были зелёными от бурного августовского цветения. Но наших среднеазиатских друзей это не остановило, и они неистово плескались, а кто-то и просто откровенно мылся с шампунем, словно они не делали этого уже год.
Ну а вообще место довольно симпатичное. Можно сказать, что остановки здесь стали ещё одной нашей дорожной традицией. Но движемся дальше. Всё более чувствуется приближение юга, арбузно-дынные развалы, фрукты в деревнях, пирамидальные тополя, и солнце, много солнца. Периодически с лева показывается Волга, как всегда необъятная.
Приятно порадовало то, что в Оленьем, Дубовке, Ерзовке дорожники начали борьбу с гребёнкой. Если в прошлой поездке этот участок на карте я обозначил красным цветом, то теперь изменил его на синий. К полудню мы были в городе-герое Волгограде. Останавливаться на Мамаевом кургане не стали, его мы уже посещали неоднократно. А вот в панораму Сталинградской битвы в прошлый раз не попали из-за того, что в понедельник она не работала. На панораме интенсивно ведутся реставрационные работы, кругом снуют Равшаны и Джуншуты, работают компрессоры и другие строительные механизмы. В Волгограде как нигде умеют чтить память о великом сражении. Но обозреть саму панораму нам опять не удалось, на этот раз здесь был сан-день. Теперь для меня это становится делом принципа. Раздосадованные такой неудачей и чтоб хоть как-то скрасить воспоминания об этом посещения Волгограда мы устроили небольшую фото сессию на набережной у панорамы.
Как и многие российские города, Волгоград имел несколько имён. Вопреки кажущемуся сходству первое его название, Царицын не имеет ни какого отношения к монархическим особам. Назван город был по имени речки Царицы при впадении в Волгу, которой он и был построен. А название речки является гидронимом из тюркского Сарысу (сары –жёлтый, су - вода). А в 1925 году Царицын переименован в Сталинград, очевидно что на это всё таки повлияло созвучие с царицей. Но почему выбрано было имя Сталина так же не понятно. В этом городе он бывал всего два раза в 1918, когда возглавлял какую то там комиссию по продовольствию на юге, и в 1943 когда направлялся на поезде в Тегеран на союзническую конференцию. И ещё известно, что сам Сталин был против такого переименования, и даже отказался явиться на местный съезд советов. Ну и, наконец всё из-за этого же созвучия в 1961 году когда уже был развенчан культ личности Сталина городу не вернули его исторического названия а нарекли новым именем. Кстати и сейчас идут дебаты о том, какое из трёх имён носить городу-герою было бы справедливее.
А мне нравится этот город, я влюбился в него в феврале, когда остановился здесь на ночлег,тогда он показался мне очень уютным. Сохранилось теплое отношение к нему и теперь, и не в последнюю очередь на это повлияла большая сталинская застройка Волгограда. Прежде чем выдвинуться дальше мы заехали в МакДональдс и отравились там разнообразным фаст футом и прочей америкосовской вкусной дрянью.Ну не часто мы являемся гостями этой сети закусочных поэтому имеем права, быстро и вкусно. Проехать Волгоград насквозь не такое уж и простое мероприятие. Восемьдесят километров городских магистралей не дают расслабиться ни на секунду, вот такой он вытянутый. В южной части города мы пересекли Волго-Донской канал и свернули на элистинскую трассу.
Всё, далее terra incognito, земля, которая является тёмным пятном в моём сознании, полная противоречий слухов и домыслов. Впереди Калмыкия, впереди Кавказ! А как известно с музыкой по жизни шагать легче. Из динамиков раздаётся туповато – задорная композиция Dreat DJ, группы с не менее туповатым названием Тинг Тинг, и как-то весело становится от такого туповатого веселья.
Быстро за окном проносятся посёлки со смешными названиями Большие Чапурники, Дубовый Овраг, Цаца, Семкин и наш экипаж въезжает в таинственную Калмыкию.
