Просыпаюсь как можно раньше, быстренько завтракаю и в 8-15, собрав манатки, выселяюсь. Терять время не хочется, сегодня в планах Астана, и затем как можно далее уехать на восток. Подумываю даже ночью пересечь границу, для того чтобы на Алтай осталось больше времени. Но в любом случае, война план покажет. Погода плюсовая, это уже радует. На градуснике плюс два. А вот машинка слегка огорчила, переднее левое колесо сдулось до 1 атм. Внимательно оглядев, обнаруживаю шуруп, ввинченный в шину. Ладно, подкачаю, посмотрю, как будет себя вести колесо, запаска то летняя…
Своего минимума население Кокшетау достигло в 2002 году, после чего наблюдается устойчивый рост. Положительное сальдо связано с естественным приростом и внутренней миграцией. А вот отток населения за пределы республики продолжается. В результате действия всех этих факторов изменился и национальный состав населения, теперь половина его казахи, а русских осталось всего 33%. Через спальные районы выбираюсь на трассу А1 Кокшетау – Астана, в этой части город ни чем не отличается от маленьких Российских городков, всё те же панельные многоэтажки, всё те же разбитые после зимы улицы.
На выезде возле стелы города дороген патрулирен полицаен. Неужели остановят, точно машет чем-то, я даже и не понял чем. Эх, надо же когда-то начинать, вот тут-то я и потеряю девственность. Здравствуйте. С?лем! Оружие, наркотики, что-то запрещённое везёте. Да что вы, нет, конечно. Если найду, мало не покажется (улыбается). А то я не понимаю (улыбаюсь в ответ). Багажник откройте, там что, а там, а вот в этой коробке? Смотрит нехотя, я проявляю рвение в помощи, наражон не лезу. Полицаен ещё заглянул в бардачок. Ладно, езжай, я сегодня добрый. И всего-то? Вовсе и не больно. Да, в команде патруля я первый раз увидел человека в форме со славянским лицом, и забегая вперёд скажу, что это был единственный случай. Но общался я с казахом, по возрасту человек ещё с тех времён советского периода. Настроение замечательное, впереди Астана. Трасса отличная, в начале двухполоска, вскоре превращается в шикарную четырёхполоску с разделительным газоном.
Далее вновь участок с двухполосткой, но рядом идёт строительство недостающего полотна. На скорость передвижения это строительство влияния не оказывает, трафик низкий. Слева показалось озеро, это озеро называется Малое Чебачье. Талый лёд отдает синевой, а на заднем плане видна гора, вершина которой окутана пеленой тумана. Насколько я понимаю, это гора Синюха, самая высокая(947 метров) вершина Кокшетауской возвышенности. А это означает, что я проезжаю Щучинско-Боровскую курортную зону, один из самых раскрученных курортов Казахстана.
Второе, или первое название Синюхи – Кокшетау. И вообще, по моему, Кокшетау переводится как Синегорье. Неужели здесь изначально был основан Кокшетау? Места действительно красивые напоминают Средний Урал, когда-нибудь я приеду сюда отдохнуть, а теперь в виду недостатка во времени сосредоточусь на главном. Щучинск трасса обходит по окраине, здесь она уже четырёхполосная, и оборудована разноцветной разметкой, новенькими отбойниками, читаемыми информативными знаками, ну просто красота! А далее дорога становится ещё лучше!
Казалось бы, куда ещё лучше?! Но появляется ещё по одной полосе в обе стороны. Шестиполосное дорожное полотно! А качество, стакан можно ставить не расплескается. Да, денёк начинается чудесно! И от гайцев ушёл, и вознаграждён за вчерашнюю нервотрёпку отличной дорогой. Плотность потока минимальная, у нас на захолустной Магнитогорск – Челябинск машин больше. Да эта дорога при таком трафике и при таком качестве будет вечной. Молодец Назарбаев не распыляется на отрезки, а вкладывается основательно! Ну просто, сердце радуется. И даже начавшаяся далее степь не охладила мажорного настроения. Бесцветное великолепие.
От Щучинска начинаются зелёные знаки «Автомагистраль». А где-то мельком читал в нете, что казахи увеличили максимально разрешённую скорость. А вот до какого значения припомнить не смог. На всякий случай решил не зарываться, и шёл 120 – 130, но меня всё равно некоторые делали как стоячего.
