Ночная поездка располагает к размышлениям, больше это думы о вечном, о смысле, о близких. Знакомые любимые мелодии с флэшки ещё больше погружают в эту философию. Благо трасса в это время пуста, а редкие встречные машины не напрягают, а лишь способствуют сохранению контроля. Отвратительное состояние участка Верхнеуральск – Уйское компенсируется суровым характером моего автомобиля, который прощает и мою задумчивость, и ошибки при выборе скорости и дистанции в условиях плохой видимости.
Сегодня 2 декабря, понедельник, а это значит, что начинается рабочая неделя. Сегодня у меня запланированы встречи в Миассе, затем до конца дня мне необходимо добраться до Тюмени. За бортом минус пятнадцать градусов, и как я уже сказал снежного покрова нет вообще.
А какой был в этот день рассвет! Постепенно начинает улучшаться видимость, на дорогу опускаются холодные синие цвета. Вначале появляются силуэты, затем очертания объектов становятся резче, начинает поблёскивать нить дороги, и наконец появляется горизонт. Через какое-то время пространство перед капотом обретает теплоту, цветовая гамма переходит в спектр коричневых, бурых и алых красок. И наконец, взрыв! В зеркале заднего вида появляются ярко жёлтые края солнечного диск. Невидимая кисть окрашивает землю в яркие, свежие пока ещё осенние цвета. Помните у Стругацких в «Пути на Амелтею» описан восход Юпитера, подобное эмоциональное состояние овладевает и мной в такие моменты. Воодушевлённый увиденным я въезжаю в Миасс.
Помимо знаменитого автомобильного завода УралАЗ и не менее знаковой туристическо-рекреационной зоны Тургояк Миасс известен ещё одним предприятием, это Государственный ракетный центр имени Макеева, изделия которого и сегодня диктуют нашу неприклонную волю всему мировому сообществу. Пророческое и слегка издевательское название «Синева» вам о чём-то говорит? Ну впрочем, мне не до экскурсии до обеда запланированные встречи а после неотлагательно ложусь на курс Ост, передав пламенный адъёс амигос Коле Лисицину.
Сам путь до Тюмени оказался своеобразной дорогой в зиму. Несмотря на то, что маршрут вполне банален Миасс – Южный обход Челябинска – Миасское – Шадринск – Исетское – Тюмень, климат поменялся радикально. Примерно на границе с Курганской областью полетели «белые мушки», чем дальше на восток, тем снега становилось больше. В Тюменскую область въезжал уже в сумерках и обнаружил здесь уже устойчивый снежный покров. В десятом часу приезжаю в Тюмень и размещаюсь в заранее забронированном мотеле.
3 декабря. Прямо как в песне: «а на утро выпал снег…». Я вышел во внутренний дворик мотеля, стряхнул покрывший за ночь машину снег, сел в машину, подключил передний мост и отправился на работу. Сегодня чуть теплее, минус 7-8 градусов, и крупными хлопьями падает снег, укрывая белым одеялом оголённую и потрёпанную осенью землю. План аналогичен вчерашнему, до обеда я в Тюмени, а затем выезжаю в Екатеринбург.
А ведь Тюмень считается первым русским городом в Сибири! И всё потому что здесь раньше других сибирских острогов установилась центральная московская власть. Датой основания города считается 1586 год, когда молодой стрелецкий голова Василий Борисович Сукин с помощником своим Иваном Мясным поставили крепость на Туре, став её первыми воеводами. Но ещё раньше, 1 августа 1851 года, согласно Кунгурская летописи, отряд Ермака принял бой за Чимги-Туру, татарский город, стоявший на месте вновь образованной Тюмени и взял его. Правда есть версия отличная от основной, что когда Ермак высадился на берег Туры, то здесь уже никто не жил и препятствий казакам не чинил. Да и сам Чимги-Тура город ой да не простой, а очень даже столичный. Более-менее общепринятой является та точка зрения, что после образования в 1224 году улуса Джучи, будущей Золотой Орды, в его составе появился Тюменский улус со столицей в Чимги-Туре. Полтора века спустя ханом здесь был сам Тохтамыш, бежавший в Чимги-Туру от Тамерлана. А в 1428 году город становится первой столицей Узбекского а затем Сибирского ханств, достигнув наивысшего расцвета. Но вся проза момента заключается в том, что сегодня на месте древнего городища находится стадион футбольного клуба «Тюмень», и весь культурный слой его безвозвратно утерян.
