Ох, хорошо поспали! Не, прикольная гостинка, кровати и бельё всё новое, свежий ремонт, природа, благодать! Жаль ещё поваляться некогда, нужно продолжать движение на север. Я договорился со своим партнёром в Красновишерске сегодня встретится, не дожидаясь понедельника. В общем, в девять утра прощаемся с гостеприимной администраторшой, и погружаемся в авто.
Километрах в пятидесяти от Чусового по трассе на Пермь, есть музейный комплекс, восстановленный лагерь ГУЛАГ. Жаль что нам не по пути, я бы с удовольствием заехал. А теперь направляемся на север, и вначале нам нужно пересечь Чусовой с юга на север. На въезде в город нас встречает покинутый пост ДПС, я всякие видел сооружения, но такое…!!? Шикарное сооружение, просто дворец. А труба с бойницами, это что? Если там и поместится один человек, то стрелять ему точно будет неудобно. Может это типа наблюдательный пункт такой, залазишь туда и орёшь: стой стрелять буду. Или это убежище на случай ядерной войны. Непоняяяятно.
Численность населения Чусового в 2008 году составляло 49,3 тысячи жителей. Город расположен в широкой долине, окруженной увалами, которые из-за достаточно глубоко врезанной долины имеют довольно крутые склоны. Известен с 16 века как село Камасино. Дальнейшее развитие связано со строительством в 1874 г. железной дороги Пермь - Екатеринбург (станция Чусовая) и началом строительства в 1879 г. Чусовского металлургического завода.
Такой маленький, рабочий гордок, известный своим металлургическим заводом. Много спортсменов вышло из стен местных спортшкол. А ещё Олег Верещагин резидент Камеди клаба уроженец Чусового. Поднимаемся по тому склону, где я в декабре попал в пелену плотного тумана, и вовсе здесь не страшно. А тогда было не до смеха.
На улице холодновато, температура воздуха опустилась до минус одиннадцати градусов. Всё нормально, мы ведь движемся на север! Зато ясно и солнечно, а путешественникам только это и надо. Чем севернее мы продвигались, тем необычнее для наших степных мест обещала быть природа. По северному суровая тайга, необычный пересечённый ландшафт. Предгорья Уральского хребта изобилуют невысокими увалами, и поэтому дорога насыщена затяжными подъёмами и спусками. Как прекрасно, глаз не нарадуется.
Весьма скромный трафик, сглаженные снежным накатом изъяны дорожного полотна, всё это способствует ровному спокойному движению. Впереди довольно интересный участок. Мы попадаем в полосу, на которой расположена цепь небольших горнозаводских городков. Начиная с Лысьвы и Чусового, оставшихся у нас уже позади, эта цепь состоит из Гремячинска, Губахи, Кизела и Александровска. А венчает трассу город Березники - столица калийных минеральных удобрений.
А следующий по курсу, Гремячинск. Километров через десять за Чусовым, мы не сворачиваем на перекрёстке на право, а продолжаем двигаться дальше. Затем ещё километров через пятнадцать видим за лесом жилые постройки, это и есть Гремячинск. Маленький (11,4 тыс.жит.) шахтёрский городок, название которого происходит от пермского диалекта гремяч, гремяча – «ключ с каменистым руслом». Да это и не город вовсе, а рабочий посёлок, остался где-то за лесом. Мы его так толком и не видели.
За Гремячинском попадаем в полосу низкой облачности. Трасса в этих местах проходит по гребню увалов довольно высоко над уровнем моря, поэтому появление низких облаков сразу влияет на видимость. Я то уж знаю, в памяти ещё осталась тугая пелена декабрьского тумана.
А вот населённые пункты, как правило, расположены ниже вдоль рек. И как только дорога начинает спускаться, с большой вероятностью внизу можно ожидать какой-нибудь населённый пункт. А места то более чем живописные.
Мы подъезжали, пожалуй к самому респектабельному городку Кизеловского угольного бассейна, Губахе. Этот городок возник в 1755 году в связи с открытием в Крестовой горе железной руды. Деревня Губаха стояла при впадении р. Губашки в р. Косьву и служила пристанью для барж, на которых сплавлялись железная руда с верховьев Косьвы на Каму. В 1825 г. был найден первый уголь в Губахе на Крестовой горе, где заложили первую штольню (впоследствии шахта им. 1 Мая). С постройкой в 1879 г. железной дороги добыча угля резко возросла. С целью механизации работ в шахтах в Губахе была сооружена ГРЭС (ныне Кизеловская ГРЭС N 3 — первая на Урале и третья в СССР электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО).
