Вчера на свадьбе я очень искусно лавировал между желающими выпить с далёким гостем и своим нежеланием напиваться перед дорогой. Пришлось, конечно, пропустить пару раз по «писярику» дабы не обидеть уж совсем настойчивых. Но ведь это доза даже лечебная. Поэтому сегодня чувствую себя ну очень замечательно. А ещё если прибавить сюда установившуюся ещё вчера отличную погоду, да и предвкушение встречи с Байкалом, становится понятно моё приподнятое настроение. В десятом часу выруливаю со стоянки, температура воздух +5, над Иркутском лёгкий туман. Но всё идёт по вчерашнему сценарию, когда туман рассеялся и на чистом небе воздух прогрелся. В Иркутскую область пришло бабье лето!
Навигатор настраиваю на выход на трассу М55 Иркутск - Чита, которая является заключительной составной автомагистрали «Байкал». Но прежде придётся потолкаться на запутанных Иркутских улицах. Я думаю, стоит сказать пару слов о движении в городе на Ангаре. Больший хаос я наблюдал только в Новосибирске, да и то когда состояние улиц там ещё оставляло желать лучшего. Кафе, в котором проходила вчера свадьба, находилось на довольно оживлённой улице с одностороннем движением, и довольно широкой. Но практически всё время, я наблюдал там грандиозный затык. А когда мы уходили, в одиннадцатом часу, поток уже схлынул, и как после сражения на проезжей части остались израненные машины. Это было не одно, и даже не два столкновения. А несколько локальных кучек, между которыми курсировали инспектора ГИБДД, производя нужные процедуры. И в заключении откуда не возьмись, уже на пустой улице, откуда-то взялась девушка на праворульном Нисане Марч, не справилась с поворотом, ударила уже подбитую машину, сдала назад, и скрылась! Это был шок)) Менты, конечно погнались за проказницей, а дважды помятый бедолага так и не понял, за что его сегодня наказывает бог. В общем, после езды по местным улицам у меня сложилось впечатление, что Иркутск это город стремительных пожилых праворуких автомобилей управляемых адскими пилотами, живущими под девизом «таран – оружие героев».
Выбравшись за город, становится немножко полегче, но трафик существенно не уменьшился. М55 берёт своё начало сразу с горного рельефа, со всеми сопутствующими потерями, главная из которых темп передвижения. Через двадцать километров дорога выходит на территорию города Шелехов.
А вот уже после города иркутских металлургов, поток становится пожиже. Полотно на четыре с минусом, и вновь начинаем петлять между гор. Очень длинные участки со сплошной полосой, но местные как, допустим в Крыму, ею пренебрегают. А вот я уже выдрессирован, и как загнанный волк не могу перейти за флажки. Высоты здесь не большие как у нас на Южном Урале, поэтому трасса выглядит вполне привычной. И нужно ли говорить, что такие горы дарят спокойствие и умировотворение, это особая домашняя красота.
Эта территория, между Тункинскими Гольцами и Приморским хребтом, представляет собой треугольник, окружённый с юга озером Байкал, с востока Иркутским водохранилищем и с запада рекой Иркут и называется Ольхинское плато. Где-то в районе посёлка Большой Луг трасса достигает наивысшей своей точки, в районе отметки 800 метров, начинается свеженький красивый участок.
Ольхинское плато известно своими многочисленными скалами-останцами, а ещё окаймляющей его со стороны Байкала Кругбайкальской железной дороге. Достигнув наивысшей точки, трасса начинает серпантинный спуск к озеру. То и дело открываются восхитительные виды на снежные шапки южнобайкальского хребта Хамар-Дабан.
Поворот, ещё поворот… ещё один,…затем ещё и ещё… И вдруг горы и тайга расступились и наконец, показалось бирюзовое пятно Священного озера. Сердце забилось чаще,я доехал! Здравствуй, БАЙКАЛ!!!
Я остановился на серпантине, на небольшом пяточке возле придорожного кафе, от которого открывался шикарный вид на Байкал, посёлок Култук, мыс Шаманский, и хребет Хамар-Дабан. Там внизу виднелась последняя станция Кругобайкалки, и весело блестел, переливаясь на полуденном солнышке, спокойное с виду Сибирское море.
Спешить я не стал. В этот дивный субботний день торопиться абсолютно некуда, так ведь можно вовсе всё на свете проехать. Я попил кофейку, поболтал с хозяйкой кафе о Байкале, об Аршане, Тункинской долине. Девушка посоветовала мне заехать в посёлок Жемчуг на горячие источники. Я вспомнил, как в студенчестве подрабатывал проводником на поезде Челябинск – Чита. Ещё прикупил сувениров и спустился по серпантину в посёлок, где и выбрался на самый берег.
