Чууудестненько выспался, не помешал даже шум с трассы, на которую выходили мои окна. Гостеприимный армянин накормил свежей яичницей с беконом. Чашечка кофе, и в путь, не ещё стёкла протру. Сегодня у меня финальный рывок до Тулы, осталось всего ничего, каких то триста километров.
Температура воздуха, как и была плюс шесть вчера вечером, так и осталась. Эх, апрель, весна, хорошо. Птички вон уже прилетели и навили гнёзд в лесополосе вдоль дороги. Как им нравится тут гарью дышать? С другой стороны без них как-то тоскливо. Вот вьют птички гнёзда, а это значит, жизнь продолжается! Живут они себе сегодняшним днём и не помнят, что вчера было, что завтра будет. Вот и настроение подстать весне, такое радостное и игривое, как…, как песенка Бриджит Бордо, помните, из рекламы Диора. Жу-жу, пи-пу, парле-сис-жур…
Где–то после Шиловского перекрёстка, М5 становится существенно шире, прибавляются по одной полосе с каждой стороны, да ещё и шикарный разделительный газон. Затем, не доезжая симпатичного курортного местечка Кирицы, трасса вновь сужается, а за речкой Проня опять становится четырёхполосной. Такая благодать тянется ещё где-то десять километров и затем уже окончательно возвращается в двухполосные рамки. Такую неоднородность формата полотна, я могу объяснить только тем, что в плане реконструкции предусмотрены объезд курортного местечка Кирицы, да и, похоже, новый обход Рязани. Неужели, сейчас где-то в рязанских полях ударными темпами идёт строительство этой самой трассы, дождёмся ли мы?
Рязань обхожу по старой объездной дороге, оставив с севера спальные районы. Въехав в Рязань с юго-востока, сворачиваю с М5 на юго-запад, и выхожу на трассу Р132 Рязань – Тула. Это мой дебют в этом направлении, как и в самой Туле здесь я впервые. Трасса пустая, состояние полотна приличное, на твёрдую четвёрку. И только здесь я обратил внимание на то, что на полях ещё довольно много снега.
Сегодня так же облачно, как и вчера. Но небо не затянуто сплошной серой пеленой, а насыщено крупными синими тучами, которые весьма живописны на фоне окружающего ландшафта. Продолжаю движение в юго-западном направлении, по пути попадаются небольшие населённые пункты.
На бескрайних полях рязанщины то здесь, то там виднеются полуразрушенные остовы православных церквей. Наверно это как и дороги катализатор нашего благосостояния, когда в нашей стране не останется этого убожества, можно будет сказать, что мы начинаем возрождаться. Но не только полуразрушенные храмы, но и вот такие необычные сооружения попадаются в рязанских степях. Необычно и весьма величественно смотрится этот штык в чистом поле. Интересно, какой войне посвящено это творение? Ведь в штыковую атаку ходили и в начале XX века.
На расстоянии семидесяти километров от Рязани находится небольшой городок Михаилов. И хотя вокруг него есть объезд, я решаю посмотреть город изнутри. Курс прямо на Михаилов. Ну а непосредственно перед въездом Р132 пересекает федеральную трассу М6 «Каспий» Москва – Волгоград – Астрахань.
Михаилов маленький (12,7 тыс.жит) районный центр на границе рязанской области. Но, не смотря на свои размеры у этого городка довольно внушительный возраст. Впервые он упоминается в летописи под 1172 г. как город Михаилов. Основан согласно преданию, в 1137 г. князем Рюриком Ростиславичем и назван именем его сына Михаила. А следующее упоминание относится лишь к 1546 году. В числе укреплённых городов окраинной линии Московского государства был и Михаилов, а поселенцами были стрельцы, пушкари и плотники, образовавшие вокруг города слободы.
И, правда, за городом мне встретился посёлок с характерным названием Стрелецкие Выселки. Наверно с того смутного времени Ивана Грозного осталось. Через несколько километров после Михаилова я въезжаю в Тульскую область.
Весьма неприятным стал тот факт что на участке Р132 до её пересечения с трассой М4 резко испортилось состояние дорожного полотна. Частые выбоины и трещины характерны для этих мест. Латать дорогу вроде начали, но, на мой взгляд, это не панацея, ей нужна коренная реконструкция.
А ещё несколько изменился ландшафт, в Тульской области дорога въезжает в пределы Среднерусской возвышенности. Венев остаётся чуть в сторонке, здесь трасса делает очередной изгиб и выходит на пересечение с федеральной М4 «Дон».
Эх М4…, это же дорога к морю, солнцу и счастью, кто-то же из этих счастливцев на всех парах мчится в тёплые края. А я всего лишь на запад, ладно хоть не на север. Через несколько километров от М4 проезжаю Венёвский монастырь, он остаётся в лесу по правую сторону.
Справедливости ради, стоит отметить, что от М4 до Тулы дорога хорошего качества, только вот изобилует изгибами рельефа. Но этот факт только добавляет изюминку, езда становится похожа на американские горки. А ещё, чем дальше на запад, тем больше снега на полях. Но вскоре всё это заканчивается, потому что мой автомобиль благополучно въезжает в город-герой Тулу.
Здесь попрохладнее чем в Рязанской области, температура воздуха плюс три градуса. Интересно объясняется ли это тем, что Тульская область метров на двести выше над уровнем моря, чем Рязанская, или это просто циклон на подходе? Ставлю на навигаторе Московский вокзал и пробиваюсь по тесным улочкам с несколько хаотичным движением к гостинице. Вот я и приехал.
