Эхэ-хэх, вот и октябрь начался! Так, что у нас там на градуснике? Всё те же +10. А на небушке? Всё так же серо и пасмурно. В восемь утра я уже пригнал машину к гостинице, а за тем и сдал номер. Вещи погружены, можно выдвигаться. Прикольный баннер висит на стене гостиницы. Призывает посетить ГДК Канск, но как!))) Пожалуй, сделаю небольшой кружок по городу, да и подзаправиться не помешало бы.
Городок то, оказывается старинный. Да и изначально основан не здесь, а возле Комаровских порогов на реке Кан, на 43 км ниже современного Канска, аж в 1628 году. А на это место перенесён в 1636 году. И строился он как оборонительное сооружение от набегов енисейских кыргызов. Нынче в Канске проживает 97 320 жителей, а ещё в прошлом году население города насчитывало 104 325 человек. Нехилый отток, и говорят что причина тому незанятость и невозможность самореализоваться в городе молодёжи. Хотя сам Канск не выглядит запущенным. Заправляюсь на Роснефти уже по 23,4 рубля. Однако, в Магнитке к примеру литр 92-го стоил 21,7…
Итак, выбираюсь из города на М53 и устремляюсь всё дальше на восток. Насколько я помню, плохой участок трассы должен быть только в Иркутской области. Ну а пока, можно расслабиться, до сих пор дороги Красноярского края только радовали. Вот и сейчас не исключение, состояние полотна на твёрдую пять с минусом, да и трафик невысокий. Где-то недалеко от посёлка Верхний Ингаш за деревьями показался Транссиб, больше мы с ним практически не расстанемся. Будем то сближаться, то отдалятся, бесчисленное число раз пересекать друг друга как партия и Ленин. А ещё где-то вдали мелькнул бурый рассвет, может рам облачность и закончится?
Трасса проходит через весь длинный предлинный Верхний Ингаш, затем портится до отметки три с плюсом. До поста ДПС который находится километрах в десяти после Нижнего Ингаша асфальт ещё был, а далее началось…
Это был даже не грейдер в известном понимании этого понятия. Из насыпи торчали круглые речные камни, устраивая автомобилю дикую встряску. Фуры ползли по такому покрытию со скоростью самой медленной исполинской черепахи. Я обогнал одну на скорости 14 км/час. Как издевательство были небольшие в пару километров участки с отличным асфальтом. Был и асфальт противоположного качества с выбоинами глубиной с полторалитровую соску. Был и участок просто с накатанным земляным полотном, на нём велись дорожные работы. И забегая вперёд скажу, что именно он через месяц раскис и превратился в грязевую жижу-болото которое вызвало транспортный коллапс и парализовало сообщение с Сибирскими регионами.
И вновь участок с безупречным хэйвэем. В многочисленных деревнях федеральная трасса выглядит не менее плачевно.
До посёлка Нижняя Пойма дорога шла по равнине, попадались и заболоченные участки. А вот за деревней был субтильный мосток после которого грейдер серпантином пошёл на холмы. И тайга… кругом сибирская тайга. Ландшафт изменился и приобрёл более привлекательные черты. С возвышенностей возникали красивые виды. А вскоре начался асфальт, который после некой дистанции убедил меня в своей основательности. Дело пошло куда быстрее и вскоре я достиг границы Иркутской области.
Останавливаюсь у обелиска, для меня это знаменательное событие, я достиг по земле пределов области, уроженцем которой являюсь. Удивило название речки, которая является пограничной – Верблюд!??? Ну, никак не сибирское название, да и вообще кто додумался назвать речку именем экзотического для нашей страны животного?
Ну всё, стартую дальше, медлить не стоит, ведь впереди участок плохой дороги, о котором я наслышан из Интернета. Да и на ухабы Красноярского края уже потрачено немало времени. И пока есть асфальт, я буду пытаться компенсировать эти потери за счёт увеличения скорости. Задача на сегодня добраться до Иркутска. Благо трафик невысокий и ментов с радарами не видно. Где – то перед мостом через Бирюсу проезжаю въездной пост ДПС, и вновь без особого ко мне интереса.
Пересекаю Бирюсу. Помните как у Розенбаума: «Ох и глубока Бирюса-река, как острожная доля, черна.» Да, дорога то печальная, сколько каторжного люду здесь сгинуло… Вскоре упираюсь в город Тайшет. Вообще-то трасса вроде как уходит на объезд, но стоит знак «тупик» и весь поток направлен в город. Дорога резко портится, а в пределах города становится и вовсе невыносимой. В очередной раз стою на переезде через Транссиб, вот где действительно движение оживлённое.