По началу несколько насторожила абсолютно пустая трасса. Встретились лишь несколько машин с местными номерами и всё те же лунные странники из Дагестана. Совершенно пустая дорога в неизвестной республике вселяли опасения схожие с теми, что чувствуешь, слыша детскую песенку «Тишина на Ивановском кладбище». Но когда навстречу попались вездесущие северяне из Ямало-Ненецкого округа, стало спокойней на душе. Эти как китайцы есть везде, каждое лето многие из них отправляются в такие немыслимые путешествия. Раз здесь есть северяне, значит ехать можно. Потом были встречены москвичи, свердловчане и даже земляки челябинцы.
Сама трасса пролегает по степной зоне и проходит в начале по восточному склону Ергенинской возвышенности, а после населённого пункта Кетченеры уже по самой возвышенности. Растительность здесь в основном полупустынная: полынь,типчак, ковыль, солянки. По дороге нам попадались мирно пасшиеся верблюды, к сожалению, я не успел вытащить фотоаппарат и заснять их. Ну а на подсознательном уровне я ощущал себя дома, ведь Калмыцкие степи очень напоминают наши Зауральские. Наши только обжиты по больше. Да, в степи есть, конечно, своё неповторимое очарование!
На въезде в Элисту нас остановили на посту ДПС. Если бы это была не Калмыкия, я и не остановился бы. Какое то чучело одетое как чеченский боевик махнуло мне палкой с красным круглешком на том самом посту. Кто он такой и по какому поводу меня остановил, поинтересовался я у подошедшего чучела в комуфляже. Тот сказал, что стажёр (нифига себе стажёр, лет сорок) и поэтому одет не по уставу. Потом быстренько заглянул в салон увидел, что на заднем сиденье не пристёгнут Егор, и тут же назвал причину остановки. Я пожелал общаться только с инспектором. Через некоторое время ко мне подошёл уже одетый в нормальную форму ДПС калмык и пригласил пройти в будку. Там сразу, не стесняясь второго чучела, начал вымогать у меня триста рублей «по хорошему». Я твёрдо попросил этого стража калмыцких дорог не подписывать меня под статью о даче взятки, и написать, наконец, протокол. Но этот чел не унимался, поняв, что денег от меня он не дождётся, предложил мне написать квитанцию на сто рублей по какому-нибудь другому нарушению. Я же занял непоколебимую позицию, заставив его писать протокол о том нарушении, за которое он меня остановил. Не сумев пополнить ни свою личную казну, ни казну своей республики неугомонный вымогатель остановился на моём варианте. Но мы то оба знали, что по усмотрению инспектора за это нарушение он мог бы и ограничится устным замечанием, что я и озвучил в пояснении к этому протоколу. Интересно кому-нибудь приходили эти протоколы по почте?
Когда въезжаешь в Элисту, первое что выделяется на общем фоне городских строений, это величественное здание буддийского храма. И естественно, что первым делом мы направляемся к нему. Судя по всему, мы не успеем засветло дохать до Домбая, а ночью двигаться по неизвестной Карачаево-Черкесии нас вовсе не вдохновляет. А посему мы имеем кучу времени на осмотр элистинских достопримечательностей, ведь сейчас только пятый час дня. Этот храм называется «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Поистине красивейшее сооружения! Мы никогда не видели буддийских храмов и это, конечно же, оставило неизгладимое впечатление.
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров небольшими белоснежными статуями. Южные ворота являются главными, но следует сказать, что в ограде храма входы существуют с каждой из сторон света. У основания лестницы ведущей в храм, прихожан и гостей встречает Цаган Аав – божество, связанное с добуддийскими верованиями калмыков, почитаемое как покровитель местности. Особое внимание привлекают интересные пагоды, внутри каждой из них восседает Великий деятель буддийского учения древней Индии. Всего – 17 пандитов, 17 святых, каждый из которых внес огромнейший вклад в распространение слова Будды. В главном зале – дугана – находится величественная статуя Будды Шакьямуни высота в девять метров. Но к сожалению съёмки там запрещены и мы как гости не стали осквернять здание вспышками фотоаппарата. Говорят что этот Будда самый большой в Европе, он действительно огромный.
После осмотра буддийского храма отправляемся на площадь Ленина, которая является ещё одной визитной карточкой Элисты. Ее мостовая выложена разноцветными плитками. Центр площади украсил величественный архитектурный комплекс, состоящий из ротонды «Пагода семи дней» в обрамлении разноцветных фонтанов и фонтана «Три лотоса». Пагода называется «Семь дней», потому, что имеет 7 ярусов, каждый из которых соответствуют определенному дню недели. Каждый человек может покрутить установленный под ротондой молитвенный барабан (кюрдэ), в котором заложены 30 миллионов религиозных мантр. Барабан был изготовлен в Индии.