По данным переписи населения в 1959 году в Губахе и посёлке Углеуральский проживало 93.5 тысяч жителей, а сейчас всего 27,2 тысячи. Значительное сокращение населения произошло в Губахе в 1960-х (как и в целом в Кизеловском угольном бассейне, вступившем в период длительной депрессии). В дальнейшем в связи с активным развитием «Метафракса» и успешным функционированием коксового завода (он работает и сейчас) население снова начало расти. За Губахой дорога тянется вдоль вымирающего посёлка Углеуральский, который подчинён губахинскому горсовету. А за ним километров через пять мы въезжаем на территорию города Кизел.
В прошлый раз я отметил, что этот шахтёрский город сегодня выглядит уже не так удручающе, как это было в 2005 году, когда я первый раз ступил на его землю. Мы даже увидели пластиковые окна в домах. Но население Кизела всё так же сокращается, с 2005 года оно стало меньше на 1,5 тысячи человек, и сегодня составляет 21,1 тыс.км.. Северные коми – пермяки называют город Кыдзол, а южные Кыдзов. А пошло это название по местности, из коми – пермяцкого «кыдз оль» это смешанный берёзово – еловый лес на заболоченной низине.
Но, не смотря на видимые улучшения, всё равно, как то здесь не по себе. Может быть это связано с тем, что около города и в самом городе когда-то располагалось много учреждений системы ГУЛАГ? На начало 1953 года в Кизеловском ИТЛ содержалось около 23 тысяч заключённых. Сейчас в городе народу проживает меньше. И говорят, что многие освобождающиеся оставались в городе и работали в шахтах и на других предприятиях угольного бассейна. А мы едем дальше, до следующего городка Александровска всего 15 километров.
15,3 тысячи жителей проживало в Александровске в 2008 году. А основан этот городок был в 1783 году, весьма старый. Поводом для начала городу на этом месте, как и многих городов на Урале стал металлургический завод на реке Лытва. Основателем завода стал уральский горнопромышленник В.А.Всеволжский, который назвал новый посёлок по имени своего сына. И до сих пор Александр сын Всеволожского изображён на гербе города.
Едем дальше, трасса окончательно опустела, но визуально беднее не стала. От Александровска дорога постепенно уходит на сверо-запад, покидая, таким образом, пределы отрогов Уральского хребта. А это означает, что и ландшафт скоро сгладится, и то что мы несколько опускаемся к уровню моря.
Зато небо вновь стало ясным, и вновь залилось лазурно - голубым цветом. А я уж было стал переживать, что хорошая погода и сейчас оставит нашу экспедицию. В тридцати километров от Александровска пересекаем посёлок городского типа Яйва.
Дорога окончательно изменила направление на западное, теперь мы движемся к Каме. А если ещё точнее, то к городу Березники. А если совсем быть точным, то в Березняках останавливаться мы не собираемся, а проедем его насквозь, переправимся на правый берег Камы и доберёмся до расположенного там старинного городка Усолье. Через 22 километра упираемся в город Березники.
Березники – это крупнейший промышленный центр второй по величине город Пермского края. Численность населения города по данным 2008 года составляет 166 тысяч человек. А расположен он на богатейших месторождениях калийной, магниевой и поваренной соли. Официально Березники основан в 1932 году при Березняковском химическом комбинате. Тогда его просто собрали из существовавших здесь с 17 –го века посёлков Усолье-Соликамское, Веретия, Дедюхино, Ленва, Усть-Зырянка и Чуртан. Так что и у него есть своя более чем четырёхвековая история.
Нам со Светой этот городок понравился, даже в марте, пережив долгую зиму он выглядел опрятным и чистым. Фасады домов отреставрированы, зелень ухожена, всюду виднеются новые постройки. Пересекаем Каму по большому мосту и оказываемся на её правом берегу. А въехав в Усолье, безотлагательно направляемся в его историческую часть, которая расположена на острове.