Пару раз в н видел чуваков с фенами. Интересно, они тут самолёт, что ли ловят? По приезду домой я уточнил, что сегодня в Казахстане максимально разрешёнными являются следующие значения скорости: 140км/час по автомагистрали, 110км/час по остальным загородным дорогам и 60км/час по городу. Очень логично, особенно про первые две цифры, если дорога убитая то и ты фиг разгонишься до 110, а если трасса позволяет, почему бы и не пройти бесконечную степь на высокой скорости.
Ближе к Астане ландшафт приобрёл степной вид, я с севера заезжал на территорию Сары-Арки Казахского мелкосопочника. Это степная возвышенность с отдельными грядами сопок, такими как Кокшетауская возвышенность. Вот она бескрайняя целина! Вскоре в мареве горизонта, словно очертания зубцов расчёски появился силуэт города. Я подъезжал к Астане, наверно подобным образом выглядят силуэты небоскрёбов Лас-Вегаса в пустыне Невада. Без проблем проезжаю въездной пост ДПС, на меня здесь не обращают внимания. Пересекаю окружную города, на этом чудесная А1 завешается. Я много повидал Российских трасс, и совершенно ответственно заявляю, что подобных по протяжённости, по качеству и по оснащению у нас нет.
Пересекаю окружную Астаны. Направо указатель на Костанай, всё-таки основная дорога туда через Аулиеколь. Смотрю на показатели навигатора, средняя скорость 100 км/час!!!? Это мой рекорд! И это при том, что максимально я разгонялся всего до 130-и. Вот так темп, о таком в России только мечтать и мечтать. Контрастирует въезд в столицу. Через какие-то помойки и задворки по петляющей узкой дороге я выехал на павлодарскую трассу и уже по ней въехал в сам город. Температура воздуха, плюс пять градусов, это комфортнее чем вчера, но судя по небу есть вероятность осадков. Окраины - всё те же куцые панельные кварталы, напоминающие любой Российский город. Видимо это часть города раньше была Целиноградом.
Нет, всё-таки есть отличия. Обращает на себя внимание обилие скульптур и памятников. То там, то здесь на перекрёстках появляются былинные батыры, всевозможные мудрецы и другие национальные деятели. По Софиевскому шоссе въезжаю на проспект Богенбая Батыра (видимо ему возвышается памятник на одном из перекрёстков среди панельных домов). Затем сворачиваю на проспект Сарыарка (наверно назван в честь мелкосопочника). Здесь панельные дома советского периода сменяются современными кирпичными многоэтажками нестандартной планировки. И как граница между старой и новой частью города стоит великолепный отель сети Radisson SAS. По мосту пересекаю Есиль. Кто не знает, это всё тот же Ишим, который я форсировал в Северо-Казахстанской области. Поток здесь резко снижает скорость. Фотокамеры…Понятно. Затем окажется что в новой части города их полно, и чтобы не попасться, необходимо не выбиваться из потока.
С Сарыарки сворачиваю на Каргалыжское шоссе, а затем на проспект Кабанбай Батыра, ещё раз пересекаю Есиль и причаливаю возле сквера на проспекте Республики. Нужно осмотреться перевести дух, больно уж яркие впечатления оставляет новая Астана! Сегодня в городе проживает 691 529 человек, по национальному составу 65,2% казахи, 23,8% русские. А ведь ещё в 1996 году когда город только обрёл столичный статус, здесь проживало всего 270 тысяч человек, подавляющее большинство из которых были русские. С тех пор в Астане организована особая экономическая зона «Астана — новый город» где реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов. Новая Астана поражает ухоженностью, архитектурным разнообразием, живыми красками.
