14 декабря. Не тороплюсь. Где-то в районе десяти часов утра покидаю замечательную гостиницу «Отель Киров», что на улице Красина 10. Кстати, рекомендую, за весь маршрут, это лучший отель, и оптимальный в соотношении «цена+качество». Кому интересно, вот координаты: 58.578986, 49.642043. Трассу от Кирова до Костромы, только в обратном направлении, я проходил относительно недавно, а именно 2,5 года назад. Тогда мы ехали с Егором из Москвы в Екатеринбург с планами завершить в столице Урала эпопею с поступлением в ВУЗ. Межу прочем, тогда мы «залипали» прямо в машине где-то под Кировым.
А сегодня эта трасса – моя трасса, не самая качественная, но с припусками от зимы, и допусками от Хай-Люкса, так что терпимо. Я прощаюсь с Приволжским федеральным округом и въезжаю в Центральный, в Костромскую область. За 620 километров отрезка пути было всё: лёд, слякоть, рыхлый снег. Ослепительное солнце сменялось метелью, причём несколько раз в течении часа. А до Костромы я добрался уже затемно, в восьмом часу причалил к мотелю.
Так-так, а Кострома то постарше Кирова будет, аж на 29 лет, так что фаворит меняется. Говорят, дату эту (1152г) назначили, и сделал это сам В.Н.Татищев, основываясь на какие-то источники, впрочем, не дошедшие до наших времён. Кострома вообще-то, это соломенная кукла, вокруг которой летом девушки водили хороводы, пели песни, ещё бог весь что делали, а потом топили в реке или сжигали. И всё это от языческих времён, ещё когда верили в Ярилу и прочих божков. Но как это чучело связано с названием города не известно, и связано ли вообще? Может быть своё название Кострома приобрела от древних названий укреплённых мест «костр», «кострума», «кострома». Во всяком случае в древних летописях такие места иногда так назывались. Во всяком случае точно известно, что это гидроним.
15 декабря – воскресенье, есть время слегка прикоснуться к Костроме. Правда, погода весьма не гостеприимна, -8С и пронизывающий ветер. Паркую машину на улице Свердлова и отправляюсь на Сусанинскую площадь. Да, знаменитый герой родом из Костромской губернии. От площади улицы расходятся веером. По приданию сама Екатерина II приложила к этому руку, бросив веер на генеральный план застройки города, повелев так и строить. Такие вот царские причуды. А другой император, Николай I, воскликнул с восхищением о находящейся тут-же пожарной каланче «Такой у меня в Петербурге нет». Мимо торговых рядов я вышел на набережную Волги, где обнаружил памятник Ленину и запечатлел его для своей коллекции. Удивительная история: сам постамент создавался для композиции посвящённой дому Романовых, но… случилась революция и её место занял вождь мирового пролетариата.
Налюбовавшись Волжскими красотами, я вернулся назад, мимо памятнику основателю города Юрию Долгорукому. Затем уже на машине перебазировался на улицу Симановского и встал возле Богоявлено-Анастасьина женского монастыря. Между прочим, Симановская улица примечательна тем, что здесь часто снимали эпизоды исторических фильмов и поэтому по правой её стороне не поставили ни каких столбов дабы случайно не испортить кадр.
На этом краткая программа знакомства с Костромой закончилась. Я погружаюсь в Хай-Люкс, и выбираюсь на автомобильный мост, по которому пересекаю Волгу. Мне нужно добраться до Москвы и заселиться в гостиницу. Сегодня воскресенье, а это означает, что в столицу я буду въезжать вместе с многотысячной армией дачников, что неминуемо влечёт стояние в многокилометровых пробках.
