Весь вторник я посвятил Новосибирску. Работа. Пришлось и по городу поколесить. Ну что можно сказать? Во-первых, повезло с погодой, бабье лето явно набирает обороты. На небе ни облачка, воздух, аж +17. Ну не Сибирь, а Краснодар какой-то! Во-вторых, после более чем годового отсутствия, сразу же бросается в глаза похорошевшие улицы города. В первую очередь это отремонтированные дороги, асфальт всюду новый, и масштаб впечатляет. В том году ну в хлам убитые были. Фасады старых домов преобразились, вот на той же Дзержинке, например, там много «сталинок». Даже не смотря на эти, бесспорно выдающиеся успехи, ближе город мне не стал. Ну не люблю я Новосибирск.
А вот сегодня уже среда, и я покидаю столицу Сибири. Мой путь лежит дальше, на восток. Счётчик пробега перевалил уже за две тысячи километров и остановился на отметке 2 064. В восемь утра уже выруливаю на М53 Новосибирск – Иркутск, воздух плюс девять, солнышко светит, нормально! Задача на день, заехать как можно дальше. Минимум это Красноярск, максимум как получится.
Автомагистраль «Байкал» состоит из трёх федеральных трасс: М51 Челябинск – Новосибирск, М53 Новосибирск – Иркутск и М55 Иркутск – Чита. А уже она в свою очередь является частью трансазиатского коридора АН6 которая начинается на границе с Белоруссией. На территории России в состав этого коридора входят трассы М1-М5-автомагистраль «Байкал»-и А166 Чита-Забайкальск. Далее АН6 переходит на территорию Китая в Манчжурии и через Цицикар и Харбин доходит до пограничного с Россией Суйфэньхэ. Где вновь возвращается на нашу территорию, где через Уссурийск – Владивосток – Хасан достигает территории КНДР. А далее через Северную трасса уходит уже в Южную Корею.
Коридор начертан на карте, но его использование выглядит утопией из-за проблемы границ. Я молчу про границу с КНДР, здесь без комментариев, мне даже не представляется, как проехать Китай. Наверно теоретически это конечно возможно, но, предполагаю, сколько кругов ада нужно для этого пройти. А пока из всех иностранцев на трассе мне попадались лишь белорусы, украинцы и казахи, которых при всём уважении к их суверенитетам, моё поколение таковыми не считает.
Итак, двигаюсь на северо-восток по трассе М53. Трасса выглядит весьма прилично, чувствуется, что за время моего отсутствия, все негодные участки привели в порядок. По данному маршруту последний раз мне довелось ехать в апреле прошлого года, когда я возвращался из Красноярска. По мере удаления на север я стал достигать границу облачного фронта, которую в итоге и пересёк. Чистое небо сменилось вначале барашковыми облаками, а затем и сплошной серой пеленой. Так я и достиг граница Кемеровской области.
Ну, здравствуй Кузбасс! Здесь добавляется час к новосибирскому времени, получается, что от дома я отъехал уже на два часовых пояса. На въездном юргинском посту ДПС меня останавливают. В народе этот пост называют ещё «козлячим», якобы за то, что здесь тормозят всех подряд. Уж не знаю, насколько эти слухи оправданы, но мне ещё ни разу не удалось проехать его не замеченным. А впрочем, я не против. Машину проверяют на угон, а у меня есть повод выйти, размяться и сходить в туалет. Пока я проделываю все эти процедуры, документы мне возвращают, всё нормально. Да пусть проверяют, может угнанную у меня машину найдут.
Ну всё, выдвигаюсь дальше в сторону Кемерово. После пересечения границы Кузбасса М53 кардинально меняет направление с северо- на юго-восточное. И получается, что я вновь стал приближаться к той границе атмосферного фронта, которую преодолел в Новосибирской области. Черта границы в этот раз настолько очевидна, что её пересечение читается воочию. Уже на подъезде к Кемерово небо вновь чистое и ясное, а бортовой градусник показывает +15 градусов.
