Просыпаюсь в половине седьмого, и не мешкая, начинаю сборы в дорогу. По пути на завтрак вновь вижу молящихся буддистов. Теперь мне понятно, почему для проведения обрядов они выбрали столь неподходящее место. Вчера в Улан-Удэ я так и не встретил ни одного дацана, а православных храмов мне попалось целых два. Финальный взгляд на просыпающийся город с высоты восьмого этажа. Что-то поменялось в этой картинке, ах да, облака! Сегодня появились облака! Эх, как это символично, всё когда то заканчивается, и бабье лето и моё пребывание в Бурятии.
В половине восьмого я уже бегу за машиной. Температура воздуха -4 градуса, первый день который начинается с отрицательной температуры. В восемь гружу свой скрап в авто и отправляюсь на выезд из города. Теперь только на запад. До свидания Улан-Удэ, я обязательно сюда вернусь!
В пойме Селенги стелется густой низкий туман, последствие резкой смены дневных и ночных температур. Сколько туманов я повидал за свою автолюбительскую жизнь! А этого боятся не нужно, он скорее придет частичку шарма в обстановку прощания. И особенно загадочно смотрится мост, по которому Транссиб пересекает Селенгу.
Уже знакомый участок, на котором М55 покидает берег реки и уходит в горы. Петляет там, и извивается бесчисленными серпантинами, и вновь спускается к руслу Селенги. И здесь, тоже необычный вид: с высоты гор виден в долине расстелившийся белый туман, словно горное озеро, покрытое снегом.
Вскоре трасса делает поворот прочти на 90 градусов. Я объехал северо-восточные отроги хребта Хамар-Дабан и устремляюсь на запад до Байкала по широкой долине реки Селенга. Солнце начало своё восхождение уже по видимой траектории. Трафик невеликий, видимость отличная, спокойно двигаюсь вперёд.
Благополучно миную Ильинку, Селенгинск, Каменку, проезжаю прямой и ровный участок возле дельты Селенги, затем пара движений по педали акселератора и появляются снежные шапки Прибайкалья, а под ними бездонная синь самого озера.
По началу самого озера особенно не видно, лишь изредка появится синяя полоска. Зато открываются бесконечные виды на снежные шапки хребта Хамар-Дабан. Освещаемые утренним солнцем вершины предстают во всём своём великолепии. Прелесть и только! Пару раз останавливаюсь в погоне за хорошим кадром.
В Бабушкине заправляюсь на попавшейся Роснефти. 92-й всё так же по 25, на тысячу рублей не получается даже полного бака. Стартую дальше, Байкал уже в пределах видимости, и очень хочется выехать прямо на берег. Еду не спеша, пытаюсь найти приличный съезд. Но тщетно, то болото, то густой лес. И лишь за Танхоем попался более-менее проходимый съезд возле железного моста. Сворачиваю, проезжаю насколько можно, бросаю машину и дальше уже пешком. Здравствуй Байкал!
Что-то ты разволновался! Наверно грядут непогоды! Но и такое твоё состояние ещё больше волнует! Это как глоток чистого воздуха, как свобода, которой всегда мало, как у Горького, помните, «…буря, скоро грянет буря!»
Прыгаю в Пожарку и по газам, продолжаю огибать Байкал. Впереди действительно наблюдается серьёзная облачность. За рассуждениями о непогоде пересекаю границу Иркутской области. До свидания, Бурятия!
За Байкальском трасса начинает петлять, появляются серпантины. Открываешь окно, а там…ммммм…влажный воздух настоенный на можжевельнике, сосне, пихте, кедре. Сводит с ума, пьянит! Такого запаха нет даже в самшитовых рощах Краснодарского края. Я иногда останавливаюсь и фотографирую. Это же не какое-нибудь озеро Кандры, это БАЙКАЛ!
Хорошо здесь, спокойно. Чувствуешь себя под защитой Хамар-Дабана, а Байкал это вообще нечто святое. Катался и катался бы так по кругу.
Следующем населённым пунктом на берегу Байкала была Слюдянка. Когда выскакиваешь из-за горы, первое что бросается в глаза, это мощная железнодорожная станция. А затем начинаются жилые районы. Простые сибирские домики, есть и панельные, есть и двухэтажные кирпичные сталинки, есть и деревянные характерные только для этих мест дома. И на каждой крыши огромная рассада спутниковых тарелок. На фоне гор, город похож на курортный, и очень уютно! Эх, остаться бы здесь и пожить года два.