Непосредственно город был основан в 1830 году как казачий форпост, изначальный статус — приказ (Акмолинский). Акмола переводится как Белая Могила,так называется урочище расположенное в 20-ти километрах от города. В 1961 году Акмолинск переименован в Целиноград, а в 1992 обратно в Акмолу. В 1998 году, после перенесения столицы Казахстана было решено переименовать город в Астану, что дословно с казахского переводится как "главный город". Всё логично, как-то странно иметь в качестве столицы могилу. Да и само перенесение столицы в Астану из Алматы, на мой взгляд, очень оправданный шаг первого президента. Во-первых, это крупный транспортный узел в котором пересеклись основные железнодорожные и автомобильные магистрали Казахстана. А во-вторых, этот шаг закрепляет за Казахстаном прилично обрусевшие северные области страны, и препятствует распаду. Да и вообще как показывает история у кочевого народа и столица всегда кочевала. Первой столицей Казахстана (Киргизской АССР в составе РСФСР) с 1920 года был российский город Оренбург. В 1925 году республика получила название Казахская АССР, столица была перенесена в Кзыл-Орду. В 1927 году столица республики вновь была перенесена, на этот раз в Алма-Ату. А теперь вот Астана.
В сквере непонятных скульптур в стиле фен-шуя обнаруживаю памятник Ататюрку, первому президенту Турции. Тут же рядом и огромное турецкое посольство. А вообще все эти перевёрнутые рыбы и колёса с фигурками отдают шаманизмом, и никак не вяжутся с мусульманскими святынями. Это единственное, что пока не вмещается в моём мозгу. Раз уж я в Астане, то почему бы не найти магазин с хоккейной атрибутикой и не купить вымпел хоккейного клуба Барыс, который участвует в КХЛ. Это будет неплохим дополнением к Егоровой коллекции. У полицая в будке спрашиваю, как проехать к ледовому дворцу Казахстан – домашней арены Барыса. Страж объясняет, но весьма невнятно, вообще мне кажется, что казахи не умеют объяснять дорогу. Что дедушка, что полицай этот…вон туда езжай, там и увидишь…Ледовый дворец я, конечно, нашёл, но по петлять вокруг одного места пришлось. Ларёк есть, вымпел есть, продавщицы нет. Зато висит мобильный телефон. Звоню. Оказывается, что сегодня продавщица работает в бизнес центре Казахстан Темирджоу, что на бульваре Нуржол. Это там где находится правительственный комплекс, и куда я всё равно хотел заехать. Пытаюсь спросить дорогу у охранника, результат тот же, он только смог указать направление части света, куда нужно прибыть. В итоге потолкавшись по пробкам вокруг всё того же места оказываюсь всё на том же проспекте Кабанбай Батыра который и ведёт к заветному бульвару.
Новый город находится на левом берегу Ишима, все так его и называют «Левый берег». И действительно, он удивляет архитектурным смешением. Здесь и кондоминиумы с таунхаузами и высотки разных стилей(есть и аля сталинская высотка), и дворцы и башни. Я ехал, с широко раскрытыми глазами, восхищаясь столицей Казахстана. Один из перекрёстков проезжаю по левой полосе. Мне нужно прямо, а впередиидущая машина в последний момент включила левый поворотник, и встала, пропуская встречный поток. Я дождался пока правая полоса проедет и объехал возникшее препятствие справа. Сделал это чисто машинально, мы ежедневно по несколько раз сталкиваемся с таким манёвром. И тут возникает фигура дорожного полицая, одетого не в привычный комбез а в парадную шинель цвета детской неожиданности. Машет чем-то вроде палки с красным кружком. Останавливаюсь. Полицай без подготовки начинает пресcовать, типа ты почему меня так не уважаешь, прямо перед носом нарушаешь. Вот и первая встреча, думаю, слушаю этот бред, оцениваю собеседника. Молодой казах, рос в девяностые, во времена, когда им насаждали, что русские это захватчики. Этот всяко общепает, чтобы я не делал. Но посопротивляться стоит, даже интересно. Понятно, что бычится не нужно, как допустим, я иногда делаю в России. Вежливо парирую: да брось, начальник, конечно я не для того что б тебя обидеть. Прости, гость, попутал. И давай тему менять, как советовал Tatik. За жизнь, за машины, за хоккей, тоси-боси, келеш-мелеш, арак-баурсак… Не помогает, смотрит как в песне «искоса низко голову наклоня» демонстрируя восточную хитрость, и начинает квитанцию оформлять. Пробую надавить на жалость, ну разве по восточному так с гостями поступать, я же ошибку понял, признал. Броня.
