Как только въезжаем в Башкирию, нашу экспедицию накрывает волна ярких тёплых эмоций. Немножко меланхолии, немножко восхищения, немножко возбуждения, впереди обладающие спокойным очарованием горы древнего Урала. Мы окунаемся в чувства, которые я характеризую как настроение Moby.
Планы на день абсолютно бесхитростные, доехать докуда доедем, а далее по обстановке и настроению. Вопрос с ночёвкой решили отложить до вечера и решить в зависимости от усталости и прочих обстоятельств, а пока движемся через горы в направлении Белорецка, Уфы.
И коль мы в Башкирии, повинуясь уже сложившейся традиции, продолжу выкладывать выдержки из истории этой республики. Пускай это будет как некий сериал, может кому-нибудь станет интересно, и его заинтересуют предыдущие серии. Так вот в прошлый раз я остановился на этапе заселения этого края в середине XVIII века.
Мысль о поселении в закамских землях малороссиян возникла во время управления краем Татищева, которому запрещено было принимать великороссийских беглых, но дозволено было селить выходцев из Малороссии. Малороссийские владельцы жаловались на свои потери, но жалобы эти оставались безуспешными до тех пор, пока на престол не вступила Елизавета Петровна, известная своей приверженностью к Малороссии.
Указом 1742 г. запрещено было «набирать малороссийцев для поселения в оренбургские крепости», а вместо них повелевалось селить там грузинцев и волохов. Поселения последних, равно как и поселения черногорцев и албанцев, которые начали было заводить в 1756 г., совершенно не удались. Но и выходцы из Малороссии были плохими колонистами, неспособными приноровиться к условиям нового края, где в одно и то же время необходимо было быть землепашцем, воином, ремесленником и торговцем.
За Белорецком нас окропил благодатной влагой тёплый августовский дождик. Это придало поездке оживление, ведь дождь на счастье. Потом он начинался ещё несколько раз, пока мы не выехали на равнину. Первую остановку экспедиция совершила на смотровой площадке за Инзером, это традиция. Лёгкий перекус, и прочие надобности удовлетворены, отправляемся дальше.
В своих неудачных попытках руководить делом колонизации Башкирии правительство обратилось, наконец, к отставным солдатам, на которых уже Кирилов указал как на материал пригодный для заселения этого края. Правительство положило принудить отставных солдат к переселению в Башкирию; от поселения освобождались только совершенно дряхлые, не подававшие надежды на то, «что могут жениться и домы содержать».
В то время как правительство столь неуспешно старалось направить в Башкирию легальную колонизацию, продолжала подвигаться свободная колонизация края, которая не только не поощрялась, но и энергично преследовалась. В 1743 г., при производстве 2-ой ревизии, Неплюеву повелено было всех беглых, какие найдутся во вверенном ему крае, выслать на прежние места. Но Неплюев настоял, чтобы край не был лишен этого рода поселенцев, которые составляли самую предприимчивую, самую энергическую часть сельского населения.
Тем временем, благополучно миновав Камень, мы выехали на трассу М5, так мною не любимую. Памятуя события прошедшего июня, когда у нас с Егором возникли проблемы с машиной на этом участке, а конкретно с подачей топлива, я обзавёлся запасным бензонасосом на всякий случай. Мы ехали и весело вспоминали, как не могли въехать на эти вот пригорки, и как славно, что тогда так безболезненно преодолели горный участок дороги.
Меду тем трафик на М5 был очень плотный, особенно затруднительно стало передвигаться, когда трасса сузилась до двух полос. По сравнению даже с началом июня выделялось особенно большое количество так называемых курортников, таких же как мы туристов едущих на юг к мору. Среди всего потока конечно больше всего машин с нефтегазоносных регионов Западной Сибири, 89 и 86, а так же Тюменской (72), Свердловской (66) и Челябинской областей(74). Но и на удивление много было выходцев из регионов Центральной и Восточной Сибири. Следующую остановку делаем, так же по традиции возле озера Кандры.
Всё-таки замечательно когда не нужно спешить, кроме того что передвигаешься соблюдая все правила, ещё есть возможность оглядеться вокруг, не спеша кушать, и вообще не спешить это значит меньше ошибаться. На этом привале уничтожаем скоропортящиеся продукты, делаем это основательно и вдумчиво. Разминаем косточки, я закидываю в навигатор недавно скачанную замечательную карту квадрата 39, и отправляемся далее. Уже скоро въезжаем в республику Татарстан.
