Кудымкар

Расположенная выше 55-ой параллели лесная зона России, это… ну… как бы мягче сказать… ну не моё. Зимой серо-белая или бело-серая, летом серо-зелёная. Кого-то может быть и обрадует такой минимализм, но меня хватает лишь на несколько дней. А горизонт?… Нервный он какой-то, судорожный как кардиограмма при аритмии, словно вычерченная по макушкам многолетних сосен. Нет той плавности линий, нет глубины и широты. Тут орать от счастья не хочется, только «ау» да «ау». И лишь редкие глотки свободы вершины увалов, кода трасса возвышается над макушками деревьев и глаз жадно впивается в открывающуюся даль. В Свердловской области я вошёл в эту полосу, и сегодня продолжу дальше углубляться в лесную чащу.

Екатеринбург-Кудымкар

7 декабря, суббота, а это значит, что самое время поменять дислокацию. Сегодня мне предстоит переместиться на 560 километров на северо-запад и достигнуть славного города Кудымкар некогда столицы Коми-Пермяцкого автономного округа. Я покину пределы не только Екатеринбурга и Свердловской области, но и Уральского федерального округа, а так-же переберусь из Азии в Европу. Екатеринбург севернее Магнитогорска на 400 километров и это сказывается на величине светового дня. Покидаю город в десятом часу утра, и здесь это ещё только начало рассвета.

Маршрут до Сыктывкара выбран альтернативный, я решил обойти федеральные трассы. Во-первых, передвижение зимой по федеральным дорогам осложнено плотным грузовым трафиком. Обогнать фуру за которой вздымается взвесь из реагентов чревато всевозможными критическими осложнениями. Во-вторых, из-за общей непростой дорожной ситуации падает темп передвижения, что отрицательно сказывается на средней скорости потока и твой соответственно. Ну и в-третьих, не в моём характере возвращаться по той дороге, по которой приехал. Я стараюсь закольцевать маршрут, дабы охватить бОльшее. А тут, на форумах прочитал о дороге через Гайны, оказывается там весьма проходимый грейдер, ну а зимой по идее вообще должно быть гладко. Ведь его величество плотный снежный наст в нашей стране, чуть ли не лучший дорожный строитель. Да и автомобиль у меня особенный, к всевозможным бездорожным коллизиям приспособленный. В общем до посёлка Карагай еду по знакомой по многим поездкам трассе. Вначале это Р242 Екатеринбург – Пермь, затем пермский отросток М5 откуда сворачиваю на А153 до Кудымкара. Ну и соответственно, когда от А153 отпачковывается трасса Р243 на Киров, для меня начинаются непознанные земли. Часам к восьми вечера благополучно добираюсь до Кудымкара и останавливаюсь в гостинице Парма.

8 декабря, за ночь подморозило до минус двадцати. Выезжаю из Кудымкара, в девятом часу утра. В это время здесь ещё кромешная тьма, и рассвета пока не ожидается. Вчера я ещё на 250 километров продвинулся на север. Под завязку заправляюсь на Лукойле, ведь не известно, какая обстановка с горючкой впереди. А теперь, алга вперёд, дальше на север. Не доезжая посёлка Сергиевский встречаю стелу: «60-я параллель – ворота Арктики», ну что ж, можно констатировать, что я её вновь достиг! Замечаю, как начинает светать. За Сергиевском асфальт заканчивается, дальше пошёл неровный грейдер, но благодаря снежному насту, укрывшему мелкие неровности удаётся держать 60км/час.

ситуационная схема

В Гайнах рассвело окончательно, здесь дорога поворачивает на запад, следующий более-менее значимый ориентир посёлок Усть-Чёрная. Дорога немножко петляет по лесу и выходит на другой грейдер, с более широкой просекой. Позже я взглянул на спутниковые снимки и обнаружил, что просека на которую я вышел начинается у посёлка Данилово, что не доезжая Гайн. Видимо всё-таки скоро дорога на Усть-Чёрную спрямится (см. ситуационную схему выше). Прогресс в этом направлении очевиден, ведь на более древних спутниках от Гугл, нет даже этой просеки. Сам грейдер стал шире, и ровнее, позволяя разгоняться до 80км/час. Через несколько десятков метров выскакиваю на новенький мост через Каму. Я во многих местах пересекал эту реку, но здесь самая северная переправа из всех.

