Нет лучшего времени для покатушек по Москве, чем воскресенье утром. Пустынные улицы и проспекты, мегаполис отдыхает от рабочей недели, от субботних вечерних мероприятий. А летом половина столицы и вовсе на даче. Я обожаю гулять по Москве в воскресенье, когда москвичей и гостей столицы ещё не так много на улицах. Правда, один раз нас приняли менты, когда я потащил на Поклонную гору брата Сашку, только что приехавшего ко мне в гости. Ага, в воскресенье утром гуляют по Поклонной горе два коренных москвича, и конечно без регистрации. Правда, тогда мусора переключились на небольшую группу таджиков из десяти человек, неизвестно откуда взявшихся на нашу радость. А сейчас мы со свистом пролетели третье кольцо, вырулили на шоссе Энтузиастов, и вскоре уже въехали в Балашиху.
Ехать домой решено было по М7, «пятёрка» уже не интересна, ведь не далее как в июне мы с Егором по ней уже возвращались. По М7 до Уфы короче, но трафик здесь должен быть больше, потому что за долгие годы ремонта платины в Тольятти многие почитатели М5 успели привыкнуть к «семёрке». Я уж и не вспомню, когда последний раз проходил «семёрку» целиком. В последнее время либо до Нижнего, а если еду из Уфы, то только до Набережных Челнов. Поэтому состояние многих участков этой трассы для меня остаются загадкой. Итак, едем на восток, едем домой!
Всегда раздражающая обилием светофоров и пробками Балашиха в воскресенье утром не вызывает особых затруднений. Так – же без проблем проезжаем окружную Ногинска, и все последующие деревеньки, и вскоре выезжаем к границе с Владимирской областью.
Сразу же после границы областей трасса въезжает в городок Покров, и далее до Владимира пронизывает серию таких же небольших, старинных городков Петушки, Лакинск, Юрьевец. А между ними ещё и куча деревенек, это излюбленные места охоты местных гайцев. Мне не понять дорожных властей, которые не строили эту широкую неплохую трассу в обход населённых пунктов. Она ведь в последнее время создана практически с нуля. Я помню этот участок десять лет назад сегодня его вообще не узнать. Зато в окне проплывают милые сердцу картину Российской глубинки. Бабульки с лукошками, маковки церквей, деревянные домики. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Перед Юрьевцем уходим на право на обходную Владимира, и обогнув Клязьму, которую сегодня не раз уже пересекали, вновь возвращаемся на М7. Во Владимирской области наблюдаем настоящий русский лес, огромные густые ели, стройные белоснежные берёзы, непроходимые чащи. Как у Высоцкого: «здесь лапы у елей дрожат на весу, здесь птицы щебечут тревожно…»
М7 в прекрасном состоянии, а я слышал, что этот участок уже успели подразбить, и что здесь работают дорожники, залатывают дыры, с сопутствующими этому пробками. А вот солнышко вновь вскарабкалось на самую вершину неба и давай поливать всех своими лучиками. Короче опять жара как в Крыму. За лесом уже показались Вязники.
Вязники побольше Петушков или Лакинска, здесь проживает 42,2 тысяч жителей. А ещё этот город мне знаком своим заводом автомобильной оптики Освар, вернее оптика знакома. От Вязников начинается так называемое Владимирское ополье. Дорога петляет по волнистым складкам местности, с лева огибая русло Клязьмы. Правда хоть и началось открытое пространство, но самой реки не видно. В очередной раз мы пересекаем Клязьму лишь за Гороховцем, городом который является пограничным во Владимирской области. На другом берегу Клязьмы начинается уже Нижегородская область.
Трасса на территории Нижегородской области традиционно чуть похуже, но всё равно в приличном состоянии, на пять с минусом. И так же традиционно в населённых пунктах здесь полно ментовских засад. Вот с лева показался знакомый танковый полигон, затем вскоре появился сворот на Дзержинск, пост ДПС и мы въезжаем в Нижний Новгород. Задерживаться на сей раз здесь мы не собираемся, миновав мост через Оку, направляемся к выезду.
Участок от Нижнего до Кстово похуже предыдущей трассы, но всё такой же широкий, в четырёхполосном формате. Перед Кстово сворачиваю на объездную, и доезжаю до знаменитого глобуса – Лукоиловскую стелу. Прикольно, но на этом земном шаре Россия и США обозначены одним цветом. Всё правильно, как любил говаривать мой дядя, поднимая очередную стопочку: «…за красный флаг над всей Европой за русский город Вашингтон».
