Выезжаем в районе девяти часов утра, погода благоприятствует, бортовой градусник показывает два градуса тепла. Сегодня четверг, рабочий день, но в планах лишь добраться до Набережных Челнов и найти ночлег, и времени на это предостаточно. Направление движения традиционное, как и в прошлой поездке, выезжаю на белорецкую трассу, и через двадцать километров въезжаю в Башкортостан.
За перевалом Урал-Тау, как водится, немножко меняется погода, появляется облачность, а на его вершине и вовсе плотный туман.
Света погрузилась в чтение излюбленных детективов, удобно устроившись на пассажирском сидении. Она всегда набирает с собой в дорогу такие маленькие книжечки в мягком переплёте, в основном авторов женщин, и с головой погружается в чужой мир страстей и переживаний. Нужно ли говорить, что такие детективы изобилуют хитросплетениями сюжетных лини, неожиданными ходами, захватывающей динамикой, так не похожими на наши будни. Одни только названия о многом говорят: «Светлый лик смерти», «Не мешайте палачу», «Смерть и немного любви», «Сволочь ненаглядная», «Эта горькая сладкая месть», «Жена моего мужа». Жуть, представляю, какие страсти бушуют сейчас в твоей очаровательной головке. Дорогая, you crazy!))
Первую остановку делаем в Инзере на заправке. Но не для того чтоб пополнить баки горючим, бензин в Башкирии дорогой. А так, пи-пи сходить, да косточки размять. К слову, стоимость башкирского бензина за месяц снизилась до 19 рублей 10 копеек за 92-й, это против наших 17 рублей на самой дорогой заправке. Пока мы разминали пёрышки, откуда не возьмись, появился чёрный пёс. Ну просто «Черный пёс – Петербург». Наверно такая же псина стала прототипом известной песни Юрия Шевчука.
За Инзером были ещё два больших перевала, затем петляющая между гор дорога, и наконец мы вырвались на простор. Вскоре наша трасса упёрлась в магистраль Оренбург – Уфа, по которой мы добираемся до окружной столицы Башкирии. Ехать через Дёму это тратить время на светофоры и т.д, поэтому по М5 добираемся до дороги соединяющей её с М7 и въезжаем на эту федеральную трассу. Уж коль мы едем по территории Башкортостана, то и самое время продолжить изучать его историю.
В прошлый раз я остановился на последнем самостоятельном мятеже башкир под предводительством Батырши Алеева, и обещал рассказать о том, как власти сумели подавить его. Так вот, Неплюев как нельзя лучше понял необходимость подавить мятеж в самом его начале и проявил при этом необыкновенную энергию и изобретательность и глубокое знание людей, с которыми ему приходилось вести борьбу. Военная сила, подкупы, обман, милость и суровое преследование - все было им пущено в ход, чтобы подавить восстание прежде, чем оно перейдет в общемагометанский мятеж.
С большим искусством поселил он раздор в самом мятежном населении и отвлек от башкир и даже вооружил против них мещеряков, тептерей и бобылей. Предоставленные только своим силам, лишенные возможности полушить внешнюю помощь со стороны других магометан, постоянно ослабляемые тем, что многие участники мятежа уходили к русским властям с повинной, сторонники Батырши вынуждены были искать спасения в горах и лесах. Там Батырша был взят мещеряками в плен и под сильным конвоем отвезен в С.-Петербург; дальнейшая судьба его неизвестна. Причины недовольства - столкновения из-за земли - не были и не могли быть устранены. Но башкиры были уже настолько ослаблены, что бунтов поднимать не были более в силах.
Мы продолжаем движение по трассе М7. Перед Дюртюлями на том самом месте, где меня обобрали месяц назад, вновь вижу гаишную засаду. Видимо этот еле заметный бугорок и впрямь рыбное прикормленное место.
Но на этот раз потенциально опасный участок, как и всю территорию Башкирии, наш экипаж преодолевает без видимых осложнений. За Дюртюлями мною ещё ни разу не были встречены гаишники. Да и в следующем Татарстане вплоть до Мензелинска дорога оказалась пустой, как от гайцев так и в смысле трафика.
Получив приятную фору в два часа (в Татарстане действует московское время), мы в 14.30 по местному времени были уже в Набережных Челнах. Не теряя времени, подруливаем к гостинице Татарстан, которая оказывается заполненной. Свободных мест нет, но на рецепшене мне рекомендуют обратиться в квартирное агентство, расположенное неподалёку. Там мы и арендуем на сутки вполне приемлемую двухкомнатную квартиру. Без излишеств, конечно, но аккуратненькую и чистую.
В Набережных Челнах немножко прохладнее чем в Магнитке, градусник так же показывает два градуса, только уже ниже ноля. До конца дня времени осталось ещё вагон и маленькая тележка, и я решаю съездить в соседний город Нижнекамск, который вместе с Челнами и ещё рядом городов составляет почти миллионную нижнекамскую агломерацию. Благо ехать до него недалеко, всего каких то 36 километра
Как и его старший брат Набережные Челны, Нижнекамск весьма молод. Возник он в начале 1960-х гг. как посёлок при строительстве Нижнекамского комбината. Генеральный план города начали разрабатывать в 1958 г. В 1961 г. началось строительство города. В 1961 г. был зарегистрирован населённый пункт Нижнекамский, отнесённый к категории рабочих посёлков. 22.09.1966 г. рабочий посёлок Нижнекамский преобразован в город Нижнекамск. Сегодня это третий по численности населения и значимости город Татарстана, крупнейший в России центр нефтехимической промышленности.
В 2008 году в городе насчитывалось 226,4 тысяч жителей. Если изучить статистику более глубоко, то окажется что Нижнекамск сегодня имеет положительную динамику в демографии, неплохие социальные и экономические показатели. И связано это скорее всего с нефтеперерабатывающим профилем промышленности города. Здесь расположены такие известные в России предприятия как ООО «Кампласт», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», завод «Эластик», завод технического углерода, ОАО «ТАИФ-НК», в стадии строительства нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАНЕКО».
Мы съездили к ледовому дворцу ОАО «Нижнекамскнефтехим», домашнюю арену хоккейной команды Нефтехимик, соперницы нашего Металлурга по КХЛ, которая оказалась современной и весьма симпатичной. Правда, арена очень необычно встроена в жилой квартал между высотками. Как правило, ледовые дворцы у нас строят на больших открытых пространствах, а тут прямо на улице. Здесь для своей коллекции я прикупил вымпел Нефтехимика. Затем мы остановились у красивой соборной мечети, построенной с учётом современных архитектурных решений, ещё немножко прокатились по городу и отправились обратно в Набережные Челны. Когда наша экспедиция оказалась в Автограде, уже стемнело. Мы помним, что ночь в эти места приходит крайне рано. Что первым делом желает сделать женщина, оказавшись в незнакомом городе? Конечно же, побродить по магазинам. Но предаться шопингу на голодный желудок я не соглашался, и поэтому, прежде всего мы отужинали в подвернувшейся забегаловке. После краткого осмотра местных достопримечательностей тире торговых центров, выезжаем до дому, ставим машину на стоянку, затариваемся продуктами и отправляемся баиньки. Итого, сегодняшний пробег составил 637 километров.
Читайте далее: День второй. 13.03.2009. Набережные Челны – Кунгур.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.