За Слюдянкой впервые после Кемеровской области меня останавливают на редком в этих краях посту ДПС. Ну, когда-то мои 174-е номера должны были сработать как красная тряпка. Инспектор внимательно изучил все документы вплоть до страховки, и, вглядевшись в права воскликнул: Георгий Валерьевич, да вы в Иркутске родились. Так точно – говорю. Тут же отдают документы: счастливого пути. Приятно, чёрт возьми, что меня принимают здесь за своего.
За постом ДПС, было ещё несколько изгибов дороги, пересекаю Транссиб, и въезжаю в Култук. Останавливаться здесь не буду, проезжаю посёлок и начинаю карабкаться по серпантину на Ольхинское плато. До свидания, Байкал, я твой истинный и преданный сын! Как-то быстро и незаметно проезжаю участок от Култука до Шелехова. Ольхинское плато теперь уже знакомо, трасса здесь хоть и извилиста, но трафик небольшой.
От Шелехова до Иркутска возрастает плотность на трассе. Зная запутанность Иркутских улиц, ставлю на навигаторе выезд на М53, и он смело повёл меня через тернии. По мепре приближения к городу хаос на дороге начинает нарастать. Об окружной дороге приходится только мечтать, я думаю, что вопрос назрел. Даже тупиковый Магнитогорск, в котором проживает на 150 тысяч жителей меньше есть своя окружная. К слову, в столице Восточной Сибири проживает сегодня 579,2 тысяч жителей. А если брать в расчёт всю Иркутско-Черемховскую агломерацию, то жителей здесь набирается куда более за миллион. Между, прочем проект объединения этой агломерации в один субъект под названием Большой Иркутск вполне реален и сейчас обсуждается и прорабатывается.
Прорываюсь через Синюшную гору, затем по Сергеева и Маяковской, пересекаю Иркут. С Трактовой выхожу на объездную Ново-Ленино. Здесь уже посвободнее, фу вроде прорвался! Интересная история у Иркутского герба, вернее у того зверя, что держит в зубах соболя. Этот зверь – бабр (не путать с бобром, а то некоторые уже…). Бабр – это скорее всего, так называли разновидность уссурийского тигра, который проживал в Южной Сибири и Забайкалье. Очень свирепый, и не знающий себе равных по силе. На первом гербе Иркутска он изображён, как и все тигры жёлтым в чёрную полоску и с нормальным кошачьим хвостом. Но в 1859 году в ходе геральдической реформы бюрократы накосячили и при описании нового герба вместо слово «бабр» вписали…конечно «бобр» (вот демоны!). Хорошо, что хоть художникам бобр держащий в зубах соболя показался нелепым. Но указ нужно выполнять, и бабр стал чёрным и с бобровым хвостом. Так и родилось это непонятное мифическое животное, чёрный тигр с бобровым хвостом.
А вообще, получается как у поэта: "там где раньше тигры срали мы проложем магистрали".)))Выбираюсь на М53, здесь эта трасса берёт своё начало. Или конец,…это с какой стороны посмотреть. Дорогая, уж тебя то я выпью до дна! В Ангарск не заезжаем, он где-то в стороне. А вот эту великолепную церковь в Телме я заприметил ещё по дороге сюда, хоть уже и было темно.
От Тельмы до Усолья-Сибирского совсем рядом. Хоть трасса и проходит лишь по окраине города, но всё равно изобилует светофорами и перекрёстками, с оживлённым движением, и самое главное плохим, избитым покрытием. Нужно перетерпеть.
За Усольем-Сибирским трасса выходит на оперативный простор. Населённых пунктов по пути ещё долго не предвидится. Вернее они, конечно есть, но трасса обходит их стороной. Можно немножко расслабиться и вспомнить о своих текущих потребностях, самая насущая из которых утробная. Та утренняя яишенка давно уже разложилась, и организм стал требовать подпитки.
Город Черемхово, так же обхожу по окружной. Здесь Ангара, которая до сего момента текла рядом с трассой уходит в сторону, и я начинаю от неё отдаляться. В небе хоть и солнечно, но гуляют где-то впереди явно дождевые тучки. Несмотря на то, что на юге Байкала была довольно серьёзная угроза, дождя я так до сих пор и не видел, ну и не плохо. Приличных кафе долго не попадалось. Я уже трижды пожалел, что пролетел мимо позной часом раньше, и хочу пожелать её хозяевам поставить баннер на дороге. Где-то не доезжая Саянска, всё-таки встречаю шикарное по внешности кафе. Останавливаюсь. Оказалось невкусно и дорого.
