19-20.04.2010. Новокузнецк - Кемерово - Томск - Новосибирск.

...или о Сад-городе его сходстве и различиях с Магниткой, о поездке вдоль Томи, и старинном Томске.

День пятый. 19 апреля.

Ох и тяжёлое ж было это пробуждение. Разве можно за каких то шесть часов отдохнуть от такого бурного отдыха?! Руки не сгибаются ноги не разгибаются, тело просто деревянное. В общем, работоспособность на ноле. Как то прийти в норму помогла ставшая уже традиционной утренняя разминка в виде подкачки переднего колеса. Вот так в плохом всегда можно разглядеть что-нибудь хорошее. Правда утренняя погодка несколько разочаровала. На дворе пасмурно, температура не более одного градуса, и от вчерашних алтайских плюс десяти не осталось и следа. Как бы то ни было но в восемь утра я уже выруливаю с гостиничной стоянки.

Сегодня это уже мой второй приезд в Новокузнецк. А первый был в далёком 1986 году, когда и страна была другой и всё было по другому. Тогда мы с отцом ехали из Абакана на поезде возвращаясь с похорон деда. С нами в Магнитку ехала бабушка. А в Новокузнецке мы делали пересадку, и дожидаться своего поезда пришлось с утра до вечера. Но я, уже взрослый четырнадцатилетний парень, не терял даром времени и решил потратить его на ознакомление с городом. Побродив по привокзальному району, был поражён необыкновенным сходством Кузни с Магнитогорском во всём. Прожжённый воздух продуктами жизнедеятельности металлургического производства. Такое же обилие зданий сталинской эпохи, периода становления металлургии в СССР. А ж/д вокзал так вообще точная копия нашего, или наоборот уж и не знаю. В общем в этом городе я почувствовал себя как дома. Затем затеял увлекательную игру: покупал в ларьке билетики на все виды общественного транспорта, дожидался первого попавшегося и ехал такое количество остановок, которое указано в последней цифре билетика. Выходил, дожидался следующего трамвая или автобуса, следующего в любом направлении и ехал дальше по очередному билетику. Катался таким образом часов пять, побывал в разных районах города, и только очутившись в какой-то уж совсем глуши решил возвращаться обратно на вокзал где отец с бабушкой меня уже давно потеряли. Потом с Егором мы переняли эту игру в несколько модернизированном виде, использовали для прогулки по Магнитогорску на автомобиле. Мы по очереди на каждом следующем перекрёстке выбирали направление движения.

Кузня и Магнитка действительно очень похожи, особенно наш Ленинский и их Центральный районы, где преобладает сталинская застройка. И мне даже показалось, что новокузнецкий ампир гораздо выразительнее и изощрённее магнитогорского. Наверно это не случайно, ведь именно здесь строители коммунизма возводили город-сад воспетый Маяковским в стихотворении "Рассказ товарища Хренова" ("Я знаю - город будет, я знаю -саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть").Посёлок при строящемся Кузнецком металлургическом комбинате так и назывался Сад-город. Но в июле 1931 году посёлку решено было придать статус города и переименовать его в Новокузнецк. а в марте следующего 1932 года Новокузнецк поглощает старинный Кузнецк который к этому времени насчитывал уже более трёх веков. Вот в чём различие наших городов Новокузнецк основан аж в 1618 году и является одним из старейших городов Сибири. А Магнитогорск ведёт свою летопись только с 1929 года. В том же 1932 году только в мае Новокузнецк переименовывают в Сталинск.

Утром мне пришлось поездить по Центральному району города. Случайно проезжая мимо ледового дворца Новокузнецких металлургов, домашней арены хоккейной команды Металлург я попытался достать вымпел команды для коллекции Егора. Но оказалось, что клубная атрибутика реализуется только во время матчей, а сезон уже закончился. Обратило на себя внимание крайне плачевное состояние городских магистралей. Проспект Металлургов, допустим, убит напрочь. Облупившиеся фасады домов, потрескавшаяся штукатурка, обвалившаяся лепнина вовсе не украшают город – сад. Хотелось бы верить, что такое состояние города это всего лишь последствие суровой зимы. В этом плане Магнитка резко вырывается вперёд, у нас город более ухожен.

Ближе к обеду в городе пошёл снег. Нормальный апрель в Сибире! Понравился сквер Металлургов возле драмтеатра, а ещё памятник Ленину и Горькому возле здания какого-то института. Ну, просто Широчка с Маширочкой. Меня несколько раз спрашивали, почему я уделяю внимание этим изваяниям вождя. Я и сам до конца не понимал этого, а теперь допёр. Памятники Ленину как пограничные столбы, мы ими метим свою территорию. Если Ленин стоит, то я уже дома или почти дома. Есть ещё один факт, по которому нельзя ставить знак равенства между нашими двумя металлургическими городами. Численность население Новокузнецка 563,3 тыс. жителей (2009). Не являясь городом-миллионером, он образует с многочисленными близлежащими городами и другими населёнными пунктами полицентрическую Новокузнецкую агломерацию численностью 1,13 млн. человек. А Магнитка одинока в Зуральской степи.