А вот участок М7 от Нижнего до Чебоксар на этот раз показался мне самым напряжённым на всём протяжении трассы. Дорожники интенсивно производят реконструкцию дорожного полотна, вызывая этим самым постоянные затруднения движения. Здесь отчётливо видно как состояние дороги влияет на трафик, скорость движения и дорожную ситуацию. Первые километры за Кстово ещё куда ни шло, трасса шириной в три полосы, средняя с реверсом.
А затем начинается, знакомая двухполоска, колея, ремонты, фуры, в общем, старая песенка. В этом рваном изматывающем ритме доплетаемся до Лысково. Помню, десять лет назад здесь продавали роскошный ЗИС, который Чайка, прямо на пятаке возле Мотеля. Эх, как я мечтал тогда о такой роскошной машине, вот её богу, ни какого Мерседеса нужно не было.
А вот дальше мы всё-таки вкусили плоды труда дорожников. За Лысково начинается шикарная новая четырёжполосная трасса. И все фуры куда-то рассосались, и вовсе не мешают передвижению. И остаётся только ехать и наслаждаться пейзажами. Да, много ли нужно для полного счастья.
Ближе к границе с Чувашией трасса вновь становится двухполосной. Где-то в пятом часу наша экспедиция въезжает в Чувашские пределы, а ещё через десять километров мы упираемся в мост через Суру.
Мост на ремонте, функционирует только одна полоса. Но нам несказанно повезло, поток двигался с нашей стороны, и Суру мы преодолели на одном дыхании. На правом берегу ко всему прочему была ещё и авария на противоположной стороне, перевернулась Газель. Трасса вытягивалась на подъём. Здесь то же традиционно пасутся менты, ловят обгоняющих через сплошную. Но, кстати, полотно расширили, и теперь за Сурой на подъём две полосы, а мусора всё равно пасут.
На удивление в Чувашии состояние асфальта вполне приличное. В сечении трасса тоже расширяется до трёх, а то и до четырёх полос, и даже с разделительным газоном. Стройной чередой потянулись населённые пункты с колоритными чувашскими названиями: Москакасы, Кадикасы, Мурзакасы…
Где-то с лева остались Чебоксары, а трасса свернула на юго-восток. От Чебоксар до Цивилска довольно плотный трафик, но по ощущениям львиная его доля это местные. Но многие машины с номерами двадцать первого региона либо едут до Цивильска, либо там уходят на Канаш, на трассу А151. А мы уходим на восток в направлении Казани.
За Цивильском поток стал значительно жиже, и вновь дорожка заспорилась. День начал клониться к своему завершению, это чувствовалось по углу наклона теней. С горизонта исчезло марево, да и зной уже не такой испепеляющий как по полудню.
Границу Чувашии и Татарстана пересекали в начале восьмого часа. Проезжаем пост ДПС перед Свиягой, здесь я один раз ночевал в машине, если мне не изменяет память в 2005 году, в августе. Помню, замёрз тогда немерно.
Пересекаем Свиягу, вот и Волга появилась. Где-то слева остаётся остров со Свияжском и с монастырём. Затем наступает пора пересечь великую русскую реку, всё-таки какая она огромная. На левом берегу встречаем знакомую заправку. Да, как давно это было. Ну-ка щас вспомню. Точно в конце мая 2004 года, у меня на этой заправке развалился ШРУС, обойма рассыпалась. Тогда мы с мамой и Егором ехали. Ну, ни чего где-то пять часов мне тогда понадобилось для того, что бы найти новый ШРУС и заменить его в полевых условиях. Егор помнишь? Сворачиваем с окружной в направлении Казани.
Москвой наша культурная программа ещё не закончена, сегодня мы запланировали заехать в Казань и посетить, наконец, Казанский кремль. Мы много раз бывали в этом прекрасном городе, но к своему стыду не посетили его сердце Казанский кремль. И вот теперь мы собираемся исправить эту оплошность. Но пробраться в город оказалось не такой уж и простой задачей. На въезде в город мы попали в огромную пробку. Отнеся изначально это печальное явление на счёт воскресного вечера, которым дачники возвращаются домой, мы всё-таки ошиблись. Пробка была вызвана серьёзной аварией на въезде в город, ну и конечно усугублена пиковым временем. Когда мы всё-таки пробрались к кремлю, ярко алое солнце уже коснулось горизонта. Припарковались на берегу Казанки и через небольшие ворота попали внутрь, абсолютно бесплатно и беспрепятственно.
