В девять утра погружаюсь в авто. Температура воздуха минус семнадцать градусов, свежо, но это же февраль. Трещина на стекле увеличивается, я бы тоже увеличивался, если в меня постоянно влагу заливали, а потом замораживали. Но несмотря ни на что настроение то замечательное! Сегодня я буду дома, и уже точно успеваю на Светин день рождения. Напевая песенку «ла-ла-ла», и выруливаю со стоянки.
Когда эти километры были пройдены, на горизонте появился уже примелькавшийся силуэт стелы города Яр Чаллы. Набережные Челны.
За неделю моего отсутствия, мало что изменилось на улицах Автограда. Хотя, кажется, снега стало больше. Да и со мной ничего примечательного не произошло, поэтому позволю себе окунуться в историю этого града, а точнее скажу пару слов о первом его упоминании в русских летописях. По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны упоминаются в них впервые в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с Федором Поповым. В том же году «Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома». Поселение, основанное в 1626г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны. По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в т.ч. Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок - для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей.
В районе двенадцати покидаю Набережные Челны, вновь выезжаю на М7, и беру курс на Уфу. На участке до Мензелинска всегда много засад, но в этот раз они что-то не ощущались. Может мороз, а может воскресенье были тому виной. Меня это несколько расхолодило, пристроившись за Икс-Трейлом с новосибирскими номерами, я начал шустро наматывать километры на одометр, несколько нарушая скоростной режим. И вскоре уже въезжал в Башкортостан.
Стрелки часов перевозу на два часа вперёд, теперь придётся отигрывать временную фору, полученную неделю назад. Вперёд на восток, в Башкирии я уже почти дома, желательно бы засветло проехать горы.
А я знай себе понужаю, Икс-Треил уже куда-то отвалился, появлялись и исчезали новые попутчики. На одном дыхании долетаю до Дюртюлинского перекрёстка. Спокойно проезжаю гайские посты и продолжаю движение в заданном темпе, стараясь экономить время на обгонах и издалека готовить манёвр. В очередной раз обхожу колонну из нескольких машин. На середине манёвра началась сплошная полоса, а впереди показался небольшой бугорок. Ёкнуло сердце, всё понятно как дважды два, за бугром менты, уж больно место правильное. Завершаю обгон, переваливаю бугор, так и есть вот они красавцы, приветливо машут полосатой палочкой. Там ещё машин пять, пока каждого обслужили, пол часа прождать пришлось. Забираюсь в ментомобиль на базе вазовской классики, а там сидит такая колоритная фигура. Упитанный, круглолицый, с коричневыми бычьими заплывшими жиром глазами. Короче сам Салават Юлаев во плоти. Классический тип властьимущего башкирина. Я миллиард раз с такими встречался, и как правило предпочитал оставить им права, нежели утолить их непомерный аппетит. То тогда-то не карали так строго за сплошную как сейчас. Ну поболтаются мои права полгода по инстанциям, ну поезжу пока по временным, потом придут они в Магнитку, возьмут с меня наши от силы пятьсот рублей а то и так отдадут. Но сейчас, я начал готовиться к изнуряющему торгу. Что, Георгий Валерьевич, вам права ваши не нужны? Как банально начинает. Как не нужны, нужны. Вот на М5 за сплошную пять тысяч просят…Да я цифр то таких не знаю, на пятьсот рублей, что с меня с нищего студента взять то. Тут подходит к моему другу его товарищ и лапочет что-то по башкирски. А тот мне: «короче давай «рубль», и считай, что тебе повезло, нам спешить нужно…». Вот повезло, так повезло…
Вот уж и не знаю, что сказать. С одной стороны, вроде да, и отделался не дорого, и вину за собой чувствую, залёт то на лицо. Но спасибо говорить менту? Нет, конечно, бывают правильные менты, по телеку вон их сколько. Да и в жизни, наверно есть. В жизни чего только не встретишь. Но мне не попадались, уже лет двадцать ищу. Такого ищу, чтоб машину угнанную у меня нашёл бы, тех гандонов, что телефон у моего сына отобрали разыскал, или тех кто отца его одноклассника убили средь бела дня у его подъезда. Да фиг с ними, мы с властью уже давно в разных государствах живём, как в параллельных мирах, встречаемся только в местах разлома. Так я и доехал до Уфы, рассуждая о добре и зле, и о других загогулинах бытия.