После обеда покидаю стальной город. За четыре дня интенсивно меняющейся картинки Казахстан остался уже в тумане, настолько разные и глубокие были впечатления. Вспоминать его буду уже по фотографиям. Дикая бескрайняя казахская степь, урбанистическая New Астана, высокогорье Алтая и вот теперь индустриальная Кузня. Как я это обожаю! Кузня хоть и внешне кажется не гостеприимной, но для меня она родная. Здесь я уже дома! Я сын Сибири и пасынок металлугрического города.

выезд из Новокузнецка в сторону Кемерово

Сегодня в планах успеть до конца рабочего дня заехать к клиенту в Кемерово. Встретится с Серёгой, моим товарищем и одноклубником по Автотревэлу. И устроится на ночёвку в Томске. Выглядит реально, в общем, начинаю движение на север вдоль Томи.

Новокузнецк-Томск

Пробираюсь на выезд из города, по пути вдуваю полный бак на Газпромнефти. И вот она широкая в четыре полосы с разделительным газоном трасса в обход всех основных шахтёрских городов Кузнецкой городской агломерации. Прокопьевск, Киселёвск, Белово, Ленинск-Кузнецкий остаются в стороне. Дорожное полотно хорошее, твёрдая четвёрка, это не смотря на практически ещё не закончившуюся в этих краях суровую зиму. И как водится обилие гаишных засад.

Трасса Новокузнецк-Кемерово

Дорога широкая, трасса пустая, еду и любуюсь местностью. Направление – север. Трасса на Кемерово пролегает по открытой местности, рельеф волнистый изобилует увалами, но чем дальше на север, тем он более сглаживается. Это геологическое образование называется Кузнецкая котловина. А вот погода, крайне переменчивая, ну прям как взбалмошная девка.

Трасса Новокузнецк-Кемерово

На участке от Новокузнецка до Ленинск-Кузнецкого мне пришлось побывать во всех эпостасиях стихии. Мелкий дождь сменялся ливнем, затем снег и град, то и дело выглядывало солнышко. И только когда я выехал на двухполосный участок Ленинск-Кузнецкий – Кемерово стихия отступила и небо окрасилось в голубой цвет. Такое состояние природы добавило элемент креатива в поездку и сделало её совершенно нескучной.

Трасса Новокузнецк-Кемерово

Как я и сказал от Ленинск-Кузнецкого пошла двухполоска, и передвижение вновь стало рутинным. Фура – обгон – ускорение – торможение – следующий обгон и так до бесконечности. Перед Кемерово останавливаюсь почистить пёрышки после Новокузнецкой грязи, врываюсь в город и отправляюсь прямиком на встречу, до конца рабочего дня осталось всего полчаса.

Кемерово

Освободившись, звоню Серёге, предупреждаю проявления гостеприимства и сразу говорю, что лишь проездом и до конца дня планирую быть в Томске. Иначе можно тут зависнуть. Через несколько минут Серёга примчался, затем ещё полчаса трёпа о жизни, дорогах, машинах. Сувенир в подарок. Прыгаю в машину и ухожу в сторону выезда на Новосибирск. Серёга, дорогой, ничего вкуснее твоего подарка я давно не пил. Пил его и лечился и тебя вспоминал добрым словом, с каждой рюмкой всё более добрым))Привет тебе с Урала. На выезде из Кемерово замечаю симпатичную церквушку. Странно, почему я раньше на неё не обращал внимания! Ну просто благодать господня: белоснежная церковь, вокруг ещё много белоснежного же снега, и тепло – плюс восемь.

Храм на выезде из Кемерово

Вот я и на М53, трассе до глубины души знакомой, и ставшей уже практически родной. После трёх с половиной тысяч километров скитаний по неизвестным дорогам я выехал на хорошо знакомую трассу. И как-то легко сразу поехалось. И даже не остановили на «козлячем» посту (между прочем впервые за все прошлые разы). И закатное солнышко тут какое-то домашнее и ничуть не суровое.

Кемерово - Юрга

Вскоре ухожу на север с трассы М53, впереди Томск. Ещё через какое-то время въезжаю в Томскую область.