Продолжаю двигаться дальше, время уже перевалило за три часа дня. В начале Зима, а затем и Саянск остались в стороне. Бортовой градусник показал рекордную для всей поездки температуру +18. Ну, просто весна! Постепенно начинает темнеть, но первый плохой участок, я уже точно проеду засветло.
От Куйтуна до Шерагула М53 превращается в грейдер. Похоже, дождик здесь всё-таки проходил, и он прибил пыль, которая смягчала неровности по дороге туда. Сейчас я печёнкой чувствовал гребёнку оставленную грунтозацепами гусеничных тракторов. Это резко сбило темп передвижения.
Когда показались силуэты огромных шагающих экскаваторов, я понял, что приближаюсь к Тулуну, угольному центру Иркутской области. Первым делом, мне нужно заправиться, заезжаю на Роснефть и вдуваю тысячу рублей в бак. Тулун переводится с бурятского как каменный или кожаный мешок, и действительно речка огибает его так, что складывается ощущения нахождения в мешке. Начинают сгущаться сумерки, неплохо было б уже подумать о ночлеге. Запрашиваю жильё в POI навигатора. Облом, на последней карте Навикома нет детально Тулуна. Ну, что ж, если по пути гостиница не попадётся, не буду рыскать по городу поеду до Нижнеудинска, тем более, время ещё позволяет. Сразу за Тулуном следующий грейдер, ещё более продолжительный, чем первый. Без комментариев, просто не хватает слов. Да ещё и дождик полоснул, правда, потом угомонился. Когда я вырвался из первого плохого участка, уже стемнело. К Нижнеудинску я подъезжал уже в кромешной темноте, не видно ни зги. А между тем, район то интересный. В двадцати километрах ниже по Уде есть водопад высотой 20 метров, в 75 километрах выше по течению находятся Нижнеудинские пещеры. А в Нижнеудинском районе, в 209 км от города расположена местность Тофалария, где проживают тофалары (тофы) — одна из самых малочисленных народностей России. Итак, я в Нижнеудинске, от Уды до Уды проехал за световой день. В POI нет данных по этому городу. А искать в кромешной темноте, в чужом городе глупо. Сказать, что освещения в Нижнеудинске нет, ничего не сказать. Ориентируюсь по приборам. Даже и спросить не у кого, улицы абсолютно пусты. Останавливаюсь возле освещённого ларька, купить водички. Там алкаш и продавщица, затем подъехали два таксиста, подозрительного вида, косо посматривают на меня. В общем, останавливаться в этом славном городке категорически не хотелось, даже если учесть, что методом расспроса мне удастся выяснить, где гостиница. А вдруг там нет охраняемой стоянки? Короче принимаю решение двигаться дальше, может мотель какой попадётся по пути (хотя до сих пор ни разу не попался).
