В начале ХХ века Бережные Челны представляют собой большое и богатое торговое село. К этому времени в Бережных Челнах находилась самая крупная пристань на реке Кама, церковь Никольская, училище, мельница, 18 лавок. Население в 1847г. - 1726 человек. Символом города стал крупнейший в России речной элеватор емкостью 2 млн. пудов хлеба. Советская власть в крае устанавливается мирным путем. Выгодное географическое положение, сосредоточие в этих местах запасов хлеба и другого продовольствия привело к тому, что в гражданскую войну здесь проходили ожесточенные бои между частями Красной и Белой армии.
Утро отметилось обильным снежным покровом, похоже, сыпало всю ночь. Мне пришлось изрядно помахать щёткой и поработать скребком, для того чтобы высвободить автомобиль. Но когда к двум часам дня я освободился, весь ночной снег уже практически растаял, оставив после себя лишь лужи да слякоть. Первым делом заливаю полный бак на дешёвой (по 14 рублей за литр 92-го) заправке Татнефти. Еду в квартиру, где ждёт меня Света и сытный обед. После чего мы быстренько собираем манатки, сдаём хату и выезжаем из города.
Впереди два выходных дня! Мы просто обязаны провести их с пользой, и первым пунктом в нашей экскурсионной программе Кунгурская ледяная пещера. С Егором мы уже были в этом уникальном месте, не далее как год назад не далее как год назад. А хочется, чтобы и Света побродила по подземным ледяным лабиринтам, тем более что она весьма заинтригована нашими рассказами. Итак, главная цель на сегодня как можно ближе подобраться к Кунгуру, а лучше доехать до самого города. Но, учитывая, что выезжаем мы в обед, а в Пермском крае вновь придётся вернуть стрелки часов на два часа вперёд, задача выглядит весьма сложной. Да ещё и день сегодня весьма пафосный – пятница тринадцатого, нужно по осторожнее.
Погода к этому времени тоже налаживается, вчерашняя серая пелена исчезла и с голубого неба проглядывает ласковое мартовское солнышко. Радость моя привычно погружается в чуждый мир детективов, а я щёлкаю клавиши своего FM-модулятора, в поисках душевной песенки.
Под Елабугой покидаем ставшую за последний месяц родной федеральную трассу М7 и уходим на север на трассу Р320 Елабуга – Ижевск. Последний раз по ней мне довелось проезжать в декабре прошлого года в декабре прошлого года, тогда я следовал из Перми через Воткинск в Набережные Челны. Где-то под Менделеевском нас неожиданно тормозят менты. Но ничего особенного простая проверка документов. И вот мы уже въезжаем в республику Удмуртия, переведя стрелки часов, таким образом, на час вперёд.
В Удмуртии как будто окончательно распогодилось, небо стало ясным и голубым, дорога сухой, а заснеженные поля уже не имели серый отлив, а переливались радостными бликами под лучами полуденного солнца.
Практически в каждом населённом пункте от Можги до Агрыза вдоль дороги продают разноцветные мочалки. Эдакий мочалковый рай, наверно где-то неподалёку есть фабрика по их производству. Света заметила, что к ним на работу недавно приносили на продажу точно такие же изделия, и с гордостью отметила, что теперь знает откуда их везут.
Сделав петлю до Можги, трасса Р320 вновь устремляется на север. И выходит на финишную прямую, конечным пунктом которой является Ижевск. Дорогая, хочешь посмотреть на столицу Удмуртии? Или объедем её по окружной? Но женское любопытство, конечно же, побеждает, и мы едем через город.
Я то уже два раза бывал в Ижевске, правда, последний раз так же проездом по пути в Пермь. А вот для Светы всё интересно, другой город, другая республика… Когда мы только въезжали в пределы города откуда не возьмись появилась белая тучка, из которой хлопьями повалил снег. Но впрочем, не на долго и уже когда мы проезжали центр, вновь установилась ясная погода. Количество населения по данным 2008 года составляло 613,3 тыс.жителей, и по моему поверхностному взгляду Ижевск чем-то походит на Киров. Может быть, общая природа характерная для бассейна Вятки их роднит, но и по ландшафту, а значит и архитектурным особенностям видны схожие черты. Ярим пятном выделяется Свято-Михаиловский собор, восстановленный и освещённый в 2007 году.
Из Ижевска выезжаем в северо-восточном направлении по трассе на Воткинск. Останавливаемся на ближайшей заправке размять косточки, проглотить по бутерброду и выпить чайку без тряски. Солнышко уже устремилось к горизонту, нужно спешить, скоро будет темнеть. Отрезок Ижевск – Воткинск находится в стадии реконструкции, причём большая его часть уже имеет неплохое покрытие. Пару раз надавил на педаль акселератора и вот мы уже подъезжаем к Воткинску.
В город не заезжаем, а лишь затронув его по касательной делаем крутой вираж влево изменив направление движения с северо-восточного на южное. Теперь мы направляемся в город Чайковский, именно там я планирую форсировать Каму по платине Воткинской ГЭС. Теперь мы въезжаем на участок пути, по которому я ещё не ездил, который является белым пятном на карте моих дорог.