Въезд в столицу Кузбасса ознаменовывается появлением труб завода «Азот». Окружной здесь нет, приходится пересекать город практически по диагонали. В прошлый свой визит в Кемерово я признался, что влюбился в него с первого взгляда. И сейчас не отказываюсь от своих слов, город чист, уютен и интересен. Ну а экология… А что экология? Мне не привыкать)))
А ещё Кузбасс мне нравится тем, что здесь нет такого явного засилия праворульных машин, как, например, в Новосибирске или Иркутске. Данный факт, конечно же облегчает передвижение, так как стиль езды потока совпадает с моим. За Кемерово М53 вновь устремляется на северо-восток, и я въезжаю во всю ту же полосу облачности. Начинается красивейшая Мариинская тайга. Я уже давно и бесповоротно являюсь поклонником радио Маяк, и особенно шоу Стиллавина и его друзей. Так вот у моего кумира есть замечательная рубрика «Народный продюсер», по которой гоняют любительские треки. И особенно запомнилась весёлая песенка группы KillaGramm из Кемеровской области. Весьма позитивная и очень живая, рекомендую послушать.
По автомагистрали «Байкал» я проехал уже около двух тысяч километров, и бросается в глаза то, что практически исчезли «перегоны». Я встречал их всего один или два раза. Да, похоже, иссякла речка то.
Трафик весьма низкий, дорожное полотно в хорошем состоянии. Вскоре тайга кончается, и начинаются привычные поля с берёзовыми перелесками. Прибываю к Мариинску. На въезде в город гостей встречает композиция ли, инсталляция (уж и не знаю, как её назвать) построенная в виде части стены и сторожевой башни казацкой крепости c названием города. А за ней с другой стороны дороги стоит новенькая часовенька. Выглядит всё великолепно, и если мне не изменяет память, в прошлом году этой красоты здесь не было.
В прошлый раз я проехал через город, а сейчас реши не тратить времени. А посему сворачиваю по указателю на окружную, и натыкаюсь на тюремный забор. Вот интересно, это та самая Мариинская тюрьма, часть «Мариинского централа», из которого за всю историю не было совершено ни одного побега? Не далеко от моста через реку Кия останавливаюсь на заправке Роснефти, и заливаю полный бак. Ну, всё, теперь дальше, на восток!
Интересно, что расположение Кемеровской области уникально: она находится вблизи центра материка Евразия, на стыке западной и Восточной Сибири, почти на равном расстоянии от восточных и западных границ страны, занимает срединное место между Москвой и Владивостоком. Ни одна российская губерния не отдалена так от морей и океанов, как эта.
Вообще в Сибири каждый регион уникален, как разные страны, только без границ. Моя страна, задолго до Евросоюза сделалась уникальной территорий, вобравшей в себя огромное разнообразие ландшафтов, культур, истории. И в этом её уникальность. Негатив обязательно схлынет, люди хотят жить комфортно, а моя страна останется! И вот следующее территориальное образование потрясает не менее. Я въезжаю в Красноярский край, самое вытянутое муниципальное образование в стране. Длинна его, если я не ошибаюсь более трёх тысяч километров. Это расстояние от Москвы до Омска! Один край! На его территории имеются практически все ландшафтные зоны России, от степи до тундры. Вот это да! Но здесь, где проложена М53, вовсе не чувствуется дыхание Сибири. Широкое поле, ровный рельеф, ну просто чернозёмная полоса России.
Видимость отличная, покрытие шикарное, трафик минимальный, гайских засад не наблюдается. Эх, везде бы так! Красноярский край, как и все предыдущие сибирские регионы, продолжает традицию дорог с хорошим состоянием полотна. Езда здесь в удовольствие. Я даже и не заметил, как появились шлаковые отвалы Ачинского глинозёмного комбината. Изначально я планировал проехать по городу, но на подъезде передумал и отправился по окружной.