Хочу констатировать, что выбранный мною маршрут полностью оправдал ожидания! Никакой грязи, жижи, бесконечной вереницы фур, разбитого асфальта. Вполне приемлемая гравийка, нулевой трафик, ровный размеренный темп, и самое главное ослепительно чистый снег, прозрачный промороженный воздух, и щемящее ощущение свободы которую даёт Хайлюкс! Не знаю, как тут летом, но зимой эта трасса гораздо предпочтительнее федеральной, причём вполне проезжаема и на пузотёрках. Я остановился на перекрёстке перед пограничным посёлком Усть-Чёрная. А может, рвануть на право, на север, на Корткерос? И грейдер вроде приличный туда уходит. Нет, раз задумал через Визингу, так тому и быть. Едем дальше.

Сразу за Усть-Чёрной, просека стала значительно уже. Многолетние сосны вплотную подходят к грейдеру, образуя с обеих сторон стену до неба. Но до поры дорога была прямая, и не сбавляя темпа я нёсся вперёд. Где-то, я даже пренебрёг бдительностью, а дороги между регионами, зачастую находятся в неважном состоянии, и не прощают ошибок. В один момент я увидел трамплин, из-за монотонной белизны снега увидел его уже перед капотом. Пространства, для того чтобы остановить двухтонную машину на снежном насте уже не было. Всё что я успел сделать это выпрямить колёса, и… Прыжок… Я оторвал от земли Хайлюкс всеми колёсами… Если бы что-то в этом прыжке было не идеально, я вылетел бы прямиком на сосны, которые прижимаются к дороге. Но Хайлюкс приземлился ровно на все четыре колеса одновременно, можно сказать пронесло. Больше бдительности я не терял.

Сыктывкар

Лишь с помощью навигатора я понял, что уже в Коми, ни каких визуальных обозначений на дороге не было. Перевожу часы на два круга назад, ведь Коми это, Северо-Западный федеральный округ. За посёлком Кажим начался асфальт. В Визенге выхожу на федералку Р176, ещё 82 километра и я в Сыктывкаре. За день пройдено 560 километров, и я могу поздравить себя с ещё одним маленьким рекордом. Сыктывкар – это самая северная точка, до которой я добирался на автомобиле, он почти на градус севернее предыдущей – Выборга.

Годом основания Сыктывкара считается 1780-й, когда указом Екатерины II было образовано Вологодское наместничество, в составе которого и Усть-Сысольский уезд. Именно в связи с этими событиями село Усть-Сысольск было преобразовано в город. В 1930 году Усть-Сысольск переименовали в Сыктывкар что на языке коми собственно и означает город на Сысоле. Получается, что на маршруте это самый молодой город, но, как водится, не всё так просто. Первые описания Усть-Сысольска до нас дошло в сотной(копии) с писцовых книг 1585 года. А есть ещё атлас Ортелиуса 1570 года, где на месте современного Сыктывкара стоит населённый пункт Пермевелиск.

Столица Коми ещё на 300км севернее Кудымкара, ну а Магнитки так на все 900. И этот факт очень сказывается на продолжительности светового дня. В декабре здесь окончательно рассветает где-то к 11 часам, а к трём дня уже вновь темно. Но особенно вечерние прогулки в темноте да при сопровождающем морозце под -30С позволяют ощутить тот непередаваемый ореол небольшого северного городка. Чистый снег, ухоженный город, вкрапление деревянных домиков, красивые гордые люди – это север! На фасадах национальные орнаменты, подчёркивающие статус и принадлежность города. Всюду новогодняя иллюминация, ледяные городки, горки. Население 240 111 человек, и имеет тренд к росту. Ну и очевидно, что Сыктывкар – это столица не только нефтяного края, но и угольного, бокситного, лесного и ещё бог весть какого. Что очевидно отражается на степени ухоженности города. Впрочем, в России практически все столицы национальных окраин в приличном состоянии, некоторые явно не по доходам.

