Встаю с мажорным настроением в районе семи утра, впереди новый день, новые впечатления, и конечно работа, понедельник ведь… Поэтому задаю себе необходимый ритм, it’s a new day.
А затем процедуры, завтрак из сухпая с чаем. Тащу вещи к машине. Бортовой градусник так и остался на отметке +1 градус. Ну что ж уважаемые работники горнолыжной базы, снега вам и морозов, хотя бы к Новому Году. В половине девятого уже выруливаю на трассу, и продолжаю движение в северном направлении. Сегодня планирую посетить Красновишерск и к вечеру добраться до Перми.
Здесь ещё темно как в угольной шахте. Губаха ведь аж на восемьсот километров севернее Магнитки и светлеет зимой здесь гораздо позднее. В долине реки Косьва, где находится и горнолыжная база и коксохимический завод, тумана нет. А вот как только я начинаю подъём на гряду, машина погружается в мягкий мутный раствор, вновь ограничивая видимость несколькими метрами перед капотом. Как будто и не ложился спать, дорожная обстановка осталась прежней. Выручает более интенсивный трафик, я ведь всё-таки на территории подчинённой горсовету и местные едут на работу. Как новогодняя ёлка из чёрной пустоты появляется административное здание химического завода Метафракс.
Судя по отделке и обилию подсветки предприятие это зажиточное, производит всевозможную химию. Говорят в округе много халявного этилового спирта, а это медленно убивает местных жителей. Затем пошли умирающие шахтёрские посёлки. Первый из них Углеуральский остался в утренней темноте. Затем были Шахтный, Рудничный и, наконец, Кизел.
Все эти посёлки невозможно разглядеть в утренних сумерках разбавленных густым туманом. Пару раз в ночи проскальзывал одиноко висящий фонарь, и всё. А ещё, пожалуй, несколько бредущих в темноте человек. Вот и всё что удалось здесь рассмотреть. Но в Кизеле уже начало светать, и уже можно представить что представляет из себя этот городок сегодня. Два с половиной года назад зрелище было удручающее, а сегодня вроде кажется что получше. Не видно брошенных квартир в домах, которые как чёрные пятна зияли на обшарпанных фасадах. Появились магазинчики, кое-какая реклама. Люди не такие чёрные и мрачные. Наверно и Кизел зацепила краем волна нефтедолларов, накрывшая Россию в последние два года. Правда о дорогах тут по прежнему никто не заботится. Толстая корка льда, покрывшая асфальт сейчас вытаивает кусками, создавая миллионы маленьких ямок, передвигаться по которым можно лишь со скоростью 10-15 км/час. Около получаса потребовалось мне на проезд этого города – призрака. Правда за это время уже почти рассвело, и туман практически рассеялся.
На участке от Кизела до Березняков машин очень мало, и дорога заспорилась. Следующий город, который трасса пронизывает насквозь был старинный Александровск. Сегодня он знаменит своим машиностроительным заводом выпускающим оборудование для шахт. Здесь кругом сплошные дремучие леса, Р343 петляет между холмов и гряд по этой непролазной чаще, лишь ещё только один раз проходя по населённому пункту посёлку Яйва. А совсем недалеко от перекрёстка с трассой Пермь Березники на Р343 есть ну совсем уж убитый участок длинной примерно с два километра.
Вскоре эти две трассы объединились, и весь объединённый трафик вытек на окраину Березняков. Вновь появился туман, но на сей раз уже в низине. Но так как теперь трасса опустилась гораздо ниже по отношению к уровню моря, ведь Уральский хребет остался восточнее, а Кама вот она рядом, то и туманам здесь самое место. А ещё, перед въездом в Соликамск начал накрапывать заунылый дождичек. В дымке тумана показались горы шлаковых отвалов объединения Сильвинит. Останавливаюсь у заводской столовой с пафосным названием «Калий». Звоню в Красновишерск, меня ждут после обеда, а значит, есть в запасе около трёх часов на осмотр этого самого старого в Пермском крае городе. Первым делом нужно пообедать, в «Калии» это делать не решаюсь, а перебазируюсь в столовку у заводского адмиралтейства, вполне прилично.
За последние два года которые я не был в Соликамске его население ещё сократилось, и на 2008 год составило уже 97,7 тысяч жителей, а это означает что этот город уже даже не стотысячник. Пообедав, перемещаюсь из промышленного района в центр, на Соборную площадь. Первым делом обращает на себя внимание главный храм города – пятиглавый Троицкий собор с двумя крыльцами, который был освящён в 1698 году.