Снять номер в гостинице напротив Московского вокзала не вызвало серьёзных затруднений. Что же касается комфорта, то это от силы две звезды, а если ещё проще, то совок. Но вполне бюджетно и под силу человеку, считающему деньги. Паркую Пожарку на охраняемой стоянке, которая расположена прямо перед входом, заношу вещи и отправляюсь на пешую прогулку по городу. Встреча у меня запланирована на завтра, а по сему вторую половину дня я посвящу знакомству с городом.
Всем известна история о том, что во временя Золотой орды Тула принадлежала жене хана Джанибека Тайдуле, и связывают происхождение названия города с её именем. Но вот допустим Владимир Даль, в своём словаре, объясняет слово «Тула» так: «Тула — скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья. С этим может быть в связи названье города». Название города также связывают с речкой Тулицей, протекающей в городе. Хотя уменьшительный суффикс в названии речки указывает, что наоборот, Тулица берёт своё название от города. А в старотюркских языках слова «тула» переводится, как «силой брать, отнимать». Так что не всё так однозначно.
От Привокзальной площади я пошагал к центру по Красноармейскому проспекту. Затем свернул на Советскую улицу и оказался на площади Ленина. И, конечно же, на площади Ленина я увидел шикарный памятник Ленину, прошу прощенья за тафталогию. Фотографией этого изваяния я с удовольствием пополню свою коллекцию. Сам памятник выглядит неухоженным, что ж вы тульские коммунисты не следите за своим кумиром? Ильич выглядит грустным, взор его обращён далеко на юго-восток, в Иран что ли? И ещё не понятно, как этот ярый борец с опиумом для народа не углядел у себя под носом два шикарных православных храма?
Но не памятник Ленину, и не храмы напротив являются жемчужиной Тулы. Без сомнения самая главная местная достопримечательность это кремль. В 1503 году государь великий князь Иоанн Васильевич получил во владение треть рязанских городов, в том числе и Тулу. Собственно даты строительства Тульского кремля запутаны в летописях. Наиболее достоверным считается, что закладка каменного сооружения была произведена в 1507 году, но в силу возрастания военной опасности со стороны дружественной Крымской орды было решено продолжить строительство в дереве и быстренько его завершить к 1509 году. Строительство каменного кремля было продолжено в период 1514 - 1520 (1521) гг.
Я повидал много русских крепостей, не считая Московского кремля, это и Смоленский и Нижегородский и Казанский и другие, и могу сказать, что Тульский кремль не выглядит на их фоне неприступным фортификационным сооружением. Небольшой по площади, имеющий квадратную форму и довольно низкие стены, он напоминает мне Николаевскую крепость в Челябинской области, куда мы ездили в 2007 году на выходных. Это и не мудрено в XVI веке в Туле сходились почти все шляхи идущие из Крыма и Украины на Москву, и по которым крымские татары нападали на нашу столицу. У кочевников, в те времена, да и позднее, совсем не было осадной артиллерии, а полевая была слабенькая, поэтому практически, все южные крепости могли подвергаться, в основном, атаке открытой силой. Более того, кочевники и не очень-то и знали приемы ведения осадных работ.
Внутрь кремля меня не пустили, то ли сан-день, то ли ещё какая фигня, но, честно говоря, меня это уже начинает раздражать. Почему я всегда попадаю в сан-день? Я один такой или ещё кто-нибудь есть. В Крыму, на Урале, в Москве, куда бы я не приехал, обязательно будет место, куда не пустят по причине выходного или санитарного дня. Может быть, мне к батющке сходить? Но это меня не остановило, я заставил сторожа хотя бы сфотографировать меня на фоне кремлёвского двора. А потом зашёл в кремлёвский сад, где неплохо сохранился трогательный бюстик Карлу Марксу. И совсем по иному воспринимается сегодня его цитата, высеченная на камне: «Революция есть невероятно сложный и мучительный процесс умирания старого и рождения нового общественного строя. Люди сохраните эту надпись и этот бюстик, в назидании будущим поколениям и тем, кто вдруг решит затеять новую революцию.
Тула — один из старейших городов России, впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века. Никон, описывая военные действия 1146 года, в свой летописи сообщает: «Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку». Из летописи видно, что поселение Тула уже существовало в это время, а настоящая дата основания остаётся неизвестной. Насколько я знаю, это та же самая летопись, в которой впервые упоминается и Москва. А какие разные судьбы! Мне Тула показалась неухоженной, может быть это время года так повлияло на мои ощущения, а может плохая погода. Но, тем не менее в этот город я не влюбился. Помните, как в детстве, мы спрашивали друг друга: «А здесь бы ты согласился жить?». Так вот в Туле я бы жить не остался. Хотя мой брат, два года назад побывавший на родине Левши был в полнейшем восторге и с упоением рассказывал о его прелестях.
Я ещё немножко побродил по улочкам Тулы, и через супермаркет отправился в гостиницу. Набрал всякой вкуснятины, не пошёл ни в кафе, ни в ещё какую забегаловку, а включил телек и провалялся в постельке до самого сна.
Общий пробег к этому времени составил 1 914 километров, а средняя скорость движения 75,9 км/час.
Читай далее: День четвёртый. 08.04.2009. Тула – Москва.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.