От города туда ведёт узенькая дорога по дамбе, соединённой таким же узеньким мостом. Две машины здесь определённо не разъехались бы. Из-за строителства Камской ГЭС значительная часть Усолья была затоплена, а жители были переселены на более возвышенные части города. Наверно тогда исторический центр оказался на острове? Но это только мои догадки документального подтверждения, которым я так и не нашёл. Когда мы высадились из машины погода была изумительная, лёгкий морозец в минус пять градусов, чистое небо и яркое ласковое солнышко, ослепительно белый чистейший снег. Первым делом направляемся к палатам Строгоновых, это здание выделяется на фоне остальных. Оно уже отреставрировано и здесь действует музей.
Напротив палат находится пристань, с которой открывается замечательный вид на Каму и на промышленные предприятия Березников на том берегу. Всё-таки в индустриальном пейзаже есть своё очарование. Я, как человек выросший среди громаден домен, испускающих разноцветные дымы, не перестал удивляться красоте человеческих творений. Может быть это цинично, но индустриальные объекты способны очаровывать, в их облике нет ничего лишнего, всё лаконично и величественно. Эта красота притягивает своей пошлостью, необузданностью. А здесь на фоне белоснежного пространства Камы и бирюзового неба, производственные корпуса смотрятся весьма гармонично, иначе можно заболеть снежной слепотой.
До конца XVIII века, Усолье было главным селением Строгановых на Каме. В 1606 году Никитой Григорьевичем Строгановым, в непосредственном соседстве с Орлом-городком был основан новый соляной промысел, называвшийся в то время Новым Усольем или Никитинским Усольем. В 1619 году после смерти Никиты Строганова слобода Новое Усолье перешла по наследству к его двоюродным братьям – Андрею и Петру Семеновичам Строгановым – и сделалось одним из лучших строгановсих промыслов. В скором времени Усолье начало занимать видное место в обширном Пермском крае, являясь важнейшим солеваренным, культурным и религиозным центром, перевалочным и торговым пунктом.
Г.Д. Строганов в начале XVIII века задумал преобразовать Новое Усолье, свою лучшую и любимую вотчину, в большой город-промысел, порт, центр Пермской вотчины могущественной династии. Но тот период был периодом реформ Петра I и заботой о новой столице государства был продиктован Высочайший Указ 1714 года о повсеместном запрещении каменного строительства: кирпич и камень требовался на строительство Петербурга. Тем не менее, Строгановы избежали этого запрета. Сам Григорий Строганов был близок к Петру I и являлся его сподвижником, нередко писал ему письма, не стесняясь высказывать свое мнение в них. И вот в первой трети XVIII века на усольском берегу появляется великолепный каменный ансамбль.
После окончания Отечественной войны 1812 года наблюдается расцвет культуры, победоносных идей в архитектуре, которое выразилось появлением общественных зданий нового типа, построенных по индивидуальным проектам. В Усолье это два замечательных комплекса: Усадьба Голицыных (1815- 1818) и ансамбль Никольской церкви (1813- 1820). Если усадьба уже отреставрирована, то последняя находится в лесах.
Среди всех зданий комплекса отреставрированы всего три: палаты Строгоновых, усадьба Голициных и контора сользаводов. Никольская церковь и Спасо-Приображенский собор находятся в стадии реконструкции. Будем надеяться что и до остальных зданий дойдут руки. А в общем место нам понравилось, лично я остался в восторге от того, что мы попали в Усолье именно в это время года и при такой погода. Без сомнения, ясная погода отразилась на нашем эмоциональном состоянии, создавая ощущение свобода.
А ещё леса вокруг города Усолье знамениты тем, что здесь не штатно приземлился экипаж космонавта Леоновы, юбилей которого мы совсем недавно отмечали. Ну, всё, на этом экскурсионная часть сегодня исчерпана. У меня осталось ещё одно незавершённое дело, нужно встретиться в Красновишерске с партнёром. А посему отправляемся дальше на север, для этого первым делом необходимо вернуться в Березники, на левый берег Камы.
Мы вновь через центр проезжаем этот город и устремляемся по указателям на Соликамск. Из Березников выезжаем с северной стороны оставив где-то сбоку производственные корпуса компании Ависма, производителя платины. Вот какая богатая на природные дары Верхнее-Камская земля, а ещё в черте города найдено месторождение нефти. От Березников до Соликамска каких-то 28 километров, и вот нас встречают знакомые горы шлаковых отвалов предприятия Сильвинит, столовая с весёлым названием «Калий», производственные корпуса.
