Подъём в 8 часов, чаёкс с оставшимися плюшками, сбор вещей и в путь. Направление движения Самара. До свидания, уютный, безопасный и недорогой мотель.
Температура воздуха плюс один градус и опять солнечно, замечательное утро. Вновь выруливаю на «пятёрку», которая плавно переходит в Московское шоссе. Так я и въезжаю в Самару.
Прямо на въезде слева от шоссе строят мегамаркет Икея, Ашан и вся такая же фигня как в Москве. Сворачиваю туда, проезжаю мимо стройки и оказываюсь в посёлке Козелки, это первая точка моей командировки. Меня уже ожидают. Два часа напряжённых переговоров и я свободен как тополиный пух. Заезжать в Самару не планировал, декабрьской поездки мне вполне хватило, поэтому первым делом нужно выбраться опять на М5. но и возвращаться не хочется, поэтому вновь выехав на Московское шоссе, продолжаю двигаться в сторону центра. И через некоторое время сворачиваю на право на Красноглинское шоссе.
Далее через Управленческий городок и посёлок Красная Глинка, добираюсь до живописного моста через реку Сок. Здесь эта речка впадает в Волгу, и поэтому с моста открывается весьма прелестный вида на Великую Русскую реку и Жигулёвские горы. А на том берегу находится городок Волжский, в котором прямо по пути попадается красивая церковь.
Проезжаю сворот на аэропорт Курумоч, а затем и сам одноимённый посёлок. Поля только-только освободились от снега, а уже горит сухая трава, сезон пожаров открыт.
И вот, наконец, выхожу на трассу М5. Что-то как-то небо начинает хмуриться, а такое с утра было замечательное солнышко.
Перед Тольятти меня останавливают на посту ДПС. Откуда и куда направляетесь? Из Магнитогорска, говорю, в Москву. Затем странный вопрос: когда в последний раз здесь проезжали? А сам в начале документы проверил, и уже в багажник полез. Да давно, отвечаю, по М7 меньше шмонают. Лукавлю, конечно, не далее как в феврале в Казани мне тоже устраивали детальный обыск. Мент не унимается: а там что, а здесь? В бардачёк уже полез. А я не стесняясь, демонстративно, внимательно слежу за его руками, чтоб чего не подбросил. Именно этот пост, в девяностые грешил такими пакостями. Подбросят мешочек с наркотой, а на следующем посту принимают. Мусор походу заметил, что я глаз от него не отрываю, и прекратил шариться. Счастливого пути! Да уж без тебя как-нибудь. Один раз в девяностых нас на этом посту до трусов раздели, всё обшарили, это за то, что мы им нагрубили. Короче еду дальше, впереди Тольятти.
Доехать сегодня до Тулы нереально, в лучшем случае я буду там к утру, помятый и уставший. Поэтому беру паузу на день. А раз так в запасе у меня куча времени, и я решаю заехать в Тольятти, проехаться по местам моей трудовой славы. В далёком 93-м году я проходил практику на АвтоВАЗе. С «Пятёрки» сворачиваю на Обводную дорогу, вскоре слева появляются мрачные остовы химических заводов.
Да, да этот город славен не только своим автомобильным производством, но и наличием серьёзной химической промышленности. Население городского округа по данным на 1 января 2009 года составляло 719 947 человек, а непосредственно города 705 000 человек. По численности населения Тольятти занимает 18-е место в России, а по численности населения в Самарско-Тольяттинской агломерации в 2,5 млн человек — 3-е место в России. Тольятти — самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации. Автозаводский район города — крупнейший в Поволжье район по численности населения (свыше 435 тысяч человек).
Когда я ещё находился на Обводной дороге, хляби небесные разверзлись, и на землю хлопьями посыпал снег. Но, не надолго, и вскоре вновь стало сухо. Я свернул на Коммунальную улицу, откуда на Борковскую и выехал на Южное шоссе прямиком к главному административному зданию АвтоВАЗа. Я проехал мило проходных, развернулся и остановился возле здания Научно-Технического центра.