Но прежде, у меня есть ещё одно дело. Хочу заскочить в Ярославль, буквально с краю, до Арены 2000. Дело в том, что в нашей коллекции вымпелов КХЛ до сих пор нет Ярославского Локомотива. И теперь я надеюсь исправить эту оплошность купив его в магазине атрибутики при арене. 81 километр между городами пролетают незаметно. И вот она арена, а перед ней мемориал погибшей в авиакатастрофе команды. Земля им пухом. Когда это произошло, я тоже был в дороге, где-то под Набережными Челнами, и услышал о трагедии по радио. Это был какой-то сюр….
С гордостью могу сообщить, что вымпел Локомотива девятнадцатый в моей коллекции. Уже проще перечислить отсутствующие. Хельсинки, Сочи, Братислава, Загреб, Минск, Рига, Череповец, Владивосток, Тольятти, Ханты-Мансийск, Новокузнецк – это те города, куда я отправлюсь за следующими экспонатами для своей коллекции. Ну и ещё один эпический момент масштаба поездки произошёл в Ярославле, возрастной рекорд побит! Ярославль на данный момент… да наверно можно теперь сказать и так, самый возрастной город всей этой поездки. 1010 год основания, совсем недавно Ярославль с помпой отмечал своё тысячелетие! Думаю, в следующий раз изменить правила и отмечать самый молодой. А пока ещё один марш бросок на Москву. Впереди только солнце… трасса…и…диско…
«Ярославка» пройдена на удивление легко. Даже участок возле поворота на Королёв каких-то особенных хлопот не доставил. Ну потолкался, потолкался, да и протолкнулся. А теперь скорее в гостиницу…от-ды-хать.
16 декабря, понедельник. Пошла третья неделя поездки. Выселяюсь из гостиницы, еду в офис, весь день работаю, а к вечеру выезжаю в юго-восточном направлении, завтра мне нужно быть в Коломне, там и заночую.
17 декабря, вторник. Воздух в Московской области ещё немножко прогрелся, где-то до -3-5 градусов. До обеда я в Коломне, а затем направляюсь к месту постоянной дислокации, туда где планирую провести остаток недели. Еду в ещё один подмосковный городок - Ногинск. До сей поры этот город воспринимался как нечто мелькающее за окном автомобиля, который только набирает ход на трассе М7 по дороге домой. Но вот настал момент съехать с трассы и погрузиться в ауру провинциального подмосковного городка. На всё про всё у меня пять дней.
Как-то легкомысленно сегодня я отнёсся к вопросу ночлега. Почему-то решил, что к вечеру всё образуется само. Но к концу дня выяснилось, что в окрестных гостиницах мест свободных то и нет, что заставило расширить круг поиска. И так получилось, что номер нашёлся в соседнем городке Лосино-Петровский, что в 20-и километрах от Ногинска. Мне нужно перекантоваться тут две ночи и переехать в освобождающийся номер гостиницы в Электростали. Так волею судеб я оказался в этом небольшом подмосковном городке с населением 23 694 жителей, уютном и несуматошном. Городок всего на пять лет моложе Питера (1708г.о.), и основан всё тем же Петром I освоившим здесь казённую мануфактуру по производству лосиной кожи и обмундирования.
19-го числа переезжаю в гостиницу поближе, расположенную в ТЦ Апельсин, что практически посередине между Электросталью и Ногинском. Кстати рекомендую, вот координаты: 55.8124957,38.4271717. Эти два города расположены на оси Малого Московского Кольца, а разделяет их трасса М7 и более 5 веков истории. Древний, основанный в 1389 году Ногинск и молодой, 1916 года рождения Электросталь, который возник в связи со строением здесь двух заводов: Электрометаллургического «Электросталь» и Богородицкого снаряжательного завода, выпускавшего снаряды. До 1928 года город носил название Затишье, от одноимённого урочища, которое слыло удалённым и уединённым, не смотря на близость к Москве. Но вот когда сюда построили железную дорогу, от былой тишины не осталось и следа, и город переименовали в более подходящее ему название Электросталь.