Флаг Томской области

Начало темнеть, замечаю вдоль трассы мотель. Но решаю всё-таки остановиться в городе. Завтра день обещает быть насыщенный, не хочу тратить время на дорогу до города. Тыкаюсь в одну знакомую гостиницу, в другую, в третью, мест нет. Вот я уже второй раз в Томске, и опять проблема с ночлегом. То мест нет, то цена заоблачная. Уже начинаю жалеть о мотеле. Решаю вернуться, но в сгустившихся сумерках его не нахожу. В итоги решаю воспользоваться помощью Гарика(к этому времени мой навигатор Гармин приобрёл уже имя собственное). Так вот первый раз Гарик приводит меня к какой-то ведомственной гостинице на краю города, где не оказывается свободных мест. А на обратном пути ещё и встреваю на переезде. Зато вторая попытка приводит к уютной и недорогой минигостинице переделанной из старинного дома со своим двором, где под охраной массивных ворот оставляю Пожарку. В общем, в двенадцатом часу залипаю.

Тахометр разменял четвёртую тысячу и остановился на отметке 4 098км. Средняя скорость передвижения сегодня невелика 69,9км/час, не мудрено я много ездил по городским улицам. Да и максимальная всего 115км\час. Температура воздуха в Томске +4 градуса.

День шестой. 20 апреля.

Очередное тяжёлое пробуждение, очередная подкачка колеса вместо зарядки. Погодка не радует, воздух так и остался на отметке плюс четыре, а вот небо пасмурное, пахнет дождём. Вот я уже второй раз в Томске и вновь мне не везёт с погодой. В течении всей первой половины дня пришлось по бороздить северную и восточную окраину города. И часам к трём, освобождаюсь, доезжаю до площади Ленина, оставляю там машину и отправляюсь на фотосесcию.

Первым делом отправляюсь на набережную Томи. Два года назад в это же время здесь наблюдался ледовый затор, а сейчас река ещё скована льдом. Здесь же на набережной обнаруживаю странный памятник А.П.Чехову, на котором написано что это Антон Павлович глазами пьяного мужика. Мужик ли был пьяный или автор этой скульптуры, но АП изображён с обнажёнными ступнями размером с ласты. А может это маленькая месть горожан классику, ведь известно, что Антон Павлович был в Томске проездом и неодобрительно отзывался о городе.

В отличие от Чехова я с первого раза влюбился в Томск. Этот город не похож ни на какой другой. Да вообще в Сибири нет одинаковых городов. Новокузнецк «сталинский» индустриальный, Томск больше купеческий старинный, Новосибирск несуразный огромный ассиметричный. Население Томска растёт вопреки общероссийской тенденции. Если к моменту моего последнего визита численность проживающих составляла 493 тысячи жителей, то по состоянию на 2009 год она перемахнула полумиллионный рубеж и достигла 501 784 человек.

В 2004 году Томску исполнилось 400 лет, руководство города и области добилось, за счёт подготовки к юбилею, выделения значительных средств из федерального бюджета на развитие города, в частности, на ремонт улиц. Однако празднование юбилея, намеченное на начало сентября, совпало с Бесланскими событиями и было отменено. В 2005 году правительство России объявило о создании на территории Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа, что предполагает инвестиции в экономику города и создание инновационных организаций. В апреле 2006 года в Томске состоялась встреча на высшем уровне между федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом России Владимиром Путиным. Объяснялось это значительной немецкой диаспорой, проживающей в крае (сам губернатор области Виктор Кресс является этническим немцем и девятым по счету губернатором-немцем в истории города.

Ну и конечно в Томске обращает на себя внимание обилие деревянных сибирских домов бережно сохранённых и отреставрированных. Такое отношение к деревянному зодчеству и такое обилие строение я видел, пожалуй, только в Иркутске. А ещё понравился каменный мост через реку Ушайку, колонны которого отделаны рострами – носами кораблей подобно Ростральным колоннам Санкт-Петербурга.

В районе трёх часов выезжаю из города, курс на Новосибирск:

Томск - Новосибирск

Вскоре уже пересекаю границу с Кемеровской областью, от которой до Томска рукой подать.

флаг Кемеровской области

Быстро проезжаю небольшой кусочек Кузбасса, выбираюсь на трассу М53 и вот я уже в Новосибирской области. Чем дальше отдаляюсь от Томска, тем выше значение на бортовом градусе температуры воздуха

флаг Новосибирской области

Традиционно, по мере приближения к столице Сибири трафик нарастает, и уже в самом городе как апогей большая пробка. От таких вот столпотворений я уже успел отвыкнуть за неделю путешествия по Казахстану и Алтаю.

Новосибирск. Пробка

В районе восьми вечера добираюсь до дома брата. Всего каких-то 300 километров от Томска, а температура воздуха в отличается аж на 15 градусов! Вечером в Новосибирске градусник показывал аж +19 градусов. Это самая тёплая погода за всю мою поездку. Пройдено к этому моменту уже 4 404 километра. Сегодня навигатор показывает самую маленькую среднюю скорость передвижения 56,8 км/час. Максимальная 114км/час.

Читайте далее: 21-23.04.2010. Новосибирск - Омск - Тюмень - Магнитогорск.

Хостинг от uCoz