Вот они проходные, вставки, главный конвеер, куда мы ходили на работу полтора месяца. Мы работали в цехе Шасси-1, вворачивали шпильки в корпуса КПП для «классики». Люди, у кого есть «шоха» 93-го года выпуска, там коробки и с моими шпильками)). Да, замечательное и беззаботное было времечко. Помню, тогда на заводе много молдаван и таджиков трудилось. Интересно, отказались сейчас от их услуг на ВАЗе? Работка то та ещё монотонная, свихнуться можно. При плане пятьсот коробок за смену нужно в каждую вкрутить в районе 25-ти шпилек. Вернее только наживить, автомат потом довернёт. Я самыми рабочими пальцами потом гвозди мог вытаскивать. Правда уже через неделю мы нашли заветный шпиндель, многократно нажав на который счётчик плана мог с лёгкостью увеличиться на 200 штук. Так мы стали досрочно выполнять план, а ВАЗ недополучать до двухсот коробок, как уж они там потом выкручивались я не знаю, но у нас прокатывало до окончания практики. От НТЦ по Московскому проспекту еду в город, сворачиваю на улицу Дзержинского и вот он наш Обезьянник.
Так за неспокойный нрав в Тольятти тогда называли общагу, в которой нас поселили. Да, замечательно мы здесь проводили время. Когда кончились деньги мы питались дешёвым салом купленным на заводе, но спирт «Роял» и сироп «Мех у Кати»(Mehukati) были всегда. Студенческие годы, лучшие!
С Держинского сворачиваю на Революционную, и еду до ледового дворца «Волгарь», домашней арены хоккейного клуба Лада. Думал прикупить вымпел с символикой клуба для Егоровой коллекции, но так и не нашёл. Футбольные есть, а хоккейных нет, как-то рановато завершили сезон в клубе.
От дворца спорта «Волгарь» я заехал в торговый центр «Русь», мне необходимо подкормит мобильный и докупить сухого пайка и питья. Всё так Тольятти весьма симпатичный городок, не смотря на то что Автозаводской район и является царством блочных безликих высоток 70-80-х годов. И здесь не встретишь милых моему сердцу сталинок, зато в изобилии они в Центральном районе города, куда я направился далее. Через Фрунзе и Степана Разина попадаю на Приморский бульвар, откуда сворачиваю на дорогу ведущую через лесопарк к Центральному району. Или наверно этот район называется Ставропольский, вот запамятовал.
А далее по Коммунистической улице, добираюсь до Комсомольского района. По пути попадается Тольяттинский речной вокзал, весьма красочное место. Решаю остановиться и здесь, и перед тем как выехать на трассу немножко прогуляться по набережной и полюбоваться бескрайними волжскими просторами.
Ну, довольно остановок. Как сказал бы несравненный О.Бенедер, пора за запад, к большим культурным центрам. Выруливаю на М5, благо до неё осталось совсем ничего, и с хода въезжаю на Жигулёвскую ГЭС, которая является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада. И ко всему прочему, здесь весьма красиво, река с одной стороны, водохранилище с другой, а прямо по курсу Жигулёвские горы.
Переправляюсь на правый берег, проезжаю через Жигулёвск. Трасса начинает затяжной подъём на кряж Жигулёвских гор. На подъём две полосы, фуры которые по мощнее и без груза стараются обогнать своих более тяжеловесных и менее мощных собратьев. Получаются суматошные тараканьи бега.
На подъезде к посёлку Переволоки с левой стороны вновь показалась Волга, которая уже обогнула Самарскую луку, а с правой виднеется рукав Куйбышевского водохранилища. Парадоксальная ситуация, с права и с лева всё тот же правый берег Волги. Ну а за Переволоками М5 проходит по тонкой полоске между всё тем же берегом.