В транспортном плане Сыктывкар сегодня наверно, всё-таки город тупиковый, но имеющий все перспективы получить не только транзитный статус, но и превратиться по полноценный логистический хаб. Здесь заканчивается федеральная автодорога Р176 «Вятка», но физически она имеет продолжение с асфальтированным покрытием до Ухты и вроде ещё севернее аж до Ираёля. А далее зимники и грейдер до самого Нарьян-Мара. Есть аэропорт, который находится почти в центре города. Но и этот факт вроде как решено исправить, и достроить, таки начатый ещё в 80-х годах аэропорт в местечке Соколовка. Но самый интересный проект строительство сквозной железнодорожной магистрали Белкомур, которая свяжет Северо-Запад с Уралом и Сибирью. Архангельск-Сыктывкар-Гайны-Соликамск – таков её маршрут, и уже имеются готовые участки Архангельск-Карпогоры и Вендинга – Сыктывкар. И перспективы у проекта радужные, особенно в свете усиления сотрудничества с Китаем.

В Сыктывкаре я пробыл четыре дня, а в пятницу мне нужно быть в Кирове. За эти дни погода порезвилась не на шутку. С начала недели мороз постепенно усиливался, достигнув к среде своего апогея в минус тридцать пять градусов. Но в четверг начало резкое потепление, и к вечеру было уже всего минус три. Такой перепад обязательно должен сопровождаться скачком давления, что не могло не сказаться на самочувствие. В ночь перед отъездом я так и не смог заснуть, ворочался ворочался, ну никак. Так и встретил зловещую пятницу тринадцатого бодрствующим. Часам к двум решаю выезжать. К утру буду в Кирове, и весь день у меня для работы. В три я уже на трассе, но зловещая пятница подтвердила свой нрав начавшейся и усилившейся метелью, видимость упала до нуля.

Киров

И вновь ночной перегон, а что делать зимой без этого никуда. Наверно мало найдётся любителей таких поездок, когда убаюкивает слепая монотонность, когда видимость, усугублённая метелью, не распространяется дальше капота, когда предательски залипают веки… Но… чёрт возьми, есть что-то мистическое в этом. В один прекрасный момент ты понимаешь, что один в этой вселенной. Затем приходит осознание относительности всего, и уже начинает казаться что не ты едешь, а всё вокруг движется. Это «всё» просто плавно тебя обтекает. Параллельной реальностью кажутся встреченные на пути заправки и «пятаки» дальнобойщиков, а редкая встречка и вовсе как послание свыше - когда ты смотришь в бездну, бездна тоже смотрит на тебя. И лишь рассвет вытаскивает из этой фантасмагории, и начинается реальность в которой есть и расчёт, и уверенность, и опыт!

В районе трёх ночи я нырнул в эту бездну и уже в девятом часу, когда начало светать, вынырнул. Это было уже в Кировской области. Где-то в районе десяти утра я приехал в Киров, потратив таким образом около семи часов на преодоление 409 километров и практически всего города насквозь. Нужно правда отметить, что всё-таки были ещё полтора часика на сон на трассе, где-то в районе административной границы республики Коми.

Сыктывкар - Киров

Спустя пять с половиной лет я вновь попал в Киров. Удивительно, но за это время население города выросло чуть более чем на десять тысяч жителей и на сегодня его численность составляет 483 176. Если продолжить ту игру, которую я начал в Миассе, то получится, что пока Киров самый старый город на моём маршруте. Годом основания его считается 1181. От рождения город именовался Хлыновым, но затем в летописях появляется название Вятка. С 1457 года город вновь стали именовать Хлыновым, в след за построенной двумя годами ранее на речке Хлыновке крепостью. Название Вятка городу вернула уже Екатерина II. Современное название Киров приобрёл в 1934 году, и в новейшей истории его постоянно пытаются переименовать. Вот такие метаморфозы переименований преследуют этот город. Эта пятница тринадцатого далась мне весьма сложно в физическом плане. Сказался недосып, и накапливающаяся усталость, хотя необходимо отметить, что в работе всё спорилось. Нужно ли говорить о том, что я испытал неописуемое счастье оказавшись в уютном гостиничном номере. Всё, душ, спать, а завтра в путь.

За выходные я планирую передислоцироваться в Москву.

На гостевую. Все путешествия 2013 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.