Тайшет это начало всех начал. Здесь начинается БАМ, и здесь начальная точка новой российской стройки века нефтепровода ВСТО. А ещё здесь заканчивается железная дорога Абакан – Тайшет, в строительстве которой поучаствовал мой отец. Да он и на БАМе поучаствовал. В общем, сегодня Тайшет – это крупный железнодорожный узел, и проживает здесь около тридцати шести тысяч человек. Пропетляв по его улочкам, вырываюсь на свободу, и сразу же начинается следующий участок без асфальта.
Федеральная трасса М53, единственная транспортная артерия, соединяющая Прибайкалье с остальной частью страны, превращается в раздолбанный грейдер, петляющий по холмам в тайге и доводящая до психоза любого водителя попавшего на неё в XXI веке. Лишь изредка в деревнях появляется тридцатилетний асфальт. Но неожиданно тайга расступилась и дорожка вывела меня на новенький хэйвэй. Всё-таки наверно строят этот обход Тайшета.
Просто кусочек цивилизации, посреди очередного этапа, который прерывается так же неожиданно, как и начался.
А дальше, всё тот же грейдер, который впрочем, скоро превращается в узенькую асфальтированную дорогу. Петляющая, узкая, с многочисленными пучинами и провалами, чем-то похожа на Крымские дорожки, она всё-таки лучше того грейдера.
А в районе Алмазая ещё один участок новенькой трасс. Строят дорогу, пусть и потихоньку. Интересно, всё – не всё, еду гадаю. Судя по моему атласу, есть ещё два участка и первый из них скоро начнётся.
И начался в районе станции Замзор, я ехал и отважно обгонял пешеходов. Уж больно жалко мне мою алюминиевую подвеску. Да и фуры вовсе не спешат, их пневмоподушки стоят куда дороже. Лишь пара УАЗиков и Урал промчались, мимо обдав меня тучей камней и пыли. Им можно они железные.
Это хорошо ещё что сухо, уж больно не хотелось вывозиться в грязи. Затем ещё один участок с новеньким полотном, и выезжаю в зону активного строительства. Здесь и грязь, и узкая дорога и остальные удовольствия.
Хорошо, что хоть строят, это значит, что когда-нибудь построят. Без каких либо особых потерь прохожу третий плохой участок трассы М53. Далее до Нижнеудинска был пусть старенький, но асфальт на четыре с минусом. И полетели сибирские километры, и замелькали за бортом глухие таёжные деревушки. Хотя возле трассы они уже вовсе и не глухие.
В борьбе с бездорожьем я и не заметил как изменилась ситуация на небе. Трасса после Тайшета направилась на юго-восток и очевидно, я вновь преодолел рубежи всё того же облачного фронта, который преследовал меня на всём протяжении от Новосибирска. Серое небо осталось где-то севернее, а передо мной открылось голубое небо по которому гуляли мелкие белые облачка. А солнце залило удинскую тайгу тёплым ярким светом.
А в один момент, где-то после посёлка Ук, тайга и вовсе расступилась, и впереди показались бесконечные поля. Я остановился, чтобы перевести дух. Слева виднелся небольшой хребет, по высотам (около километра) очень напоминающий Южный Урал. Это отроги Восточных Саян, здесь в отличие от Красноярска они приобретают всё более чёткие очертания.
А справа было плато покрытое тайгой, с которого я спустился, и у подножья которого делает крутой вираж бурная Уда. Но самое главное, то что ну уж совсем не чувствуется начало октября. В это время здесь может и снег уже лежать.
Разминаюсь, перекусываю, фоткаю, прыгаю в Пожарку, и стартую дальше. Через какое то время мой болид достигает пределов ещё одного сибирского городка Нижнеудинск.
Вообще-то есть ещё одна речка Уда, на которой нынче стоит столица Бурятии Улан-Удэ. А совсем давно Улан-Удэ назывался Верхнеудинском, и только потому что уже был город с этим именем, так назвали Нижнеудинск. Хуже чем в этом богом забытом городке дорог я ещё не видел, и поэтому был несказанно рад, выбравшись наконец за его пределы.
За Нижнеудинском вновь тайга, но почему-то она не кажется такой уж суровой, и складывается впечатление, что я где-нибудь в Пензенской области в районе Кузнецка. Еду и наслаждаюсь, и небо совсем уже ясное.
