День первый, 29 ноября 2009г.
Поэтому сейчас не будет подробных комментариев о состоянии трассы, а лишь познавательная информация и личные ощущения. В Магнитке, наконец, достроили выезд из города через Цемзавод. Всё ништяк, дорога широкая и пустая. Отправляюсь из города и через двадцать километров въезжаю в Башкортостан. Это первая республика на маршруте.
В своих постоянных изыскания по истории Башкирии я дошёл до девятнадцатого века. В общем, было всё вполне однообразно: Иван Грозный принял в подданные башкир, пообещав им не забирать вотчинные земли. Но обещание это постоянно нарушалось чиновьечим и купеческим людом из-за чего постоянно на этих территориях вспыхивали народные восстания, которые всегда подавлялись. В войне 1812 года башкиры приняли весьма деятельное участие, из них было сформировано 30 полков и вместе с казаками в 1814 году они уже поили в Сене своих лошадей. Французы, испытавшие на себе в войнах с Россией, особенно в 1812 г., губительное действие башкирских стрел, прозвали их северными амурами. Башкиры участвовали и в других войнах, которые вела Россия в первой половине XIX века. В русско-турецкой войне 1828-1829 годов участвовало два башкирских полка. Четыре башкирских полка обороняли побережье Финского залива от возможной высадки англичан во время Крымской войны 1853-1856 годов.
В 1834-35 годах в Башкирии вспыхнуло ещё одно, и последнее крупное восстание крестьян. Если не вдаваться в подробности, то вызвано оно было политикой Николая I по ужесточению налогового бремени, и инициатором выступили русские крестьяне, которых в первую очередь касались изменения. Но башкиры, напуганные слухами о том, что и на них скоро возложат подобное бремя. А так же недовольные чиновниками, которые пользуясь несовершенным законодательством, отбирали за бесценок башкирские земли. Но, пользуясь полной неорганизованностью и разрозненностью выступлений, оренбургский военный губернатор сумел быстро подавить восстание. Для этого он использовал башкирские же полки. Восстание 1834-1835 годов было последним крупным антифеодальным восстанием народных масс в Башкирии до отмены крепостного права. Ни одно из последующих выступлений не достигало уже того размаха, какой имело это восстание.
В горах погода резко меняется. Ясное небо сменяется густой облачностью, через которую светило с трудом может освещать Землю. Ну и конечно здесь уже властвует зима, с гололёдом, метелями, туманом, сугробами т.д. и т.п. А в низинах снег неожиданно сменяется мелким противным дождём. В общем, вода во всех трёх своих агрегатных состояниях. А затем я вернулся на равнину, где погода не лучше серая пелена и морось. А вот снегом здесь и не пахнет.
С каждым разом окружная Уфы приобретает всё более цивилизованный вид, портит всё железнодорожная эстакада в районе Дёмы. А затем, чудесный восьмидесятикилометровый участок М5, широкий, с разделительным газоном, без фур, без ментов, с новым асфальтом. Зато по его окончании… Люди, внимание, не теряйте бдительность! Когда хайвэй заканчивается, стоит знак «50». Передо мной ехал спонсор, и к тому-же я тут же начал оттормаживаться, но такова селяви, мусора меня стопят. Они стоят сразу за знаком, и невозможно так быстро снизить скорость со 100 до 50-ти, а у них чудесная видеокамера, которая показала и скорость спонсора, и мою. У меня было 75, это минус триста рублей. Падонки, но всё по правилам. Я всегда спорил с теми, кто говорил, что башкирские мусора разводилы. Они очень педантичны, когда дело касается ПДД, если попался, то в 99% случаях за дело.
А ещё эти сукины дети выдали мне уже готовую квитанцию на оплату штрафа. Это чтобы Гошка не парился, не вписывал эти циферки расчётного счёта, а вписал свою фамилию и заплатил. Вот это сервис! С одной стороны вроде тебя и обули, а с другой сделали это заботливо и как-то по доброму. А вообще штраф в начале пути, как правило, к тому, что больше меня ни разу не остановят. Это у меня примета такая. Посмотрим, сбудется или нет. Еду дальше. Озеро Кандры, это место, где я традиционно останавливаюсь на привал. Но сегодня проезжаю чуть дальше и делаю остановку у кафе после родника. Нужно размяться, сделать пи-пи, и перекусить, мои пакеты ломятся от продуктов, заботливо приготовленных Светой.