Ворота через которые мы попали на территорию кремля расположены в Тайницкой башне. Недалеко от этой башне находится президентский дворец, который расположен возле руин древнего ханского дворца. Но самое интересное здание которое встретилось нам тут – же возле входа это знаменитая башня Сююмбике. Эта башня является символом Казани и знакома далеко за её пределами. Она относится к «падающим» башням так какак имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На сегодняшний день отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Слева к башне Сююмбике примыкает небольшая дворцовая церковь, которая построена на месте ханской мечети.
Мимо главного корпуса Пушечного двора через арку попадаем во двор Юнкерского училища, где расположена красавица мечеть Кул-Шариф. Бесспорно восхитительное сооружение, строилось почти десять лет с 1996 по 2005 год. Кул Шариф это национальный татарский герой, имам, поэт, возглавлял оборону одной из частей Казани при штурме Ивана Грозного. Купол мечети декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий - короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани, и экспонирующейся ныне в Оружейной палате. По другой версии она изготовлена восточных дел мастерами (возможно казанцами в их традиционном стиле) по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя. Получается что за время поездки мы видели три величественных храма относящихся к трём разным конфессиям: Буддийский храм в Элисте, Храм Христа Спасителя в Москве и вот теперь Кул-Шариф. После Кул-Шарифа мы прошли к Благовещенскому собору, где расположен памятник зодчим Казанского кремля.
В своём отчёте о прошлом визите в Казань (:Урал – Поволжье. (17.12 – 21.12.2007г.) я затронул тему даты основания этого города, и поставил под сомнение его тысячелетие. Уж больно оно коньюнктурно и подогнано под существующую власть. А что если следующий хан захочет чтобы Казани было, допустим две тысячи лет, археологов вновь заставят искать монеты в земле? Ну а на самом деле столица Татарстана это, пожалуй, единственный крупный город в мире, твёрдая дата основания которого неизвестна. Существует свод средневековых булгарских летописей «Джагфар тарихы» (1680 г.) Бахши Имана, который достаточно подробно описывает историю возникновения Казани. Так вот там говориться, что уже в 1003-1004 гг. на территории Казани существовало поселение Биш-Балта (Биш-Балтавар). Но мы знаем, что и до Юрия Долгорукова селение Кучково уже существовало. Эти же данные указывают, что настоящим городом Казань стала в 1103 году, когда булгарским принцем Шамгуном Шам-Саином (Шамгун-Саин) были основаны на территории современного центра столицы республики три укрепления («Югары Керман» - на месте нынешнего Кремля, «Калган» - южнее, по ул.Ленина, - оба на холме Богылтау, и «Акбикюль» - в низине возле современных парков Черное озеро и Ленинский сад), объединенные в один город Учель – «Три Города» (уч - три, эль - город, укрепление, страна, земля, губерния). В 1220 г., по сообщению «Джагфар тарихы», город Учель получил имя булгарского полководца Газана, которое позднее, в народном произношении, получило форму Казан - "Казань" по-русски. В 1361 г., по данным «Джагфар тарихы», Казань вновь переименовывается в город Болгар аль-Джадид, а в 1431 г. возвращает себе имя Казан-Казань.
Но и существовавшая до этого официальная дата основания Казани 1172 год так же твёрдо не подтверждена ни одним из имеющихся исторических источников. Тем интереснее становится эта загадка, разгадать которую учёные пытаются уже на протяжении двух веков. После посещения Кремля мы отправились на улицу Баумана, перекусить в МакДональдсе. Город к этому времени уже начал погружаться в ночную мглу, и включившееся освещение залило Казань разноцветными огнями. Ночная Казань по обилию света ничуть не уступает Москве, а восточная загадочность придаёт этому городу необыкновенный шарм.
Уже в полной темноте выезжаем из города с восточной стороны. На М7 берём курс на восток и уходим в ночь в направлении Набережных Челнов. Ночная трасса свободна, дальнобойщики к этому времени по большей части останавливаются на ночлег. Следующие 260 километров проходим на ура. Уже ближе к Набережным Челнам я услышал ещё один металлический звук «дзинь», такой же, как слышали на Украине. Теперь сомнений не было, этот «дзинь» шёл из под машины. Когда мы ехали по платине через Каму, то уже явно ощущалось некое козление машины, морда прыгала в такт неровностям полотна. За городом дорога получше, но машина всё равно раскачивалась. У меня появилось подозрение на то что лопнула задняя пружина. Ко всему прочему я начал залипать. Где-то после полуночи, добравшись до границе с Башкортостаном, останавливаемся поспать на посту ДПС.
Стрелка одометра остановилась на отметке 6 583 километра.
Читай далее: День семнадцатый. 18.08.2008г. Башкортостан - Магнитогорск.