По большому счёту, можно заночевать и в Соликамске, город то же богат на памятники старины. Правда, в прошлый свой приезд я здесь основательно всё обшарил, хотя можно найти пару темных для меня пятен на карте города. А вот Света в Соликамске впервые, и прошлую экскурсию можно и повторить, как я это сделал с Кунгурской ледяной пещерой. Мы остановились на главной площади у центральной гостиницы. Свободные номера были, но их стоимость, помноженная на качество сервиса, показались мне слишком завышенной. За эти деньги в Перми можно устроиться в приличной гостинице в центре. Принимаем решение двигаться дальше в Красновишерск, а на обратном пути поразмыслить над темой ночлега.
Наша экспедиция продолжает свой вояж на север длинной в четыре дня. Из окна Пожарки мы наблюдали как менялась природа, от степей и лесостепей до суровой северной тайги. Теперь это преимущественно хвойный лес, заболоченный и покрытый вековым мхом. От Соликамска до Красновишерска в районе ста километров, маленькая плотность потока, и полное отсутствие стражей дороги. А ещё эта трасса прямая как стрела, весело движемся практически не снижая скорости.
И вот самая северная точка нашего путешествия достигнута. Красновишерск находящийся примерно в тех же широтах, что и Питер в очередной раз покорён. Задерживаемся здесь до четырёх часов дня и разворачиваемся на 360 градусов. Теперь только на юг. В принципе, времени для того чтобы засветло доехать до Перми и найти ночёвку предостаточно, поэтому принимаем решение ехать в краевой центр. Теперь едем к солнцу.
Откуда не возьмись налетели тучки, правда, вовсе не грозные а какие-то летние, тёплые. Света вновь уткнулась в свои детективы, а мне оставалось наблюдать как в окне поносится пермская тайга, и ждать, что может быть вновь сегодня выглянет ласковое солнышко.
Будто бы раскручивая плёнку в обратном направлении, добираемся до Соликамска. На этот этап путешествия уходит в районе часа. Пересекаем город с севера на юг и устремляемся к Березникам.
Сам город теперь объезжаем по окружной дороге и выходим на трассу Березники – Пермь. Ландшафт здесь несколько меняется, рельеф сглаживается, лес становится не таким уж суровым. Чувствуется что где-то в нескольких километрах к западу расположено Камское водохранилище.
Движемся, движемся дальше на юг, к большому культурному центру. Некоторые члены нашего экипажа аж в захлёб зачитались детективчиками, а другие мирно рулят, лавируя во всё увеличивающемся дорожном потоке. Через 90 километров пересекаем Косьву, ту самую речку, которая протекает в Губахе. В своём устье эта речка представляет из себя вполне серьёзное сооружение природы. А ещё где-то через столько же километров, справа оставляем городок Добрянка.
От Добрянки трафик увеличивается уже значительно. Наверно пермяки возвращаются в воскресенье вечером с дач домой в город. Вскоре показалсь деревня Пеньки, весьма живописное место. Здесь водохранилище образует уютный затончик, и в купе с прибрежными возышенностями образует очаровательное дачное местечко. Здесь же расположен ещё один небольшой городок Полазна, вотчина Лукоила.
За Полазной дорога упирается в длинный мост через реку Чусовая. Отсюда видно как эта река впадает в Каму, вместе с которой они образуют часть огромного Камского водохранилища. На левом берегу Камы расположен пермский пост ДПС, который мы благополучно пересекаем. По окружной объезжаем половину вытянутой вдоль Камы Перми и въезжаем в город. Столица Пермского края встречает нас весьма тёплой погодой, температура воздуха здесь всего минус два градуса. Да и небо уже распогодилось и вновь появилось солнышко, которое уже стремилось к горизонту.
С ходу селимся в гостиницу Динамо, в которой я ночевал полтора года назад. Вполне приличный номер обошёлся по адекватной цене, и расположен в центре на Компросе. Номер мы сняли на две ночи, завтра я планирую работу в Перми, а во вторник с утра рванём домой. Так вот закончился второй день в пермском крае. Если первый день прошёл под знаком геологических и духовных изысканий, то второй был посвящён истории. Пробег на этот момент составил 2 337 километра. Отдыхаем. Понедельник день тяжёлый.
Читайте далее: День пятый. 16.03.2009. Пермь.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.