Байкал, как всегда завораживает величием и чистотой. Сегодня он безмятежен, но в этом внешнем спокойствие ощущается неимоверная энергия и мощь. Я стоял, вглядывался в синюю даль и не мог поверить в то, что эта огромная толща пресной воды сейчас лежит перед моими ногами. Мне оставалось лишь мечтать о том, что я заеду сюда на месяц или два и исхожу каждую расщелину, каждый мыс, все острова и сопки, пляжи и гроты. А теперь меня ждёт другая не менее интересная и притягательная страна под названием Тункинская долина.
Возвращаюсь в Култук, на М55. Проезжаю несколько метров и упираюсь в перекрёсток. Здесь берёт своё начало трасса А164 Култук – Монды, трасса, которая проходит вдоль всей Тункинской долины и упирается в Монгольскую границу. Сворачиваю на А164, и следующее что случается это то, что я упираюсь в переезд через Транссиб, на котором зависаю минут на пятнадцать. Да уж и оживлённое движение на этой основной сибирской артерии.
Вскоре вырываюсь на свободу и начинаю углубляться в западном направлении, судя по показанию навигатора. Дорога абсолютно свободная, хороший, на четвёрку, асфальт, ясное голубое небо и золото осенней тайги, ну до чего же хорошо! Дорога попетляла между небольших сопок и вырвалась на просторы Тункинской долины, я въехал на территорию республики Бурятия.
Тункинская долина это продолжение Байкальской впадины, которая сегодня является национальным парком. Это единственный в России парк, границы которого совпадают с границами целого административного района. Через альпийские луга долины протекает красавец Иркут. С севера граница проходит по гольцам Восточного Саяна (Тункинским Гольцам), с запада по массиву Мунку-Сардык, а с юга по хребту Хамар-Дабан.
Я остановился у стелы. Здесь находится симпатичная кафешка, а через дорогу на пригорке возвышается маленький буддийски дацан. Но самое главное и захватывающее это появившиеся снежные вершины Тункинского хребта. Вот он настоящий Восточный Саян, место, где я никогда ещё не был и куда с таким нетерпением стремился. В кафе не иду, я сыт Саянскими красотами, и хочу ими насыщаться впредь ещё и ещё. Разминаюсь, фотографируюсь и отправляюсь далее на запад. Въездной пост проезжаю без проблем, буряты не обращают на меня никакого внимания.
С каждым поворотом, с каждым километром открываются всё более и более незабываемые виды. Да и градусник температуры забортного воздух словно взбесился, показывает +17 градусов. Насколько я понимаю, для начала октября это градусов на пятнадцать выше нормы, и такая погода характерна скорее для июля. Расцениваю это как очередной подарок судьбы. А затем был ещё один - встреча в неторопливым Иркутом, это чудо какое то. Далее долина словно расширила свою чашу, тайга расступилась и дорога вышла в поле. Я сворачиваю с трассы А164 по указатели в направлении курорта государственного значения Аршан.
И чем ближе я приближался к Аршану, тем более всё стало походить на сказку. Помните как у Чуковского: «…а горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи…». Саяны не похожи ни на какую другую горную систему, из тех, что мне довелось повидать. Это не Кавказ, не Урал, не Тянь-Шань и не Кузнецкое Алатау, зубы-гольцы Восточных Саян имеют неповторимую архитектуру и незабываемое очарование.
Въезжаю в Аршан. Обыкновенный курортный посёлок, каких много в нашей стране, как наше Ново-Абзаково например. Несколько пансионатов, и санаториев и конечно, зарождающийся частный сектор. Первым делом мне нужно подумать о ночлеге, и частный сектор подходит для меня как нельзя. Остаток дня я собираюсь провести в пеших прогулках по окрестностям, поэтому номер нужен только для ночёвки, и желательно, чтоб машина была под боком. Приметив пару домов отдыха на всякий случай, я продвинулся как можно ближе к горам. Далее спешился, и побрёл по очаровательным таёжным улочкам в поисках подходящего места. Которое, впрочем, не заставило себя долго ждать.