Но чем дальше на юг я продвигался, тем больше разбавлялась тайга берёзовыми перелесками, и тем больше появлялось полей. То и дело рядом возникал Транссиб. Вначале полотно было чуть похуже, четыре, четыре с минусом, а затем появился совсем свежий асфальт.
Но одномоментно вся эта радость завершилась и начался грейдер. Это был четвёртый участок без асфальта, который показался мне самым пригодным к быстрому перемещению из уже пройденных. И если бы не следы грунтозацепов гусеничных тракторов, которые превратили дорогу в зубодробилку, я бы обозначил данный участок на своей схеме синим цветом.
А ещё попадались вот такие мостки. Скажи кому в Европе что это федеральная трасса, меня бы давно уже отправили в Амстердам.
Но перед Тулуном вновь начался асфальт, по котором я доехал до этого городка.
В самом Тулуне дороги уже получше, нежели в Нижнеудинске. Сам городок небольшой, но славится угольными разрезами. А ещё отсюда уходит дорога на Братск. Так, а мне нужно заправиться. Заезжаю на Роснефть, здесь эта сеть развита. 92-ой стоит уже аж 25 рублей!!! Щедра ты Сибирь матушка, да и видать богата. Интересно, дальше в такой же пропорции топливо расти будет. Ну деваться некуда заправляюсь, и прикупаю ещё всякой вкусняшки в дорогу. Ехать то ещё немало, и вообще получается, что проехал я всего примерно половину, а уже далеко за полдень. Да ещё нужно учесть, что в Иркутской области следующий часовой пояс, и я потерял ещё час.
За Тулуном по обе стороны виднеются разрезы и гигантские шагающие экскаваторы. Горы отработанной пароды, индустриальный пейзаж. Появляются грозные синие тучи, лишь бы без последствий. На дороге асфальт. Был ещё один небольшой участок с грейдером, но его я уже не считаю.
Ближе к Зиме дорожное полотно и вовсе улучшилось до пятёрки. Еду с удовольствием. Точно знаю, что плохих участков больше не будет, и осталось лишь доехать.
Слева, за лесом показались высотки, это Саянск, он остаётся в стороне. А Зима остаётся справа от трассы, миную эти два городка не снижая скорости. Начинаются поля, на которых полным ходом идёт уборочная компания. Ну, просто не Сибирь, а Черноземье какое-то!
Наступает некое подобие эйфории. От того, что проехал глухие таёжные места, от того, что день такой замечательный, от того, что где-то в районе горизонта показались снежные шапки крутых хребтов Восточных Саян, от того что скоро я приеду на родину. Кровь вскипает от мысли, что я вернулся в соё лоно. Каждая клетка моего организма ощущает родную магнитуду. Наступает состояние, которое я характеризую как состояние Moby!
Стоит ли говорить, что после черепашьей езды по убитым участкам, я интенсивно навёрстывал время, выбравшись на просторы с хорошей дорогой. И ментов здесь очень мало и движение слабое.
Когда Черемхово осталось позади, солнышко начало стремиться к горизонту, и земля заполнилась всё увеличивающимися тенями. Этот город трасса обходит, поэтому пока не сбавляю хода.
А когда солнце зашло за горизонт и тени вновь вернулись восвояси, на небушко выкатилась холодная Сибирская луна. На трассe накатили сумерки, которые окончательно сомкнули оковы, как только моё авто заехало на территорию города Усолье-Сибирское.
Убитая объездная, отсутствие фонарей, постоянное лавирование между выбоинами, непредсказуемые праворучки, светофоры…Я первый раз за всю поездку испытал дискомфорт, и был безмерно счастлив, когда выбрался за пределы городской суеты. В темноте вскрылся ещё один недостаток путешествия по Сибири. Это праворукие машины, которые нещадно слепят встречных даже на ближнем свете. Ну конечно здесь никто не меняет фары на приспособленные к правостороннему движению, вот и получается, что левая фара бьёт сильнее. На дальнем наверно вообще окосеешь! Спас участок с четырёхполосным движением и с разделительным газоном, который начался на окружной города Ангарск. Встречка немножко отдалилась, а затем появился высокий бруствер. В районе одиннадцати местного, я въехал в Иркутск. Здравствуй РОДИНА МОЯ!!!
Общий пробег 3 925 километров. Средняя скорость на сегодня 71,2км/час, всё-таки немножко наверстал, после Тулуна было куда меньше. Максимально развил 138км/час, ну…нормально. Температура воздуха в Иркутске +11 градусов.
Читай дальше: День седьмой. 02.10.2009. Иркутск.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.