А дороги в Нижнеудинске, я вам скажу, такое ощущение, что Гитлер засел в той самой Тополарии и бомбит периодически этот городок. Ну и конечно в кромешной темноте я приложился один разок рычагом к очередной рытвине. Скорей, скорей, прочь отсюда! Где-то в районе Камышета начинается следующий гавённый участок. Когда едешь по этим буеракам один в ночи, чёрт знает где, в тайге, в Сибирской глуши, понятия скорость, время, пространство теряют своё значение. Это параллельный мир, я в ваакуме, в космосе вокруг бесконечность. Тряска как данность бытия, необычен лишь фонарик… Стоп, что за фонарик? Откуда в космосе фонарик? О, есть же ещё педали, тормоз… Нифига себе, люди продают кедровые орешки… Во приземлился… Нет сам бог велел купить эти орешки, беру аж ведро, пусть домочадцы порадуются. Замзорский участок прохожу без потерь, напротив, с приобретением. Дальше асфальт, хорошо, привычно, так можно и ночью передвигаться. Где-то в стороне Алмазай, а я понужаю. О, сворот в лес проехал какой-то. Стоп, а это же тот самый сворот на Тайшет, там и указатель был «Красноярск». Точно, точно, там и начинается третье, тайшетское бездорожье. Тогда, что это за дорога, асфальт замечательный? А может это какая-нибудь уже почти достроенная объездная? Будь что будет, поеду по ней дальше. Еду, еду, всё замечательно, и что я по пути туда так не сделал? Пригорок, фары в небо, а за ним, вдруг, трах, бах, торможу! Бляяяяяя, асфальт кончилсяяяяя, резко. А впереди ямы, до первой не успеваю скорость погасить. Отпускаю тормоз, ба-бах. Вот я дебил, как я так мог бдительность потерять? Останавливаюсь, беглый осмотр ходовой с фонариком. Вроде жив, да и бывало похлеще. Но что делать то, возвращаться, километров тридцать проехал? Ладно, поеду дальше, по навигатору Тайшет где-то с боку, мож хоть какая дорожка к нему пойдёт. В машине, вроде ни чего не гремит, похоже обошлось. Еду дальше по бездорожью, попадается перекрёсток. Сворачиваю вправо, туда, где по навигатору Тайшет. Впереди вижу залитую светом промплощадку, оказывается Тайшетская нефтеперекачивающая станция Транснефти. На проходной курят две девчёнки в робе и касках. Девчёнки, как до города проехать? А вон в тот проулок и три километра по грейдеру. Ураааа, вот я и вновь на М53. Тайшет.
POI не пашет, деталировки тоже нет. Это же глууууш, и не туристический маршрут, зачем здесь деталировка? Короче, самочувсвтвие нормальное, поеду до Канска, а там как масть покатит. Но надо ещё проехать выезд из Тайшета, там тоже дорожка жесть. Итак, Пожарка вновь на М53, пост ДПС перед Бирюсой проезжаю без остановки. Дальше до границы области асфальт нормальный, в перовом часу ночи уже следующего дня въезжаю в Красноярский край.
Хотя нет, всё-таки ещё шестое октября. В Красноярском крае другой часовой пояс, стрелки нужно отмотать на час назад. Получается, ещё двенадцатый час. Вот так Верблюд, подарил ещё час. Верблюд, если вы помните это пограничная речка, я о ней рассказывал. В общем, в полночь оказываюсь в Красноярском крае. Надеюсь, моя карета не превратится в тыкву. Хотя, учитывая, что впереди последний самый изматывающий участок убитой дороги, я уже ни в чём не уверен. Только во втором часу ночи меня останавливают на посту ДПС перед Нижнем Ингашем. Проверяют документы и всё, шивабода. Дальше уже асфальт. Бегло оосматриваю машину, в основном колёса, вроде всё нормально. Карета не превратилась в тыкву, за что огромное спасибо немецким автомобилестроителям! После такой ужасной тряски сон улетучился, как и не было. Бодрый и радостный, довольный тем, что прошёл все убитые участки, устремляюсь на Канск. За время преодоления трудностей, пару раз начинался дождик, усугубляя и без того непростую дорожную обстановку, а здесь дорога вроде сухая. Но почему как-то странно забрасывает у меня задницу? Чем ближе к Канску, тем сильнее, может колея? Въезжаю в Канск и останавливаюсь на освещённом пятаке перед мотелем. Вот гадство, всё-таки это заднее колесо. Чпокнул где-то. Неужели на асфальте, после бездорожья я же проверял, всё было в порядке. Да, потерять колесо, когда всё самое плохое уже пройдено обидно вдвойне. Ну и конечно покрышку разжевало, ладно хоть диск цел, до обода не дошло. Сходил в мотель, мест нет. И приступаю к сборке-разборке колеса. А на улице всего +4 и ветер, ладно хоть дождя нет. Нужно ли говорить, что после такой зарядки, я чувствовал себя бодрячком. Решаю не ехать в гостиницу Сибирь, которая приютила меня по дороге туда. Во-первых, ещё не известно засну ли я или нет после такой встряски, во-вторых, может там и мест то нет, и в-третьих, если есть, стояка ну уж больно далеко от гостиницы, вовсе не охото шляться ночью по далёкому Сибирскому городу. Но запаски то нет! Решаю ехать до Красноярска. Буду там как раз к утру, и куплю себе запасное колесо. Прикупаю в ночном магазине тут же сникерсов и воды, проезжаю через город и ухожу в ночь, курс Вест, время третий час. Но природа берёт своё, всё-таки начинаю залипать. Стар я уже стал, бывало мог четверьтьс выкушатьс и ничего…В районе Уяра заезжаю на заправку. Бренд непонятный, заливаю всего 20 литров. Зато много народу здесь спят, кто прямо на заправке, кто на трассе. Ну и я притуляюсь, одеваю любимую подушечку на шею, и погружаюсь в объятия Морфиуса. Два часа здорового сна, затем лёгкие гигиенические процедуры и стартую дальше. Так начинается вторая часть Марлезонского балет под названием «Пробег века». В Красноярске я в районе шести, до открытия автомобильных магазинов ещё где-то три часа, а на подступах к городу уже начинается толкучка. Решаю не останавливаться до Ачинска. Когда я пересекал Енисей уже начало светать, здесь +4, сыро и пасмурно.
