За ночь в Набережных Челнах температура воздуха опустилась до минус девятнадцати градусов. Прямо скажем свежо. Иду на стоянку, прогреваю машину, и обнаруживаю, что от скола на лобовом стекле пошла трещина. Наверно от перепада температур. Масаракш! У нас за сантиметр восстановленной трещины просят 25 рублей. Меня ждут в десять часов, поэтому в запасе есть полтора часа. Решаю прокатиться по городу. На приёмнике 106,9, с января здесь ретранслируют Маяк, и как раз сейчас в эфире морят Стилавин и компания.
В Набережных Челнах действует интересная схема почтового обозначения. Вместо названия улицы в почтовом адресе указывают номер комплекса – дом такой то, и через дробь номер комплекса. Комплекс, это типа нашего квартала, микрорайона, или коробки. Улицы, конечно, имеют своё название, но функциональной нагрузки они не несут, вот такая особенность. На улице очень много молодёжи, город выглядит юным, так ли это?
На картах итальянских купцов — братьев Франсиско и Доменико Пицигано 1367 года и Каталонского атласа 1375 года город Набережные Челны также отмечен как Жар (в казанском диалекте булгарского языка слово «Яр» произносится как «ар»). В период Волжско-Камской Булгарии современная территория Набережных Челнов и Тукаевского района входила в состав этого государства. Это подтверждают археологические находки, многочисленные остатки булгарской керамики второй половины XIV века, найденные при раскопках на Элеваторной горе в 1992 году.
Название города — Набережные Челны, вероятно, восходит к неверному переводу первыми русскими поселенцами местного татарского (булгарского) названия — Яр Чаллы, что означает красный или чалый (как красная масть лошади) берег. Правильно переведя слово «Яр», слово «чаллы» было вопринято как «челны», ибо основная часть поселения (ныне т. н. Красные Челны)тогда действительно располагалась на сильно выдающемся в реку Кама красновато-глинистом мысе, напоминавшем нос лодки. Так возникло название «Набережные Челны» - пристань на реке Кама Уфимской губернии.
Накатавшись по широким Чаллинским проспектам, отправляюсь на встречу. По дороге заезжаю на заправку, и приятно удивляюсь цене на бензин. На заправке Татнефти 92-ой стоит 15 рублей за литр. Это аж на два рубля выше, чем на той же Татнефти расположенной в нескольких сотнях метров отсюда, но на окружной автодороге, по которой идёт весь трафик трассы М7. Вот вам дифференцированный подход к ценообразованию на практике. Это не Башкирия, где Муртаза ставит на всех заправках республики единую цену и ни какой конкуренции. Между прочим, если говорить о февральских ценах на бензин, то, как и в декабре прошлого года, амплитуда колебаний и тут довольно широкая. В Магнитке на Лукойле я заправился по 17-50, хотя в городе есть заправки и по 15-50, но сомнительного качества. В соседней Башкирии, как я и говорил, цена везде одна, 19-50 рублей за литр. А в Татарстане она колеблется в пределах от 15-00 до 17-00, и зависит не от брэнда, а от места расположения заправки. Получается, что в среднем, за два месяца бензин подешевел на два руля.
Чёткого маршрута на поездку я не имел, всё зависело от результатов сегодняшних переговоров. Вернее был, конечно, план съездить в наш офис в Москву, но желательно с победой. А сегодняшний день ясности не внёс, несмотря на долгие переговоры, и я выглядел немножко потерянным. Кризис вносит свои коррективы. К четырём часам дня я в принципе уже освободился, но находился в раздумии о дальнейших действиях. И тут оказалось, у одного моего знакомого – партнёра отец, с другом направлялись в Москву через Казань, и как раз решали, как им добраться до столицы Татарстана. Решение пришло мгновенно, я предложил довести родственников до Казани, но высказал свои опасение насчёт ночлега. На что папа моего приятеля обещал устроить меня к своему сыну Азату, который живёт один в роскошной однокомнатной квартире. Но главным образом, моё решение ехать до Казани, связано с тем, что как раз в это время мой брат Сашка, скучал на верхней полке плацкартного вагона поезда Новый Уренгой – Казань, который завтра в двенадцать часов дня должен был въехать на перрон вокзала тысячелетнего города. Он ехал с вахты домой в Саранск, и мы не виделись с лета, и двести километров это не крюк для настоящего дорожного волка. А ещё я заеду завтра к одному моему знакомому партнёру, c которым мы уже полгода как потерялись и не общались. Решено, еду в Казань, а там война, план покажет.
В половине шестого наш экипаж из трёх человек погрузился в Пожарку и отправился в путь. Бортовой градусник показывал (- 14) градусов, на улице стемнело окончательно, продолжаю движение по М7 в западном направлении, курс на Казань. Отец приятеля и его спутник оказались приятными собеседниками, к тому же знающими все особенности участка Набережные Челны – Казань. Они вовремя предупреждали меня о приближающейся опасности, мы не принуждённо беседовали на разные темы и незаметно приблизились к Казани. На подъезде к городу пошёл густой снег, совсем как год назад, когда я так же вечером въезжал со стороны Набережных Челнов. Это вызвало у меня чувство дежа-вю, а вот мои спутники стали опасаться заторов на дорогах. Времени до отправления поезда осталось немножко. На въезде подбираем Азата, у него билеты, и на обратном пути он должен забрать меня к себе. К поезду успеваем вовремя, волнения были напрасны, и после прощания мы уже направляемся домой. Азат гостеприимный парень, живёт в Казани, отучился здесь и остался. Ну всё, с ночлегом решилось всё как нельзя лучше, а теперь пора отдохнуть.
Температура воздуха в Казани к этому моменту (-10) градусов. Общий пробег после второго дня поездки составил 978 километров.
Читай далее:День третий. 03.02.2009. Казань – Саранск.
В начало. Все путешествия 2009 года. Все страничку со всеми отчётами. На главную.