Всё бы ничего, вот только когда я ходил до ветра, в ближайший лесок, вляпался там в камно, и до самого вчера не мог избавиться от этого запаха. Вот всегда так, вляпаться так просто, а избавиться от этого потом так трудно. Еду дальше, приближаюсь к Октябрьскому. Трасса обходит этот город стороной, и я всегда проезжал мимо. А сейчас подумал, а почему бы не проехать по городу. Времени полно, за речкой мне подарят ещё два часа, так потрачу их с пользой, познакомлюсь с Октябрьским. Уютненький небольшой городок, на въезде новая мечеть, улочки ухожены, город выглядит новым. Если бы не эта жижа город, конечно, смотрелся бы лучше.
В воскресный вечер, в городе машин не много. Проезжаю Октябрьский насквозь, правда вот похоже, мимо центра промахнулся. Время уже пятый час и без того темный день сменяется более тёмными сумерками. Я тем временем выехал из города и пересёк речку Ик, которая является приграничной с республикой Татарстан и которая в связи с этим дарит мне аз два часа московского времени.
Возвращаюсь на М5. Когда доезжаю до Бавлинского поста ДПС уже темнеет окончательно. Вот он полуночный Татарстан, время здесь ещё только три часа дня, а темно уже как в голове у блондинки. Сворачиваю на Р239 и устремляюсь по ней в сторону Альметьевска. Через полтора часа я уже въезжаю в нефтяную столицу Татарстана. Ещё где-то полтора часа трачу на перекус и поиск гостиницы. Всё это время в Альметьевске идёт дождь, а посему, хоть и время ещё осталось, но гулять по городу не буду, а лучше поваляюсь в постельке и посмотрю телек, тем более, сегодня наши играют.
Температура воздуха в Альметьевске +3 градуса, пробег 641 километр, средняя скорость 74,2 км/час, учитывая пробег через Октябрьский, вовсе не плохо, и даже где-то разогнался до 118км/час, наверно на Чешминском участке.
День второй, 30 ноября 2009г.
Побывав в Альметьевске впервые в ноябре 2007 года, а затем через месяц в декабре я сразу оценил ухоженность его улиц и новизну фасадов. В результате их реконструкции в сталинках и хрущёвках трудно опознать их первоначальный облик. Теперь это современные жилые дома не утратившие самобытность и радующие глаз. Я думаю этот пример необходимо внедрять в России повсеместно. На главной площади перед театром фотографирую памятник Ленину, это ещё один плюс к моей коллекции. Умиляют таблички с фамилиями ветеранов войны, заботливо прикреплённые к углам домов. Очевидно, они здесь проживают. А ещё поражает, сколько на небольшой стотысячный городок (141 932 жителя – 2009год), всевозможных театров, спортивных и культовых сооружений, макдональдцев и торговых центров. Всё это в купе с замечательной природой окрестностей делает этот городок весьма привлекательным для жизни. Не зря население его постоянно растёт.
В районе обеда выезжаю из города, и направляюсь на всё туже трассу Р239 в направлении на Чистополь. Заправляюсь на Татнефти и устремляюсь в северо-западном направлении. Погода всё такая же гнусная, вокруг серо и печально. Был, правда, один проблеск, но лишь на минутку и тучи тут же затянули небо в свои серые объятья. До Чистополя трасса почти пуста, изредка попадаются менты, а вот далее трафик начинает нарастать. Красавицу Каму пересекаю по мосту, который в скором времени должны расширить ещё на две полосы. Тогда он станет частью транспортного коридора Санкт-Петербург – Китай, который пройдёт и по территории Татарстана. Сама же Кама спокойна и величественна, здесь её устье и вскоре она сольётся с Матушкой Волгой. В четвёртом часу въезжаю в Казань.
Въезжаю в Казань через букву «М», наверно это «Миллениум». Трасса аэропортовская, а посему широкая и скоростная. Особых затруднений на въезде не испытываю, толчея начинается только ближе к центру. Первое, что бросается в глаза это грандиозные спортивные сооружения, которые видимо недавно отстроили к Универсиаде 2013. Академия тенниса, центр хоккея на траве, баскетхолл, не хватает только университета шортрэка и дворца стоклеточных шашек. Вот я и добрался до первой в этой поездке, а номинально третьей столицы. Здравствуй, Казань.