От Переволок до Сызрани трасса отреставрирована совсем недавно. Здесь и дорога как-то заспорилась, исчезла суета, увеличился темп движения. Выбрав свой оптимальный ритм я на всех порах уже подбирался к крайнему городу Самарской области Сызрани. Коллектива мне так и не нашлось, никто не прицепился за мной, и я ни за кем не увязался. Хотя нет, я стал замечать, что от меня не отстаёт одна фура, борзо маневрируя в потоке словно легковушка.
За Сызранским постом мой преследователь пропал, похоже его стопорнули менты. Уж больно он выделялся в общем потоке. Стало как-то поспокойнее, бог его знает чего ожидать от такого гонщика апокалипсиса. Километров через двадцать после Сызрани кончается Самарская область. Я пересёк границу со следующей Ульяновской областью, и отматываю часы ещё на час назад.
После первого Ульяновского поста делаю остановку для…ну вы понимаете. А когда вновь продолжил движение, то в зеркале заднего вида появился мой огромный преследователь. Ба, да это же поляк, неужели на его родине все такие резвые. Я шёл где-то сотню, когда поляк обогнал меня как стоячего и продолжил ускоряться.
Участок М5 по Ульяновской области имеет весьма неровный рельеф, он испещрён глубокими оврагами и изобилует перепадами высот. Участков для обгона здесь крайне мало, тем менее понятно безрассудство польского дальнобойщика. Ну, что ж, чужая душа потёмки.
А где-то в районе границы Ульяновской и Пензенской областей находится самая середина Приволжской возвышенности. Именно тем, что М5 пересекает эту невысокую гряду, и объясняются неровности рельефа. Приволжская возвышенность протянулась почти вдоль всей Волги по правому её берегу, но здесь она самая широкая. Въезжаю в следующую по счёту Пензенскую область.
Здесь на Кузнецкой окружной дороге догоняю того ретивого поляка. Сейчас он уже спокойно едет в компании из трёх таких же фур с польскими номерами. Похоже, что он просто догонял свою колонну, а я уж бог весть о чём подумал.
В Пензенской области стали появляться красивые сосновые леса, деревья с прямыми корабельными стволами. А ещё здесь ощутимо увеличилась плотность ментозасад на один квадратный километр. Пензюкские гайцы почти такие же тошнотные как и башкирские и гораздо мелочнее своих восточных собратьев. В одной из деревень меня стопорнули за превышение, вместо положенных шестидесяти я разогнался аж до семидесяти одного. И вы не поверите, они составили на это протокол. Вот уроды, да? Насяльника, камно, камно, камно.
Откровением стало то, что от Чаадаевки и до Городищ построена шикарная объездная дорога, четырёхполосная, с разделительным газоном, но просто красота. На сегодняшний момент вся М5 должна иметь подобный формат, правительство услышь меня!
Перед Пензой трасса разрезает шикарный берёзовый бор. Вот она Есенинская Россия, аж слеза наворачивается )) Щас спою: почему так в России берёзы ля-ля!))
А ещё прикольная деревенька есть перед Пензой, называется Чемодановка. Ты откуда дорогой? С Чемодановки…Просто грэйтобл) А небо, между прочем, так и не прояснилось, всё тучки, тучки. А солнышко то на закат, а я уже и до Пензы доехал.
По началу я хотел остановиться на ночлег в Пензе, но затем отмёл этот вариант. Уж больно не хотелось петлять по её непонятным улицам, искать в начале гостиницы, затем свободные места, да так чтоб ещё и не за дорого. Куда проще остановиться в мотеле на трассе. Тем более что я еду по одной из самых напряжённых федералок и мотели здесь должны быть в изобилии по определению.
Пензу проезжаю по окружной, и без проблем преодолеваю местный пост ДПС. Держу курс, дальше на запад. Вообще то я уже решил, что мотель искать буду после Умёта, а там обязательно нужно заехать на ужин. Традиции нарушать, нельзя! За Пензой шикарная четырёхполоска, езда спокойная и уверенная. А я ведь помню, что восемь лет тому назад, когда её строили ночью я здесь в щебень улетел. Благо было не высоко, а щебёнку уже разровняли.