На выезде из Ачинска в сторону Красноярска засада. Менты ловят на знак «населённый пункт», который находится чуть дальше. Многие влетают с трассы по инерции, а они тут как тут. Но это встречные, а мне ничего не угрожает. Да и вообще, участок Ачинск – Красноярск отличается обилием засад. Трафик здесь куда плотнее, а дорога хорошая, и многие любят притопить. И сплошной пренебрегают, и скоростной режим нарушают. В общем, есть чем поживиться, властелинам жезла и кокарды.
За Ачинском начинается тайга, которая в это время года особенно хороша. Видовое разнообразие придорожного леса, отражается на визуальной картинке разнообразием цветовой палитры. Конечно основные цвета огненно-жёлтый и тёмно-зелёный, с преобладанием хвойных деревьев, но попадаются и алые, вроде как, рябиновые кусты и многие другие. И не смотря на то, что всё-таки, пасмурно, есть ощущение фиесты.
Как я уже отмечал участок Ачинск – Красноярск в замечательном состоянии. Имеются большие отрезки с четырёхполосной проезжей частью, которые серьёзно разгружают трассу. В прошлом году был и здесь негодный участок, но с тех пор дорожники всё исправили.
Когда тайга расступилась, а трасса вновь стала четырёхполосной, да ещё и с разделительным газоном, стало понятно, что Красноярск уже близок. Вот и аэропорт Емельяново, а вот и знаменитые бурые сопки. А это означает, что нужно делать выбор, ночевать здесь или двигать дальше. Но, ели честно, то я уже давно решил ехать до Канска, если не случиться непредвиденного. Я знаю, что где-то на стыке двух регионов есть участки с плохой дорогой, и сегодня нужно подобраться к ним как можно ближе. В общем, сворачиваю на новенькую окружную дорогу. Вон за теми холмами уже Енисей.
Сердце застучало чуть быстрее, я вступил на неизвестную для себя землю. Вернее, я бывал, конечно, и в Красноярске и далее, но на поезде, самолёте, и никогда на авто. И вот теперь мне предстоит намотать на свой протектор ещё кучу километров по этой благословенной и любимой мною сибирской земле. А пока я пересекаю величественный красавец Енисей.
В правый берег упираются отроги Восточных Саян, и остальная часть трассы М53 проходит практически вдоль этой горной системы. Дорога взметнулась вверх и змейкой потянулась по сопкам. А ещё начались ремонты. Трасса кардинально реконструируется, сглаживаются неровности рельефа, расширяется полотно и улучшается инфраструктура. Когда участки с ремонтами остались позади, трасса приобрела такой знакомый по Европейской части характер. Трещины, болтанка, колейность, в общем, оценка четыре с минусом. Пока ещё не стемнело мне оставалось любоваться невысокими горными хребтами, так напоминающими мой Южный Урал.
Ближе к Уяру начало смеркаться, а в Бородино уже стемнело окончательно. Оставшийся участок до Канска я преодолел в темноте, так и не поняв окружающего ландшафта и передвигаясь на ощупь. К Канску подъезжал уже в десятом часу.
В РОI навигатора нашёл гостиницу Сибирь, и задал до неё курс. Эх, замечательная всё-таки штука навигатор, да ещё и оснащённый последней картой Дороги России, да ещё и с топо в некоторых регионах. К радости нашёлся свободный номер, и не дорого. А вот охраняемая стоянка оказалась за два квартала от гостиницы. Пока туда, пока сюда, пока домой отзвонился, уже начался следующий день. Всё спать, спать, спать, завтра пробег куда труднее.
Температура воздуха в Канске на момент моего приезда составила (+10) градусов. В общем пробеге я разменял третью тысячу и остановился на отметке 3 092 километра.
Читай дальше: День шестой. 01.10.2009. Канск – Иркутск.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.