Времени ещё вагон, я вполне могу успеть на встречу. Звоню партнёрам, меня ждут, всё нормально. Ставлю на навигаторе улицу Карла Маркса и ведомый гаджетом - помощником пробиваюсь сквозь пробки к заветному пункту. Паркуюсь прямо у подножья памятника…, ему, ему, Ленину. Ильич просто преследует меня в этой поездке, когда намеренно его ищешь, фиг найдёшь, а тут появляется сам по себе. Ну что ж друг, в коллекцию тебя! Кстати о коллекции, я тут недавно обнаружил, что Ленин из Ялты и московский Ленин из ВВЦ, практически двойники, а я то думал, что они не повторяются. Опа, а Казанский то тоже на эту пару похож и поза та же и одежда, и в правой руке держит какой-то свёрток… Вот вам и бабушка и юрьев день))) Пока ещё не стемнело, делаю пару снимков вождя и окрестностей заодно. Казань – красивый и самобытный город, ею можно восхищаться не меньше Москвы и Питера, и пропадать здесь сутками. Мне нравится этот город!
Уже стемнело, когда я вновь оказался на улице. Хоть и продвинулся я на двести километров на запад, но всё равно в Татарстане темнеет рано. Недостаток дневного света острее ощущается в декабре, когда и без того день короткий. Вся эта идея по поводу сокращения часовых поясов выглядит такой же чушью, как поворот сибирских рек. В Татарстане разница с Москвой должна быль на один час, это как минимум. Мне пора подумать о ночлеге, программа максимум выполнена. Селюсь в гостиницу Татарстан, что на площади Тукая. И вновь, как в Улан-Удэ мне везёт с восьмым этажом. Весь город как на ладони, и особенно его историческая часть. Скоренько, скоренько бросаю вещи, определяю Пожарку на гостиничную стоянку и отправляюсь на прогулку. По Бауманке я хочу дойти до кремля и вернуться обратно.
Монголо-татарские завоевания наложили свой отпечаток на развитие болгарских городов, в частности, Казани. Монголы-татары захватили большинство крупных городов Волжской Болгарии и подчинили себе ее население. Казань, возможно, осталась в стороне. Убедительных археологических фактов, свидетельствующих о разорении города войсками Батыя в 1236 г., пока не обнаружено, хотя в сочинении Гаффари (вторая половина XVI в.) она перечисляется среди городов, покоренных монголами. Достоверность данного сообщения вызывает у исследователей большие сомнения. Тем не менее, проф. А.Х.Халиков, основываясь на сведениях Гаффари, писал о подчинении Казани монголами наряду с Булгаром-Великим городом и в подтверждение этого тезиса приводил летописное сообщение персидского историка Рашид ад-Дина о захвате Менгу-Тимуром булгарского города Кармана (Кирмана). По мнению А.Х.Халикова, поход Менгу-Тимура на Карман, отождествляемый им с Казанью, состоялся в 1278 г., о чем имеются прямые указания в сочинении Абуль-Гази и русских летопиясях.
Пока ужинал в кафе на улице Баумана, начал накрапывать дождь, который дальше только усилился. Температура воздуха +4 градуса. Решив, что не сахарный и не растаю, иду к кремлю. Когда ещё удастся погулять по исторической Казани. Но дождь и вечер сделали практически невозможной фотосессию. А я всё бреду и бреду по промокшим старинным улочкам, и сам промок и вроде всё тухло. Но почему-то на душе радостно, и вбираю полную грудь влажного казанского воздуха. И только немножко грустно от того что один. И вспоминается песня братьев Кристовских «В городе дождь». Какие же они всё-таки талантливые эти братья!
В итоге, промокнув до нитки, возвращаюсь в номер, сушусь и снимаю город с высоты птичьего полёта.
Общий пробег на этот момент составил 911 километров. Сегодня моя средняя скорость составила всего 66 км/час, оно и понятно, половина дня я протискивался в городской суете. Но на трассе разгонялся до тех же 118 км/час, сто и вчера.
День третий, 1 декабря 2009г.
Я сходил на завтрак, собрал вещи и без лишних проволочек гружусь в машину. В Казани пасмурно, как и вчера. Температура воздуха с утра +1 градус, зима начинается с положительных температур. Ставлю навигатор на выезд из города и алга, пробиваться сквозь гущу проснувшихся автолюбителей. Последний раз в Казани я был в феврале прошлого года, тогда город заметало снегом, а теперь вот серо и сыро.