По духу это мой город, это Магнитогорск в миниатюре. Во-первых, наши города практически ровесники, во-вторых, нас роднит тяжёлая промышленность: всё тот-же Машиностроительный завод «Элемаш», который теперь производит ядерное топливо, ЭЗТМ-завод тяжёлого машиностроения, производящий оборудование для трубного, прокатного, доменного, обогатительного и прочих производств, ну и конечно Электрометаллургический завод «Электросталь». И в-третьих, особенности архитектурного облика, который в своём центре имеет кварталы «сталинской застройки». В Электростали, это так называемый Соцгород. Уже перед отъездом в воскресенье, я прогулялся по проспекту Ленина и сделал несколько фото которые с удовольствием и выкладываю.
По числу жителей Ногинск и Электросталь примерно в одинаковом статусе. В Электростали проживает 156 558 жителей, а в Ногинске чуть поменьше - 101 834. Но какие разительные отличия в характерах этих городов, будто две чаши весов, перекинутые через трассу М7.
Экономический потенциал Ногинска всегда черпался из лёгкой (текстильной) промышленности, сегодня сюда присоединились предприятия производства продуктов питания и строительных материалов. Но изначально это было село стоявшее на пути из Москвы во Владимир, где меняли лошадей. И называлось это село Рогожа, да-да оказывается современное название, это тоже наследие советских времён. Был такой революционер В.П.Ногин, вроде как в молодости работал в этих местах на текстильной мануфактуре, вот его имя и увековечили. С начала XVI века (1506 год) село Рогожа стало называться Старый Рогожский Ям и иметь статус ямской слободы, а с конца XVIII века (1781 года) по приказу Екатерины II село было предписано именовать городом Богородск, по названию уезда, к которому оно принадлежало. Ну а своим теперешним названием город советские власти наградили в 1930 году. Попытки вернуть прежнее имя возобновились с начала XXI века, и кто знает, может и добьют местные власти этот вопрос.
Позже, когда я уже писал эти строки, выяснился один удивительный факт, достойный моей путевой коллекции памятников Ленину. Оказывается, в Ногинске находится первый в мире памятник Ленину. Расположен он в микрорайоне Глухово, возле одноимённой площади. А история его создания следующая: 2 ноября 1923 года рабочие-глуховцы навестили Владимира Ильича в Горках. Возвратившись, рабочие доложили на общем собрании о поездке к В.И.Ленину. Собрание постановило воздвигнуть на центральной площади Глухова монумент Ленину. 22 января 1924 г в годовщину Кровавого воскресенья, рабочие собрались, чтобы открыть скульптурную статую вождя революции, а пришлось им открыть памятник. Была получена горькая весть о кончине любимого вождя 22 января 1924 г. Я несколько раз проезжал мимо, видел его в окно автомобиля, но ввиду цейтнота со временем не остановился и не запечатлел для своей коллекции. Но зато теперь будет повод проносясь очередной раз мимо по трассе М7 заехать сюда и побывать на знаковом месте. Ну а коллекцию всё-таки пополню Ильичом с площади Бугрова.
Последняя неделя выдалась самой тёплой за всю поездку. Температура воздуха колебалась от 0 до -4 градусов, что конечно же сопровождалось слякотью и присущей серостью. Но это ни в коем случае не отразилось на общем положительном восприятии Подмосковья. Конечно здесь и дома пониже и асфальт пожиже, но и душевности побольше. Здесь ближе к природе, при общем довольно высоком уровне урбанизации. Здесь виден горизонт! Я продолжаю изучать этот край, очень богатый на историю, и с лихвой наполненный содержанием.
Сегодня 22 декабря – воскресенье, самая длинная ночь в году. Я закрываю ещё одну страничку данного путешествия, назовём его Подмосковная. Начав с юго-восточного направления, завершаю на востоке, таким образом замкнув кольцо. А ещё сегодня заканчивается экспедиционная часть поездки, но впереди ещё семь дней вне дома. Завтра я переезжаю в Москву, где пробуду всю рабочую часть предстоящей недели, а уж затем предстоит путь домой.
На гостевую. Все путешествия 2013 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.