Небо уже начало окрашиваться в бурые цвета, а это верный признак заката. А ещё по народным приметам завтрашний день обещает быть ясным, это как раз то, что нам нужно. От Воткинска до Чайковского всего каких-то 33 километра, правда, асфальт не самого лучшего качества, на четыре с минусом. А когда мы преодолели эти тридцать три километра, солнце зашло за горизонт и теперь начали сгущаться сумерки.
Мы въезжали на платину Воткинской ГЭС, а значит, пересекли границу Пермского края, в котором нам предстояло провести следующие три дня и проехать его весь с юга на север и обратно. А ещё вертим стрелки часов на час вперёд, таким образом, возвратившись в наш, Уральский часовой пояс. Но и это не всё, въехав в пределы платины, мы оказались в границах городской черты Чайковского, названного так в честь великого русского композитора, который родился в соседнем Воткинске.
Воткинская ГЭС пятая крупная гидроэлектростанция на моём пути. Для Уральского региона она является важным системообразующим пунктом сети электроснабжения. Строительство ГЭС началось в 1955 году, а закончилось в 1965. Гидроэлектростанция построена по русловой схеме. Ну и как все сооружения подобного рода выглядит внушительно, а водохранилище просто огромное.
На левом берегу расположен сам город Чайковский. Довольно молодой, основан в том же 1955 году в связи со строительством ГЭС. Сейчас здесь проживает 82,9 тысяч жителей. Рискну предположить, что вся экономическая активность города связана с ГЭС и с расположенным здесь филиалом ОАО «Газпром» «Газпромтрансгаз Пермь». Но мы так быстро проскочили Чайковский, что мне запомнилась лишь симпатичная бурая церковь с золотыми куполами на выезде.
А ещё через полчаса стемнело, и получается, что оставшийся до Куеды неизвестный для меня участок придётся преодолевать в темноте. А ландшафт в Пермском крае далёк от гладкого, он лесист и изобилует увалами, холмам и изрезан речками. Как я и предполагал, трасса здесь весьма извилиста и часто попадают слабо освещённые населённые пункты. Но мне повезло, сразу после Чайковского меня обогнали две машины с башкирскими номерами. И я пристроился в их колонну третьим. Держа дистанцию, мои ведущие указывали траекторию движения и своими «стопаками» вовремя сигнализировали об опасности. Если они едут домой то до Куеды мне обеспечен конвой. Несмотря на страхи, дорожное полотно оказалось на хорошем уровне. Твёрдая четверка, а на участке от Большой Усы до Куеды даже пятёрка с минусом. Света давно мирно посапывала на пассажирском сиденье, обложившись подушечками, ну и правильно, не на темноту же ей смотреть. А до Кунгура ехать ещё примерно столько же, сколько мы уже проехали, то есть сейчас мы находимся на полпути. Но я с удовольствием тоже причалил бы к какой-нибудь тихой гавани, но встретить мотель в этой глуши крайне проблематично. Уже на подъезде к Куеде я опасно сблизился со своим ведущим и получил от него камнем в лобовое стекло. Вот же гадство, теперь довольно большой скол будет бельмом на глазу. За всё нужно платить. А мои сопровождающие свернули в Башкирию, как я и предполагал, ну что ж а нам на восток в сторону Чернушки. Через некоторое время справа показались огоньки, которые всё-таки оказались небольшим Мотелем. Но уж больно спартанскими показались нам условия, и завышенной цена. За продавленные панцерные койки, обшарпанные стены, удобства на этаже и отсутствие телевизора с нас запросили не адекватные деньги. Движемся дальше. Здесь мы ездили с Егором год назад, и я уже имею представление о качестве дороги. Особенно не рискую, снижаю темп движения, объездная Чернушки подразбита. Далее на север порядка тридцати километров, и сворачиваем на право по указателю на Уинское. Часов в одиннадцать проезжаем Орду, здесь уже давно все спят. От Орды до трассы Р242 Пермь – Екатеринбург всего двенадцать километров, на неё мы выезжаем в направлении Перми. Вот она цивилизация, здесь трафик всяко по интенсивнее. Но и Р242 у нас не надолго, и всего через 20 километров мы уже сворачиваем на Кунгур. Ну, всё, дотянули, завтра весь день будет посвящён экскурсионной программе. А пока нужно где-нибудь причалить. Особо не заморачиваясь, едем к самой пещере, там есть своя гостиница «Сталагмит», может у них найдётся небольшое свободное гнёздышко для двух перелётных птиц. Сонная администраторша поведала, что есть только двухкомнатный номер, за две тысячи рублей. На мою просьбу подискать более бюджетный ночлег, получил категорический отказ и сдался. Уж больно хотелось поскорее принять горизонтальное положение. Быстренько ставим машину на соседнюю стоянку, собираем вещи и заселяемся.
Время первый час ночи, температура воздуха (-8) градусов. Да здесь ещё зима! Общий пробег к этому моменту составил 1 421 километр, средняя скорость движения сегодня составила 74,4км/час. Всё, спать! Кто воевал, тот заслужил у тихой речки отдохнуть.
Читайте далее: День третий. 14.03.2009. Кунгур, Белая Гора - Чусовой.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.