А затем было утро. С высоты восьмого этажа залитый утренним светом город показался таким, по домашнему уютным, интересным, загадочным. У меня есть один день на разграбле…эээээ…знакомство с Улан-Удэ.
Когда я спускался в кафе на завтрак, то проходил мимо комнаты со стеклянными стенами, в которой молились буддисты. Я ещё удивился, насколько неподходящее место выбрано для проведения религиозного обряда. Зато стал свидетелем непривычного для себя действия. Немножко подкрепившись, отправляюсь за машиной.
При свете дня оказалось, что припарковался я практически в самом центре города на улице Ербанова. А эта улица соприкасается с главной площадью – площадью Ленина. Всё бы ничего, таких площадей я повидал десятки, если не сотни, но то, что я увидел здесь, повергло меня в шок. Это огромная, величиной с дом голова. Голова Ленина. Сооружение, которое не призывает уважать или почитать, а повергает в ужас и трепет. Такой огромной головы я ещё не видел. Настолько уродливо выглядит сиё создание окаймлённое невысокими домами. Огромное чёрное пятно! Я ещё готов принять бюст, хотя таких размеров и он выглядел бы ужасно. А тут, взяли, оторвали голову и водрузили на постамент. Жуть. И без сомнения, это одна из главных достопримечательностей города.
Этого Ленина просто не могу не поместить в свою коллекцию, не смотря на то что все части тела кроме головы на скульптуре отсутствуют. Тем более что у меня есть ещё одна голова из Пикалёво. Освобождаюсь лишь к трём часам дня. Да, времени то не много остаётся. И что теперь в Улан-Удэ увидеть башку и умереть? Нет, есть ещё Иволгинский дацан, который является духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России. Сангха – это буддийская община, так написано в путеводителе. Посёлок Иволгинск находится в тридцати километрах от города по дороге в сторону Гусиноозёрска. Без промедления и даже не пообедав, отправляюсь в сторону дацана.
Стоит сказать несколько слов о состоянии улиц и движении в Улан-Удэ. Столица Бурятии не выглядит разбитым городом. Скорее наоборот, она довольно ухоженная и опрятная. Впрочем, это свойственно центрам российских национальных окраин. Движение не плотное, но наверно причина тому малочисленность населения. В январе 2009 года здесь проживало 340,2 тысяч жителей, это чуть больше, чем допустим в Саранске. В историческом центре много улочек с одностороннем движением. Но запутаться сложно планировка города квадратно-гнездовая. Хотя и наблюдается некая разбросанность районов, этим Улан-Удэ тоже напоминает Саранск. Но неповторимый шарм и обаяние столице Бурятии, конечно же, придаёт великолепная Селенга и горная цепь, окаймляющая её по периметру.
Возвращаюсь по той же дороге, по которой вчера вечером въезжал. Вообще, насколько я понял, в городе всего один мост через Селенгу(может я и ошибаюсь). И для того чтобы вернуться на М55, мне необходимо перебраться на левый берег по этому мосту. На М55 можно попасть и быстрее по дороге на аэропорт, но она сейчас на реконструкции, и пришлось объехать через выезд на Иркутск. Затем по М55 немножко проезжаю в сторону Читы и сворачиваю на право, на трассу А165 Улан-Удэ – Гусиноозёрск.
Природа дари жителям Прибайкалья уже третий день золотой осени. Небо ясное, светит солнышко, воздух к полудню прогрелся до +15 градусов, хотя с утра было всего +1. Трасса А165 проходит по степи насыщенной разнообразными холмами причудливых форм. Картина привычная, и чем-то напоминает нашу приуральскую степь.
Так же как и у нас на вершинах этих холмов кое-где стоят радарные установки противоракетной обороны. Наверно в Улан-Удэ есть что охранять. Я, допустим, знаю, что здесь расположен вертолётный завод. А ещё на одной из сопок красуется вот такая надпись на бурятском языка «Ом ма ни бад мэ хум». Учитывая трепетное отношение бурят к Ленину можно подумать, что это нечто вроде «Ленин жив». Но оказалось всё гораздо логичнее, это основная составляющая всех буддийских молитв.