Пока выбирался на М7 Гармин завёл меня на улочку которую перекрыли из-за ремонта, пришлось объезжать по каким-то проулкам, по уши в грязи. Но когда оказываюсь на М7 всё приходит в норму, на этой трассе я дома. Миную Матушку Волгу, миную казанский пост ДПС, пока всё нормуль. Пересекаю Свиягу, затем свияжский пост, я никому не нужен. Вскоре уже пересекаю границу республики Чувашия. До свидания Татарстан!
Асфальт сухой, хоть и пасмурно. На подъезде к Чебоксарам градусник показал +4. Трасса в Чувашии по большей части широкая, и особо великого трафика не наблюдалось. К обеду я уже въезжал в столицу Чувашии, город в котором до сих пор мне побывать ещё не удавалось, не смотря на то, что мимо него я проезжал десятки раз. На этот раз Гармин домчал меня до нужного места за считанные минуты без каких-либо неприятностей. Не перестаю убеждаться в нужности этого гаджета. Каждый такой раз он экономит мне по полчаса, а то и гораздо больше. Через два часа я свободен как сопля на ветру, беру курс на центр города. Первым делом нужно перекусить.
План застройки Чебоксар весьма оригинален и необычен. Для территории города свойственна значительная овражно-балочная изрезанность. Планировочная структура в большой степени следует овражному рельефу территории, сформирована водоразделами малых рек, которые веерообразно расходятся в меридиальном направлении. Вследствие этого основная городская застройка расположена на водоразделах и образует клинообразные территории административных районов, сходящиеся амфитеатром у Волжского залива и расширяющиеся к югу. В общем, интересный и необычный город, жаль, что уже потихоньку начинает темнеть, и осталось совсем мало времени для прогулки по городу.
На площади Республики встречаю очередного Ленина, теперь уже Чебоксарского. Здесь он вроде ни на кого не похож, на невысоком парапете, коренастый с короткими мускулистыми ногами стоит здесь в соснах, а вокруг уже развешивают новогоднюю иллюминацию. А ещё удивил огромный монумент «Мать покровительница» на Исторической. Интересно, это название от чего-то языческого, или может она символизирует Чувашию? Я ещё немного побродил по Пешеходному мосту, Красной площади, и прогоняемый бесчисленной стаей птиц отправился на выезд из города. Чебоксары мне весьма приглянулись, нужно будет при случае заскочить сюда ещё разок.
По Московскому проспекту выбираюсь на Ядринское шоссе и возвращаюсь на М7. Не смотря на то, что я продвинулся на запад ещё на двести километров, темнеет здесь всё равно рано. И в пять часов уже кромешная темень. Задача моя такая, добраться как можно ближе к городу Кстово в Нижегородской области. Если будет вариант с мотелем на дороге, то я им непременно воспользуюсь. Но от езды по темноте в декабре всё равно ни куда не деться. Благополучно проскакиваю Москакасы и другие «какасы», пересекаю Суру и въезжаю в Нижегородскую область.
Где-то перед Воротынцем М7 реконструируют, я наблюдаю следующую картину. Какой-то очередной российский идиот решил провести в декабре заплаточный ремонт. Вырезав в асфальте глубокие дыры правильной формы, он решил оставить их заделку на следующий день. Нужно ли говорить, сколько народу на одной из самых оживлённых в России федеральных трасс, в кромешной тьме попали в эти канавы. Я насчитал девять машин на обочине моргающих аварийками и меняющих колёса. Это хорошо, что приехали дэпээсники и перенаправили движение в обход, вот я бы точно влетел в эту подлянку. Как говорит мой папа, пусть у этого дорожника хуууу….ээээ, рог на лбу вырастет. Знакомый по прошлым поездкам мотель в Лысково оказался забит под завязку, поэтому я потихоньку-помаленьку доехал до славного города Кстово. И благодаря помошнику-навигатору заселился в недорогую гостиницу для спортсменов. Так завершилась первая часть поездки, в которой я проехал по трём республикам и посетил четыре города.
Общий пробег – 1 309 километров. Средняя скорость сегодня – 67,3км/час. Максимальная скорость – 128 км/час.
Читайте далее: Часть вторая. 02.12 – 04.12.2009. Кстово – Муром – Касимов – Рязань - Тула – Брянск.
На гостевую. В начало. Все путешествия 2009 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.