Изюминкой площади является тот факт, что в самом ее центре выложена также шахматная доска из черного и светлого гранита. Шахматные фигуры, изготовленные из полимерных материалов, доставлены из Италии. Кстати, лучшие шахматисты мира Владимир Крамник и Веселин Топалов первую неофициальную партию сразу после приезда в Элисту сыграли именно на центральной площади города. И я пристроился к гроссмейстерам и ходил вокруг доски с видом специалиста уровня Анатолия Карпова. Где-то в Элисте есть скульптура Остапа Бендера, культового персонажа выдвинувшего первым идею создания шахматной столицы. Но он и предположить не мог, что Новыми Васюками станет Элиста. Из глубины площади на всё это великолепие смотрит калмыцкий Ленин. Его фигурой я пополнил свою коллекцию изображений памятников вождю всех народов.
Столица Калмыкии возникла на месте балки, в которой в 1853 г. была создана Элистинская лесная плантация. С 1865 Элиста - село Черноярского уезда Астраханской губернии и улусная ставка южной части Малодербентовского улуса. Название по речке Элиста (современная Элистинка); в её основе калмыцкое элсе (элсен) «песок, песчаный». В 1944 году после насильственного выселения калмыков и ликвидации Калмыцкой АССР переименована в Степной (в составе Ставропольского края). В 1957 г. восстановлено исконное название Элиста.
Мы покидали этот небольшой уютный городок, население которого составляет всего 102,7 тысяч жителей, с самыми тёплыми чувствами. И не хотелось верить всем этим слухам о преследовании за инакомыслие, метовском беспределе и прочей чернухе. Поверхностное мнение об Элисте очень хорошее, а в буддизме витает ареол загадочности и канонической мудрости. Мы мчались по пустой трассе А154 Элиста – Ставрополь в юго-западном направлении, а где-то справа к горизонту скатывалось испепеляющее всё вокруг августовское южное солнце.
Вскоре дорога спустилась в котлован Кумо-Манычской впадины, наш автомобиль пересёк первый не являющийся пограничным рукав озера Маныч-Гудило. А проехав второй рукав мы оказались в Ставропольском крае.
Перед посёлком Дивное нас остановили на первом же посту ДПС. Инспектор проявил необычайную бдительность, проверив досконально мои документы и содержимое багажника и салона автомобиля. Всё правильно ведь настоящие террористы так и поступают, они ведут подрывную деятельность под личиной семьи курортников. Ну и конечно же террористы не могут ехать на двух наглухо затонированных рубероидом десятках с Ханты-Мансийскими и Чеченскими номерами. Милейшие вайнахи которыми были набиты эти десятки вовсе не похожи на плохих парней, зачем осматривать их багажники. Они даже не вышли из машины и были отпущены раньше нас, хотя и прибыли на пост гораздо позже.
В Ставропольском крае уже ощущается дух юга. Отличные дороги с полями злаков, кукурузы подсолнухов и знакомые по Краснодарскому краю аллеи вдоль трассы. Ещё здесь часто встречаются горящие поля, оторвать бы руки поджигателям. Окончательно стемнело перед Светлогорском, оставшийся до Ставрополя путь мы проделали в темноте. Где-то в районе двенадцати ночи въехали в Ставрополь.
Ни на трассе, ни в городе мы не увидели мотелей. Справедливо рассудив, что пока мы найдём в незнакомом городе гостиницу со свободными номерами, пока снимем номер, пока пристроим машину, пройдёт немало времени. И мы решили так же как и вчера доехать до более-менее безопасного места и остановиться на ночёвку в машине. А завтра как можно раньше отправиться в путь, чтобы с утра быть на Домбае. Так мы и сделали. Как только выехали из Ставрополи меня начало штырить. Мы объехали Татарку и на первом же посту бросили якорь.
Общий пробег составил 2219 километров.
Читай далее: День третий. 04.08.2008г. Окр.Ставрополи – Домбай.