Сегодня Тюмень обласкана инвестициями, и переживает очередной свой взлёт. Всё здесь позитивно, всё спорится и ладится. Сделкой завершается и мой визит. В заключении решил заскочить к своему давнишнему другу Андрею Юрьевичу (не устаю в каждом отчёте передавать тебе привет). Но застаю его в меланхолической хандре, и дабы не заразиться унынием, быстро прощаюсь и выдвигаюсь в сторону Екатеринбурга, где мне предстоит провести остаток недели. На трассе слякоть, к концу дня воздух разогрелся до минус двух градусов. В общем то условия штатные, особенно для моего зверя. К вечеру благополучно добираюсь до Е-ката, и заселяюсь в гостиницу.
Может история Екатеринбурга и поскромнее Тюменской, но современное значение куда большее, ведь сегодня это столица целого федерального округа. А числом жителей уступает лишь Москве, Санкт-Петербургу и Новосибирску, и составляет 1 396 074 жителей. Основателями города считаются Георг де Геннин и Василий Татищев, коим Пётр I поручил построить здесь самый современный в России железоделательный завод. Кстати, забавный факт, на известном памятнике основателям подписи с их именами и фамилиями перепутаны местами. Есть и зловещий парадокс, получается что, Екатеринбург основал первый российский император, и здесь же трагически погиб вместе со своей семьёй последний. Место для строительства города было выбрано не случайно, по реке Чусовая завод имел связь с западом, а по Исети с востоком страны. Очевидно особенности его расположения отразились на наличие ещё одного интересного факта. Среди всех городов миллионников, Екатеринбург считается самым миниатюрным. Территория застройки с юга на север составляет 20 километров, а с востока на запад всего 15 километров.
Архитектурный облик Екатеринбурга архаичен, именно потому, что город ещё не эволюционировал до эстетики планировки гармоничных архитектурных ансамблей. Виной всему пресловутая точечная застройка, где воткнули там и растёт. Площадки до сих пор выделялись в массе мелкой нарезкой — на одно, максимум два здания. При этом, инвестор зачастую и не интересуется, что строится по соседству. Даже если само здание и выглядит довольно современно и интересно, то зачатую это диссонирует со всем ансамблем квартала и от этого только ухудшает общую картину. А в итоге получается следующее: над деревянным двухэтажным домом-бараком возвышается пятиэтажка из хрущёвского времени, чуть поотдаль виднеется красная кирпичная десятиэтажка, а-ля элитка девяностых, всё это приправлено современной башней из синего стекла и обрамлено строительными кранами. Безумное смешение стилей и эпох на одном пяточке. Удивительно, но такая солянка делает Екатеринбург не похожим на остальные российские города, и этим привлекает внимание. Конечно это субъективно, но Е-кат особенный, не скажу, что мне здесь нравится, но мне здесь интересно!
Но, всё-таки, попытки достигнуть архитектурной гармонии предпринимаются. И, очень логично, что начало этого процесса исходит из центра города, где с 2005 года воплощается проект «Екатеринбург-Сити». Несмотря на то, что кризис 2008 -09 годов приостановил его реализацию, в 2010 строительство было возобновлено. Скоро будет введена в эксплуатацию первая из четырёх башен ансамбля 52-х этажная «Исеть», высотой 209м. Когда это произойдёт башня «Исеть» станет самым высоким небоскрёбом России за пределами Москвы и самым высоким в северных широтах, обогнав по этому показателю екатеринбургский же небоскрёб «Высоцкий», высота которого лишь 188 метра.
Для нас уральцев, я имею в виду жителей обоих склонов Урал-Камня, и обширной западносибирской нефтегазоносной провинции, Екатеринбург всегда был столицей, городом бОльших возможностей, центром притяжения. Таковым он и остаётся, и визит сюда несёт очередную возможность прикоснуться к этому бОльшему! И вот я снова здесь… я в Екатеринбурге!...
За три дня что я здесь, столица Урала попадала в область антициклона, при котором температура воздуха опускалась до минус пятнадцати градусов, а к пятнице вновь потеплело аж на восемь градусов. Здесь цифра одометра на Хайлаксе перескочила десятитысячную отметку, и я записался на первое ТО в пятницу в семь вечера. Когда менеджер автосалона задал мне риторический вопрос, есть ли у меня претензии к автомобилю, если честно я даже растерялся. Реально вообще без претензий! Отмытый, отшприцованный, с новеньким моторным маслом и фильтрами я выезжал из автосалона. Завтра начинаются выходные, которые я планирую использовать для следующего перегона. На следующей неделе меня ждёт столица Коми Сыктывкар.
Читай далее 07 - 13.12.2013. Кудымкар. Сыктывкар. Киров.
На гостевую. Все путешествия 2013 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.