Но через город не поехал, а добирался до М5 через Дёму. А вообще нужно было свернуть с М7 ещё раньше на окружной, тогда бы я не попал в плотную вереницу возвращающихся с выходных Уфимцев. Итак, в столице Башкирии завершается моё путешествие по трассе М7 в зимних условиях. Последний раз что говориться от корки до корки, да ещё и зимой, я проезжал М7 в далёком 1998 году. С тех пор трасса, конечно же, изменилась, её продолжают расширять, трафик стал гораздо выше, а значение её только возросло. Но все усилия по увеличению пропускной способности М7 до этих пор прилагали лишь региональные власти. У федералов сил хватило только до Нижнего Новгорода, и они упорно продолжают не замечать, что четырёхполосный формат сегодня необходим её уже на всём протяжении.
Через Дёму попадаю на М5, вернее ту её часть, которая является обходной вокруг Уфы. В данный момент здесь ведётся её реконструкция, даже зимой, даже в кризис. А уже с М5 сворачиваю на юг на Оренбургскую трассу. Это вообще уже практически дом, до Магнитогорска остаётся каких-то триста километров. Через двадцать километров сворачиваю на лево, на белорецкую трассу. На подъезде к горам начинаются сумерки, придётся дальше ехать в темноте.
Но если нет метели, то езда зимней ночью гораздо безопаснее чем летом. Это обуславливается лучшей видимостью. Да, да, видимостью, белый снег лучше отражается в лучах света фар, чем зелёная трава или листва летом. Вообще, поездки зимой таят не больше опасности, чем летом. А плюсы, очевидны, снег сглаживает неровности дороги, трафик уменьшается, а видимость увеличивается. Единственное условие, машина должна быть подготовлена к зимней езде, ведь в замерзании в поле весьма мало удовольствия. Зато зимняя ночь способна подарить завораживающие, сказочные пейзажи заснеженных деревень едва освещённых и погруженных в холодную мглу. Вот и мне повезло созерцать ночной Инзер.
За Инзером вновь ныряю в ночь, и опять начинаю петлять вместе со змейкой-дорогой между сопок и ущелий по долинам рек и через перевалы. Из тьмы, словно огромные чудовища появляются и исчезают огромные силуэты монстров-елей, машущие в след своими мохнатыми лапами. Но вскоре за перевалами появились пляшущие во тьме огоньки металлургического Белорецка, я вновь приближался к цивилизации. За хребтом Урал-Тау погода, как водится, стала меняться. Небесная мгла расступилась и где-то с боку луна подсвечивала тусклым бледным светом остатки облаков похожих на стиральную доску, вновь открывая моему взору восхитительную картину зимней ночи.
За горами небо окончательно очистилось, и появились звёзды. Какая чудесная, зимняя, февральская ночь! В Магнитогорск я прибыл в десятом часу, забортный градусник показывал (-23) градуса, абсолютный минимум за поездку. Ну, вот я и дома! Заканчивать путешествие всегда немножко грустно, ощущение того, что перелистываешь очередную страницу. Но я живу уже следующей, не менее увлекательной поездки. До скорой встречи!
В заключении традиционная статистика. Общая протяжённость маршрута 3958 километров. Средняя скорость передвижения сегодня 82,2 км/час, это не смотря на ментов и горы, вовсе не плохо. И ещё одна любопытная цифра: навигатором была зафиксирована максимальная скорость – 141км/час, наверно это где-то на пути из Москвы в Магнитку я так разогнался. Что касается потерь, то это трещина на стекле, величиной в тысячу рублей и вышедший из строя датчик температуры охлаждающей жидкости, из-за которого на следующее утро Пожарка не завелась.
Вот и всё, король умер, да здравствует король! Разрешите предложить вам следующий рассказ о увлекательной поездке по Пермскому краю.
В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.