Я снял комнату в маленьком деревянном частном гостевом доме на четыре номера, машину загнал прямо к входу. Койко-место здесь стоит 350 рублей, ну а так как их две в номере я заплатил 700. Правда в комнате нет телевизора, зато есть и дополнительный обогреватель и электрочайник. А вечером посмотрю, наконец, по буку «9-й район», давно хотел это сделать. Единственным условием милых хозяев было, чтобы я не устраивал в номере ночных оргий, и не забывал о том, что кроме меня здесь ещё есть люди. Это как в «Золотом телёнке»: «Пить не будете? Голые танцевать не будете при луне? Эх! Прокачу!» От души позабавившись, я успокоил хозяев сообщив, что нет смысла ехать за четыре тысячи километров, чтобы устроить здесь разврат, и отправился на пешеходную экскурсию. Супруга хозяина посоветовала мне сходить на водопад, к Аршанскому дацану и отведать бурятских поз в рекомендованной ею же позной.
Тропа к водопаду начинается недалеко от моего гостевого домика, и прямо тут же расположился небольшой базарчик, где продают товары монгольского производства: тапочки, жилетки, свитера из верблюжьего меха и всевозможные бурятские коренья, травы и благовония. Нужно будет на обратном пути купить Свете верблюжьи тапочки, пусть нежится в них холодными зимними вечерами. Тропа шла в глубь леса вдоль горной речки. Тункинский лес не похож на, допустим Витимскую тайгу. Огромные хвойные деревья: сосны, ели, лиственница, пихта, есть берёза, попадается кедр и даже можжевельник. Воздух такой, что надышаться им невозможно. Никакого бурелома, попадаются солнечные полянки с низкой травой, щебет птиц и шум горной речки.
Дело было ближе к вечеру и основной поток паломников к водопаду уже схлынул. К самому водопаду ведёт цепь деревянных мостиков и лестниц, на которых нужно быть особенно внимательным. Высота падения воды хоть и не большая, но её объём внушает уважение. Ну и конечно особое Саянское очарование. Единственное, что раздражает, это многочисленные «Кисы» и «Оси» оставившие свои следы на окрестных скалах. Обратный путь проделываю по берегу речки. Обратила на себя внимание загадочная традиция складывать из камней столбы. На реке, на полянах возвышаются сотни таких каменных истуканов и небольших каменных баб. Интересно, что же это означает? Я попытался найти ответ у самозабвенно складывающей очередной столб молодой парочки, но они так же как я не имели об этом никакого понятия. Мда, загадка!
Затем я погулял по лесу недалеко от дома отдыха. Тихо, птички щебечут, штиль тайга застыла под снежными шапками гольцов. Душевно! Благодать, да и только!
На входе недалеко от беседки в восточном стиле обнаружились минеральные источники. Есть даже питейная комната, но она уже закрыта, да, припозднился я. Зато для свободного доступа есть краники, из каждого льётся вода с неповторимым составом (ну так люди говорят). Затем я ещё пошатался по посёлку, на базарчике прикупил те самые тапочки, и отправился в позную. Готовили минут двадцать, но когда, наконец, бурятский деликатес был готов, я себе чуть пальцы не съел. С этой минуты становлюсь фанатом бурятских поз. Уж не знаю, чем они отличаются от наших пельменей, то же тесто, тот же фарш, да и родословная у них одинаковая, но почему так не по нашему вкусно!
Сытый, довольный, с тапочками под мышкой, и кульком кедровых орешек в руках, я отправился к Аршанскому дацану. Сам дацан не представляет архитектурный интерес, но виды отсюда открываются неповторимые. А ещё на обратном пути я набрёл на ещё одну поляну с каменными истуканами. Солнце уже начало закатываться за остроконечные шапки гольцов, а значит мой насыщенный впечатлениями день подходит к завершению.
Вот уже как неделю я путешествую, но преодолеть трёхчасовую разницу мои биологические часы так и не смогли. Я уже посмотрел «9-й район», сосед справа выключил телевизор (у него он у единственного в блоке), зато слева послышались томные женские стоны. Ох и слышимость же в этих номерах. Девушка была очень искренна, и целиком поглощена своим занятием. Эххх, люди)))Вот они минуты истины, не для таких ли моментов мы пыжимся, обрастаем богатствами, статусом, куда то вечно гоним, стараемся. Чтобы в один прекрасный день скинуть с себя это всё, и со свей душой, не стесняясь эмоций… А такая не примечательная пара на первый взгляд… Да, женщина, это целый мир внутри, там такие страсти бушуют, сразу и не понять! Ну просто, Эммануэль)
И чтоб окончательно не почувствовать себя извращенцем, вновь набрасываю на голову наушники и заряжаю следующий фильм. Дождусь за просмотром фильма, когда протикают мои биологические часы.
Общий пробег к этому моменту - 4159км. Средняя скорость сегодня была 63,9км/час, это и понятно, ведь я не торопился. Но всё-таки где-то разогнался до 117км/час.
Читай дальше: День девятый. 04.10.2009. Аршан – Жемчуг – Улан-Удэ.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.