Внутри собора кипит ремонт, видимо идёт реконструкция. Тут же расположена Соборная колокольня, возведённая в 1713 году. Она является самым крупным в Прикамье столпообразным сооружением начала XVIII века. И, кстати, как и Пизанская башня имеет наклон. Возле кассы краеведческого музея размещённой в колокольне и конечно же закрытой, красуется мемориальная табличка, которая возвещает о том, что на Соборной площади в 1597 году взяла начало государева дорога, соединившая центр России с Сибирью.
Чуть ниже колокольни виднеется Крестовоздвиженский зимний собор, который специалисты считают редчайшим по декоративной отделке. А от колокольни в северном направлении отходит улица Набережная, и второй с лева дом на этой улицы дом воеводы. Этот дом известен тем что он является самым старым из каменных сооружений гражданской архитектуры на Урале. В стенах толщиной два метра сделаны бойницы. Под зданием имеется каменный свод подземной полаты, да двери с огромным замком позволяющие в случае опасности превратить здание в крепость.
А за Домом воеводы, недалеко от сувенирной лавки красуется обновлена Богоявленская церковь. Эта церковь строилась с 1687 по 1695 год в архитектурном стиле московского барокко со всеми его характерными проявлениями.
В другую погоду, да при неограниченном количестве времени, побродил бы я по этому старинному городку и его музеям. А сейчас, действительно уже пора. Подходит к концу первый час дня, а в Красновишерск мне нужно к двум, а туда ещё ехать примерно час. Выезжаю дальше на север, на трассу Соликамск – Красновишерск. Дорога неплохая, пустая, но сырая. По началу подпорчивает видимость туман, но ближе к Красновишерску он расступается.
Градусник забортной температуры так и замер на отметке +1 градус, в этом компоненте север Пермского края сегодня вполне стабилен. Но для того же севера плюсовая температура восьмого декабря крайне не характерна. Красновишерск находится примерно на той же широте что и Питер, но здесь абсолютно не должно ощущаться влияние Гольфстрима. А как будто бы Вищера впадает не в Каму а в Тэмзу, в общем, стоит характерная Лондонская погода.
Когда видимость слегка улучшилась, то взору открылась бескрайняя вишерская тайга. Я ехал, отдыхал, и радовал очи местными красотами. Перед самим городом останавливаюсь на мосту через Язьву, почистить обувь, и вообще привести себя в порядок.
Всё, я готов, сходу врубаюсь в работу. Полтора суток езды, ради двух с половиной часов интенсивных и, в общем-то, успешных переговоров, это того стоило. Красновишерск самая северная точка маршрута, и теперь дорога пойдёт в обратном направлении, на юг. В пятом часу выезжаю вновь на Соликамск. На ночь планирую остаться в Перми. Скоро уже стемнеет нужно торопиться.
Эта часть маршрута ещё более расслаблена. Не нужно думать о нюансах, просчитывать моменты, заготавливать ответы на предполагаемые вопросы, короче о работе на сегодня можно забыть. Ну, или только вечером в гостинке проработать план на завтра. А сейчас только дорога, дорога к тёплой постельке. Ближе к Соликамску начал накрапывать мелкий дождик. Через центр не поехал, а отправился по указателям, избавив себя от необходимости стоять на многочисленных светофорах. А ещё на этой окружной дороге встретилась замечательная старинная церковь.
М-мда, как всё таки не похож Вишерский слякотный край край на солнечный Магнитогорск. А ведь то и то Урал…Ближе к Березнекам начало темнеть. На том самом перекрёстке ухожу с трассы Р343 на право, на юг, в направлении Перми. Здесь темнеет окончательно. Трафик на отрезке Соликамск – Пермь довольно высокий, скучать не приходится, хорошо, что дорожное покрытие в хорошем состоянии. Ну и конечно для полноты ощущений пошёл дождь, а тут ещё по радио Земфира затянула новую песню про «дождя струй…»
Так омываемый всеми возможными водами, окутанный вечерней теменью, потихоньку в восьмом часу, я добрался до столицы края. Почти сразу нашёл пристанище в гостинице Прикамье, что на Компросе, и отправился в продуктовый магазин. К этому времени дождик перерос в настоящий ливень, даже пришлось на пуховике мех отстёгивать. Я ведь зимой на север ехал, вот и оделся потеплее.
Общий пробег к этому моменту составил 1423 километра, средняя скорость движения сегодня ограничилась 66,5 километрами в час. Температура воздуха в Перми поднялась до отметки +2 градуса.
Читай далее:День третий. 09.12.2008г. Пермь – Набережные Челны.
Все путешествия 2008 года. На главную.