Мокшан прохожу по касательной, справа кусок деревянного частокола с оборонительной башней. Наверно это восстановленный фрагмент Мокшанской крепости, когда-то бывшей приграничной. Наша страна постоянно меняет свои границы, и наверно редкий город не может похвастаться тем, что когда-то был приграничным. Всё чаще в деревушках попадаются старинные самобытные церкви.
И весьма печально их нынешнее состояние, лишь одна из десяти может похвастаться своим былым великолепием. Эх, а скоро уже темнеть начнёт, а солнышка я так и не увидел. Тут, как по заказу, где-то далеко у линии горизонта блеснул алый закат. До завтра, солнышко.
Нижний Ломов объезжаю по новенькой окружной дороге. Отсюда до границы с Мордовией остаётся около пятидесяти пяти километров, а там и до ужина недалеко. Участок М5 от Мордовии до Сызрани последний раз я проезжал в феврале 2007 года. И тогда и сейчас я убедился в том, что это не самый напряженный участок на сегодняшний день. Самара – Уфа куда более загружен.
И не смотря на мои непростые отношения с трассой М5, как-то здесь душевнее, чем на «семёрке». Она более родная, что ли. Может это связанно с тем, что первые свои шаги на межгороде я проделал именно на «пятёрке». Насковозь проезжаю приграничный Спасск, и въезжаю в республику Мордовия.
Проезжаю сворот на Саранск, затем началась череда деревень, которая венчается Зубовой Поляной. Отсюда до Умёта доплюнуть можно. На подъезде к Пищеграду начались сумерки, время восьмой час. Первым делом направляюсь к мотелю, есть номера с телевизором? Да есть, можно и на полсуток снять. О, замечательно. Выезжать когда собираетесь. Ну, часов в девять, спешить некуда. Тогда заезжаете в девять вечера. Ну что за буквоедство, какая разница на час раньше, на час позже. В девять и точка. Ладно, оформляйте, а я пока покушать съезжу, потусуюсь где-нибудь до девяти. С вас тысячу рублей в залог за телевизор. Пошли вы в ж@пу, уроды. Залог им подавай. Разгневанный, удаляюсь подальше от такого гостеприимства, и направляюсь к заветному ужину. Хозяйка кафе возмущена тупостью администрации мотеля не меньше моего. Она же подсказала, что километрах в двадцати в сторону Рязани есть ещё один мотель. Пока я наслаждался вкусным шашлыком и домашним салатиком, на улице стемнело окончательно. Уже в полной темноте выезжаю дальше на запад, и вскоре пересекаю границу Рязанской области.
В двадцати километрах от Умета действительно оказался мотель, но мне он не понравился сразу. Телевизора нет, удобства на этаже, комнаты на трёх человек, и не известно кого к тебе подселят. Да ещё на стоянки такая грязь, что пока перетащишь вещи извазюкаешся на нет. Решаю ехать дальше, говорят, что где-то на окружной Шацка есть новый мотель. А ещё говорят, что в Москве кур доят, нет там никакого мотеля, еду дальше. Через сорок три километра в посёлке Путятино прямо по трассе встречаю маленький уютный мотельчик с кафешкой, в старинном двухэтажном здании. Хозяин, гостеприимный армянин, мне весьма рад редкому постояльцу, и цена умеренная. Решено, останавливаюсь здесь, правда достичь крупного культурного центра так и не удалось. А может его и нет, и Путятино последний город на Земле, о который разбивает свои волны мировой океан? Шучу, шучу, завтра вновь на запад.
Температура воздуха в Путятино на время моего приезда застыла на отметке плюс шесть градусов, нормально. Общий пробег к этому времени составил 1608 километров, средняя скорость передвижения 76,2 км/час.
Читай далее: День третий. 07.04.2009. Путятино – Тула.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.