Ну фиг с тобой заполняй квитанцию, пусть она в Россию пешком идёт. Я, говорит, у вас права изымаю, сходите в банк, заплатите, я их и верну. Ну в принципе, я ожидал такого поворота событий и пытаюсь парировать: мой случай не тот за которые изымаются права, вам это прекрасно известно, вы нарушаете закон. Полицай достаёт из кармана кипу прав, всяких узбекских, местных, ну всяких: как не имею, имею. Ты мне назови закон, по которому я не могу у тебя изъять права. Возражаю: вообще в демократических странах страж порядка должен показать закон, по которому он изымает права. Вот оплатишь, тогда покажу. Эх, падонок, думаю. Пробую блефануть. Вот смотри, говорю, я гость, приехал в командировку в уважаемую компанию которая находится в башне Казахстан Темиржолы, с нарушением не спорю, хотя в России фиг ты мне что доказал бы без видеокамеры, а ты не хочешь пойти мне навстречу и поступить по закону. Надо позвонить моим друзьям предупредить, что мол так и так… И правда, позвоню этой тётечки, скажу что задержусь. Звоню, вот говорю, задержали, права изымают. Полицай злится, пытается вслух пробубнить, что типа всё по закону. Ладно, фиг с тобой, пиши квитанцию, покажешь мне, где банк, я схожу, оплачу, но если тебя здесь не будет с правами, я отсюда не тронусь и на стекле крупными буквами напишу, что меня обокрал инспектор такой-то номер значка такой-то. И шутливым голосом добавляю, тут у вас министры всякие ездят, а то и сам президент, вот мечеть рядом, а сегодня пятница молитвенный день. Полицай реально просёк, что машину оставлять тут нельзя: поехали, говорит, я тебя до банка довезу, и садится на заднее!!!? сиденье). Понимаю, что теперь меня ждёт торг))) И точно, полицай заводит меня за дом, и начинает бубнить, что типа у меня инна нет, и заплатить я не смогу, типа так и быть давай денег и разойдёмся по хорошему, он же понимает что я гость. Пора прекращать этот театр, со временем то цейтнот, сколько? 12000 тенге!!!??? Да ты попутал!!! Такие у нас штрафы. Ну, уломал, говорю, вот тебе 4000 тенге, и широким жестом протягиваю ему деньги. В глазах полицая испуг, ты что светишься, у нас тут камеры вокруг. Ах ты, вонючка, да ты ещё и трусишка! В итоге, деньги берёт, и бубнит ещё что-то про то, как мне повезло, что на юге инспектора вообще по-русски не понимают. Да вали уже отсюда, благодетель хренов, утомил ты меня.
Всё это действие разворачивалось прямо возле бульвара Нуржол, административного и экономического центра Астаны, недалеко от президентского дворца Ак-Орда. Ну, просто блеск и гниль казахской столицы. Бросаю машину тут же и отправляюсь к башне Казахстан Темиржолы, где меня уже заждалась тётенька с моими вымпелами. Не смотря на то, что уже за полдень на бульваре не многолюдно. Следующий, и основной пункт моей культурной программы символ Астаны башня Байтерек. Не спеша направляюсь к ней, переполненный самыми противоречивыми эмоциями. Билет на смотровую площадку башни стоит 500 тенге, это всего сто рублей, халява. Поднимаюсь наверх, так красиво, просто восхитительно! В народе эту башню называют, конечно же Чупа-чупс. Максимальная высота 105 метров, по сравнению с Останкинской всего ничего. Зато настолько она гармонично вписана в ландшафт Новой Астаны, что это и есть её центр.
С высоты смотровой площадки башни Байтерек, открывается потрясающий вид на бульвар Нуржол и его окрестности. Видно как кончается город и начинается степь. Вот он апогей, я достиг высшей и центральной точки республики Казахстан. Всё-таки это того стоило. А Астана сегодня достойная столица своего государства. И теперь, передо мной как на ладони раскрывались плоды двадцатилетних усилий первого президента Казахстана. Кстати, тут же на смотровой есть слепок с отпечатком ладони Нурсултана Назарбаева. И считается, что если ты приложишь свою ладонь к этому слепку, таким образом, поздороваешься с самим президентом Казахстана. С удовольствием это делаю. А ещё здесь же рядом оттиск с подписями лидеров всех мировых конфессий. Совсем недавно в Астане проходил симпозиум по проблемам мировых религий с участием высших религиозных деятелей. Ну, всё, скоростной лифт несёт меня со стометровых высот к этой бренной земле. Теперь не спеша прогуляюсь по бульвару.