Иволгинский дацан находится в тихом урочище у подножья опять того же хребта Хамар-Дабан. Получается, что я объехал этот хребет с трёх сторон. Здесь горы совсем не высокие, не вызывают трепет и неимоверное восхищение, зато создают обстановку спокойствия и умировотворения. И такая обстановка подстать статусу дацана. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен осенними запахами увядающей зелени.
Вот что сказал Далай Лама XIV об Иволгинском Дацане: «…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии - это одна из самых больших достопримечательностей, которое я видел в СССР. Он был построен (тогда), когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» И действительно это кажется невероятным, но в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Говорят, что произошло это благодаря усилиям старых лам вернувшихся из сталинских лагерей.
Полное название дацана звучит следующим образом: «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости). Колесо Учения действительно крутится в этом месте, ведь в дацане имеется единственный в России Буддийского Университета "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева, у которого есть, между прочем, лицензия высшего учебного заведения. В юрте у входа монах(или как там он у них называется) объяснил мне что можно а чего нельзя делать на территории дацана. В общем то, можно практически всё, запрещено только фотографировать внутри храмов, и выходить из храма нужно лицом к Будде. Ну и конечно не нарушать безобразия.
Буддизм гораздо старше православия, он возник около VI века до нашей эры. И это не столько религия, сколько мировоззрение, философия и способ жизни. И насколько я понял из одной статьи, что у буддизма сегодня есть две ветви, это так называемые Махаяна и Тхеравада, или Великая колесница и Учение старейшин. Первая проповедует безграничной любви ко всем без исключения живым существам, и распространена в Китае и Тебете. А вторая, вот именно наша, и отличается она тем, что очень близка к раннему буддизму.
Но, не смотря на такую непохожесть, есть, на мой взгляд, аспект, который роднит буддизм с православием. Это возможность попросить сокровенное. Мы просим у икон, касаемся святых мощей, целуем крест и всегда молим об осуществлении самого важного. И здесь нужно ходить вокруг ступ, касаться священных камней, крутить барабаны и загадывать желание. А все эти фигурки пузатых Будд, которые дают одни богатство, другие счастье, третьи здоровье, вообще нечто из язычества. Как мне, махровому материалисту, привыкшему не ждать милости от высших сил, принять всю эту халяву? Я настолько всегда не готов загадывать желание, что теперь кручу все эти барабаны в холостую.
По сравнению величественным буддийским храмом в Элисте, который довелось мне повидать в прошлом году, Иволгинский дацан более старый и ветхий, строения приземистые и не так отличаются великолепием. Но то самое состояние благополучия и нирваны к которому стремиться учение буддизма больше ощущается именно здесь. А для меня это ещё одна сказка, так непохожая на обыденную жизнь. Как индийское кино.
Достигнув просветления, собираюсь обратно в цивилизацию, к уже привычным нравственным устоям. Когда я, уже на М55 доехал до следующего посёлка, если не изменяет память – Сокол, на въезде обнаруживаю табличку с надписью «Городище гуннов» и указателем на право. Ни минуты не колеблясь, сворачиваю. Конечно, мне интересно побывать на городище предков знаменитого Аттилы. Но, не тут-то было. Дорога, вначале асфальтированная, превратилась в убитый грейдер, а затем и вовсе в полевую, стала безжалостно разветвляться. В начале раз, затем ещё, ещё и ещё, об указателях, конечно речи не шло. Немножко порысачив по кустам и окончательно заблудившись, я выехал на берег Селенги. Что ж, буду вознаграждён очередными великолепными видами.
Ну всё, возвращаюсь в гостиницу, переодеваюсь в более удобную для пеших прогулок одежду, и отправляюсь устраивать Пожарку на ночь. Паркую её на той же стоянке на площади Ленина. Всё-таки эта голова огроменная! Первая улица с которой начинаю пеший маршрут, это улица Ленина же. Это центральная улица города.