Карта 39 – го квадрата нужна мне скорее в экспериментальных целях. Наш маршрут я отлично знаю вплоть до Волгограда, а уж тем более территории входящие в этот район. А вот проверить точность этой карты не повредит. И скажу, что она оказалась на редкость детальной, и точной, честно говоря, даже превосходит Навикомовские. Огромное спасибо её создателям, и ещё за то, что её выложили в бесплатное пользование. А тем, кто обладает навигаторами Garmin, рекомендую зайти по этой ССЫЛКЕ, здесь можно скачать данную карту.
Прикольная песенка, из последних, такая туповато-позитивная из тех что запоминаются. Я в этом не очень то разбираюсь, но по моему в стиле регги. Эта композиция сразу же запала в мозг и крутилась там всю поездку, а теперь ассоциируется у меня с Крымом.
Перед границей с Самарской областью ухожу прочь с М5, подальше от нелюбимого участка. Сворачиваю на лево на Саверное, в направлении Бугуруслана. Как только мы свернули, тут же оборудованы два подряд лежачих полицейских, между которыми насыпан какой-то навоз. Я ещё в душе вспомнил недобрым словом того колхозника, который это учудил. А когда мы проехали Бугуруслан и вновь приблизились к границе с Самарской областью, теперь что бы её пересечь, то были остановлены постом ДПС. Впрочем, здесь тормозили всех без разбора. К нам подбежал какой-то мальчик и попросил назвать себя и обозначить наше направление движения. Я, конечно, возмутился, мож тебе ключи от квартиры, где деньги лежат? Какой то непонятный мальчик в штатском просит меня, чтобы я ему всё про себя рассказал, да ещё и хочет записать это в тетрадку. Но подошедший милиционер всё разъяснил. Он рассказал нам про карантин, который действует в Оренбургской области, и что мы обязаны предоставить сведения о себе. А когда я узнал, что карантин здесь введён в связи с эпидемией чумы у свиней, то от души поржали вместе с этим мальчиком.
А когда нас отпустили, чуть дальше оказались всё те же лежачие полицейские с наваленным между ними веществом, которое я принял за навоз. Это что-то типа санитарной обработки колёс машин побывавших в заражённой местности. Вот так краем задели Оренбургскую область и оказались в карантине. В Самарской области получаем фору в один час и продолжаем свое движение на юго-запад.
Погода сегодня выдалась замечательная, воздух прогрелся до 25-ти градусов, мы передвигались с кондиционером. Трафик на этом участке и так не большой, да ещё играет фактор субботы, в общем, едем наслаждаясь. Последний раз здесь я проезжал в феврале этого года, когда держал путь в Новороссийск. А ближе к Самаре начало темнеть. А когда мы очутились на окружной солнца уже не было и в помине. А при выходе на трассу Самара – Волгоград стемнело окончательно.
Но, кроме того, что наступила темень, ещё пошёл дождь. Дождь ночью это очень неприятно, особенно на оживлённой трасе. Встречные фары слепят и бликуют в капельках воды. Видимость резко ухудшается, приходится выбирать ориентиры, габариты впереди идущего автомобиля или дорожную разметку, следовать по ним предельно осторожно. Это выматывает. Но хвала господу дождь оказался не затяжным, и скоро кончился, а ближе к границе с Оренбургской областью стало вообще сухо.
В езде ночью без сомнения есть свои плюсы и минусы. К плюсам я отнесу свободную дорогу, ведь все фуры и автобусы сейчас оборудованы хронографами, и останавливаются на отдых строго по расписанию. Ну а минус это конечно залипание. Усталость и сон главный враг водителя в тёмное время суток. Они коварны и подступают незаметно, закроешь глаза как бы на секунду и ты на встречке. Поэтому в последнее время я езжу по ночам, но лишь до того момента, когда не начну залипать. А момент этот застиг в районе Балаково. До Маркса мы искали какой-нибудь мотель, но так и остановились спать в машине, притулившись среди десятка таких же, как мы туристов. А было уже в районе часа ночи, то есть уже наступил второй день путешествия.
Всего пройдено 1200 километров.
Читай далее: День второй. 03.08.2008г. Окр. Маркса – Волгоград – Элиста - окр. Ставрополи.