Основными направлениями внутренней политики Казахстана декларируются: увеличение благосостояния граждан, укрепление государственности, модернизация общества, внутринациональное единство и межнациональное согласие. Внутриполитическая жизнь Казахстана построенна главным образом на либерально-социалистической модели, в связи с тем что власти Казахстана фактически проводят социалистическое планирование экономической и политической жизни страны, но при этом допускают активные рыночные отношения, что очень напоминает китайскую модель. За коррупционные преступления и измену родине в Казахстане предусмотрены очень жесткие наказания. По переписи 1989 года, из 16,2 млн человек казахи составляли 6,5 млн, русские — 6 млн. По переписи, проведенной в Казахстане в 1999, население уменьшилось до 14,95 млн человек, из которых казахи составляли почти 8 млн человек, русские — около 4 млн человек. Доля неказахского населения страны неуклонно сокращается с момента провозглашения независимости. Тому есть несколько причин: высокая рождаемость среди сельских казахов (естественный прирост составляет более 300 тысяч человек в год); по специальной программе репатриаций в страну ежегодно прибывает более 100 тыс. казахов, всего в сопредельных странах проживает 5,5 млн казахов (каждый третий казах остался за пределами казахстанской границы). С 2010 года правительство намерено ввозить и размещать в стране ежегодно 200 тыс. казахов. В целом за 30 лет по программе репатриации в страну должны прибыть 5 млн казахов; низкая рождаемость других этносов и их эмиграция из страны на историческую родину.
Я прогулялся по бульвару, зашёл в торговый центр, где купил набор сухого пайка в дорогу, и карту Казахстана с автомобильными дорогами. Теперь мне совершенно понятно, что основная дорога из Костаная в Астану проходит через Аулиеколь и Есиль а М36 на участке Рузаевка – Жаксы заброшена. Теперь мне оставалось посмотреть на главную мечеть, возле которой меня обувал полицай и которая так замечательно смотрится с высоты птичьего полёта. Полицая на месте уже не оказалось, буду надеятся, что он побежал покупать подари своим деткам. Возле мечети шумными толпами фотографировались свадебные процессии. Я зашёл внутрь и поинтересовался у смотрителя, о том как вести себя православному в мусульманской мечети. Оказалось, что кроме требования оставить обувь при входе существенных ограничений нет, не нужно даже снимать головной убор. Сама мечеть, конечно весьма грандиозное сооружение, и бесспорно уникальное архитектурное творение. Большинство населения страны не религиозно (атеисты и агностики), в Казахстане законодательно запрещено создавать политические движения на основе религиозных убеждений, это сделано в целях предотвращения межэтнических и межрелигиозных столкновений. Может быть с этим связано большое колличество языческих скульптур на улицах города. Но основные религии, конечно же ислам и православие.
Пошёл пятый час, пора бы уже собираться в путь. Согласно программе минимум мне нужно достигнуть сегодня города Павлодар, а там как получится. Всё, гружусь в Пожарку и отчаливаю в направлении выезда из города. Посчитвав, что раз уж я въехал в Астану со стороны Павлодара, то уж обратный путь найду без труда, не стал прибегать к услугам навигатора. В итоге, слегка поплутав выскакиваю на проспект Абылая, который направлен в сторону выезда на Караганду. Ничего страшного, воспользуюсь окружной, но прежде мне нужно заправится, благо по пути попадается заправка Казмунайгаз. Оставшиеся после покупки сувениров и всяких остальных накладных расходов тенге заправляю в бак. Всё-таки халявный бензин в Казахстане, потери на полицая компенсируются его дешевизной. Ну, всё, баки пусты, и теперь алга. На въезде на окружную попадается милый сердцу указатель «Екатеринбург».