Улан-Удэ был основан в 1666 году как казачье зимовье на правом берегу реки Селенги при впадении в неё реки Уды. В 1678 году уже известен как острог — форпост продвижения казаков на восток. Удинский острог был построен для сбора ясака. Позднее острог прикрывал от нападений кочевников торговые караваны, направлявшиеся в Китай и Нерчинск. Постепенно город утрачивает своё военное значение. На первый план выдвигаются торговые, транспортные и административные функции города.
Ниже по Ленина улица превращается в пешеходную зону, эдакий Уланудинский Арбатик. Тратуарная плитка, разнообразные скульптуры, ажурные заборчики, старые купеческие дома, соседствующие с современными, в общем, всё как во многих городах России. Обилие молодёжи, буряты, славянской внешности, сбиваются в кучки, галдят, бесятся, в общем, радуются последним тёплым денькам. После пересечения с улицей Кирова, Ленина вновь становится проезжей. Иду по ней до конца, вплоть до величественного Свято-Одигитриевского собора.
Не сразу, но всё-таки я заметил, что мой маршрут совпадает с маршрутом ещё одной необычной парой туристов. Это были очень пожилая женщина и мужчина помоложе, очевидно её сын. По всем приметам, главная из которых характерный говорок, это были китайцы. Женщина уныло брела прямо, явно не понимая, что она здесь делает. А мужчина с присущей всем китайцам радостью на лице фотографировал всё вокруг довольно серьёзным фотоаппаратом, и что-то живо комментировал своей спутнице. Я даже немножко закомплексовал со своей видавшей виды мыльницей. В такой вот необычной маленькой группе мы дошли до собора. Помимо того, что Свято-Одигитриевский собор очень красивое в архитектурном плане здание, это ещё и первое в городе каменное строение.
Через век после своего основание Удинский острог получает статус города, и становится Верхеудинском. Я уже упоминал это название в данном отчёте, в контексте рассказа о Нижнеудинске, который расположен в Иркутской области на берегу одноимённой Уды. А в 1934 году Верхнеудинск переименовывается в Улан-Удэ, что на бурятском означает Красная Уда.
Но ей богу, мне уже давно пора бы подкрепиться, вот и позная оказалась рядом с собором. Но тут, разочарование, заведение расширяется, и в нём производят ремонт. Но ведь желудочный сок уже выделен, и теперь я просто обязан найти спасительную харчевню. На пересечении улиц Банзарова и Балтахинова обнаружилась кафешка предлагающая узбекскую кухню. Видимо поз сегодня мне не отведать. Подкрепившись, продолжаю своё путешествие. На проспекте Победы обнаруживаю величественный монумент монгольского всадника, неужели это Чингисхан? По крайней мере никаких письменных подтверждений я тому не нашёл. Дальше на проспекте Победы встречаю милые сердцу сталинки и танк Т-34 на постаменте, так знакомый мне жителю Танкоградской области. Через магазин возвращаюсь к гостинице и вижу такую интересную картину. На фоне расположившейся на площади возле моей гостинице юрты поднимается деревянное здание эпохи Российской империи. А в свою очередь за ним виднеются шпили сооружения в сталинском стиле. Эдакое смешение эпох, лестница времени, нехватает лишь новодела из стекла и бетона на заднем плане.
И уже в своём номере наблюдая за закатом с высоты восьмого этажа, я подумал о том, что ведь Улан-Удэ это самая восточная точка в моей автомобильной биографии. Как это символично, летом я обновил западный свой показатель Печёры, а вот теперь на две тысячи километров отодвинул самую восточную точку. А дальше только Дальний Восток! И отсюда из Улан-Удэ эта затея не выглядит такой уж авантюрой, учитывая ещё то, что «федералки» без асфальта осталось всего около четырёхсот километров и по заверениям строителей через два года и их достроят.
Завтра мне предстоим серьёзный пробег, к четвергу я планирую быть уже в Новосибирске. И как там у меня пойдёт одному богу известно. И к моменту когда мой красный корабль ляжет на обратный путь его одометр замер на точке 4 757 километров.
Читай дальше: 06.10 – 07.10.2009. Улан-Удэ – Новосибирск.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.