В 8 утра я подъезжаю к Ачинску. Как-то уже втянулся в ритм и не охото сворачивать в город и заниматься поиском колёс. Всё решено, еду до Кемерово, а там как масть покатит, нужно лишь заправиться. Роснефть уже дешевле, 92-ой по 23,1 рубля. Ачинск встречает появившемся солнышком и сиреневым туманом, оч красиво!
Полтора года назад, когда я ездил в Красноярск, мне эти места казались краем географии, а теперь чувствую себя здесь уже дома. Участок Ачинск - Итатский самый удобный для путешествия: отличная дорога, низкий трафик, прямая видимость. Я даже и не заметил, как Красноярский край закончился, и я очутился на Кузбассе.
Недосып всё-таки сказывается, тело быстрее затекает, косточки устают. Останавливаюсь на заправке, разминаюсь, пропускаю чашечку кофе. В Кемеровской области небо абсолютно чистое и голубое, но как-то прохладно. В Мариинске бортловой градусник показал всего +2 градуса.
За Мариинском в поле, когда ещё не началась тайга, даже попадаю в полосу тумана.
Вскоре началась Мариинская тайга на отрогах Кузнецкого алатау. Трасса стала повеселей, она петляла по увалам, то взимаясь на вершину, то спускаясь вниз. Возле примеченной ещё по пути туда кафешки делаю очередной привал, нужно подзаправится.
В Кемерово понимаю, что салатик не прижился. А город такой большой, пока проедешь все эти многочисленные светофоры, переталкаешся во всех этих пробках…Что вы, уважаемый Омар (или Амар?) Тулеев окружную не построитеите?
Вырываюсь на свободу. На улице всего +8, зато небо ясное, и солнечные лучи бьют прямо в стекло. А здесь как в парниковом эффекте атмосфера накаляется. И я… начинаю залипать…Ну прям, не понос так золотуха. Ну а что вы хотели, спал всего то два часа.
Приходится высовывать рожу в окно, делать всякие упражнения, в общем, бороться со сном. А между тем до Новосибы осталось всего, каких то 300 вёрст. Тьфу, два раза на педаль надавить. Я должен дотянуть, и как сказала бы героиня известного фильма «а о запаске я подумаю завтра». На козлячем посту меня не остановили, выйти здесь проще чем войти. Ну здравствуй, Новосибирская область, я вернулся! Получаю ещё один час в подарок от следующего часового пояса.
Бензин подходил к концу, и чтобы не заснуть я придумал новую, интересную игру «заправься на заправке известного производителя». Стараясь не пропустить ни одной АЗС, я выискивал самую надёжную на мой взгляд. И в итоге, доехал прямо до Новосибирска, где на въезде в город заправляюсь под завязку на Лукойле за приемлемые 22,1 рубля за литр.
После полутора суток в дороге, в пятом часу дня я достиг конечной точки сегодняшнего пробега. Новосибирск встретил меня солнечной погодой, температурой воздуха +14 градусов и очень плотным движением. По пути к дому брата, я даже умудрился заехать в ледовый дворец Сибирь, и купить вымпел хоккейной команды для коллекции Егора. Позади были 2346 километров трассы. М53 я проехал от начала до конца, не было ни особого волнения, ни радости и вообще никаких эмоций, только усталость. Дорога, это моя линия жизни!
Общий пробег на этот момент составил 7 103 км., средняя скорость на маршруте 78,1 км/час, а максимальная – 157км/час. Жалко, что навигатор не фиксирует минимальную, на тех участках было бы наверно десять.
Читай дальше: 08.10 – 10.10.2009. Новосибирск – Магнитогорск.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.