Окружная пролетела быстро и вскоре я уже сворачивал на трассу Р4 Астана – Шидерты. Через несколько километров после сворота утыкаюсь в КПП, где тормозят практически всех проезжающих. Не миновала сия участь и меня. Молодой полицай в комбезе дорожной службы, не представляясь, просит мои документы. Рассматривая страховку, человек в форме произносит следующее: «а сегодня то девятнадцатое число»!???...(для справки: сегодня только 16-е)Я не поверил своим ушам, и засомневался во вменяемости этого гражданина. Как вообще таких берут на службу, это же потенциальный Евсюков. Я понимаю, конечно, что этот чёрт намекает на то, что действие страховки прошло. Ну, типа разводит, но чтоб так!!?? За мою карьеру это впервые. Я не стал говорить обидных слов и вообще лезть наражон, передо мной ведь явно не здоровый человек. А молча, пожал плечами, с выражением удивления на лице. Полицай, тщательно изучив мои документы, направился на пост, где отдал их своему старшему товарищу, сидевшему за компьютером. Этот второй оказался не менее колоритной фигурой, усатый казах годами постарше, с перебинтованной головой. Ну, просто Чапай. Чапай, пробил мои документам по всем базам, на угон, по уголовной линии, и не был ли я сфотографирован за нарушение ПДД. Я чист как слеза младенца. Но молодой никак не угомонится, а отправляет со мной «типа омоновца» на досмотр машины. Этот третий начал с багажника и закончил бардачком. Сам не ковырялся, я ему всё открывал. А тут что? Провода от ноутбука. А это, видеокамера? Да. Бля… я вспомнил, что в бардачок Света положила ножик, хорошо хоть завернула в тряпочку и положила в целован. Он лежал на самом дне и полицай его не нашёл. Нафиг вообще она его туда засунула? Хлебушек, что ли на природе резать? Короче, иду опять на пост, где меня уже ждёт в отдельной комнате молодой. Сидит и хитрым взглядом искоса смотрит на меня, перебирая мои документы. Ну что, всё нормально, опережая события, говорю! Вот, провода там у тебя какие-то. Ну, обыкновенные провода от ноутбука(интересно, чё он до ноутбука то не докопался?) А на видеокамеру документы есть? Нет, конечно, это моя личная вещь, не буду же я на штаны документы с собой возить. Полицай мялся, мялся, ну не к чему прискрестись, и выдаёт на гора: «ну дай на чай»!!!???...Я как будто вернулся в девяностые. Я понимаю, говорю, если б я нарушил, тогда ещё, куда не шло, то так просто... Давай документы, меня ваши друзья уже общипали. Сажусь на стул и, не проронив больше ни слова, спокойно слушаю, следующий бред. Этот чурка (уважаемые казахи, именно из-за таких людей в России вас называют «чурками», они позорят нацию со славными традициями) ещё минут пять потрепал мне нервы и вернул всё-таки документы, не получив ни тенге.
Реально, звери! Им даже в глаза смотреть нельзя, они это как вызов воспринимают. Вот, я уже второй день в Казахстане, общался со многими людьми, в основном с казахами. Приятные, доброжелательные люди! Я не испытывал в общении ни какого дискомфорта. Более того, скажу, что я уважительно отношусь к людям, которые владеют двумя языками, их кругозор куда шире, а палитра восприятия куда разнообразнее. Но такие вот существа как ложка дёгтя в бочке с вареньем. Если в России все граждане делятся на людей и начальников, то здесь это разделение куда более резкое и гипертрофированное. Начальники считают себя как минимум генералиссимусами, а то и вторыми после пророка существами. Я надеюсь, что мудрая политика Нурсултана Назарбаева коснётся и этого аспекта жизни страны, и он не в пример своему северному соседу наведёт здесь порядок.
Так, размышляя над судьбами Казахстана, я начал движение на восток, а точнее на северо-восток, в сторону Павлодара. Состояние трассы среднее, оценка четыре с минусом – три. Частая болтанка, трещины, хорошо хоть ям нет. После хайвэя Щучинск – Астана это каменный век. Между прочем, эту трассу собираются продолжать до Алматы, и даже уже поделены участки между подрядчиками. В скором будущем можно будет прокатиться с ветерком по всему Казахстану с севера на юг. В Астане у того полицая который меня нагрел, я спрашивал о максимально-допустимой скорости на дорогах страны. И он ответил что как и в России 110-90-60?... Представляете, вот тебе и дорожная полиция, правил не знает! Да тьфу на них, впереди у меня бескрайняя казахская степь!
А степь, между прочем, не распахана. И как-то непривычно россиянину видеть такие огромные просторы бесполезно пустующими. У нас-то, мне кажется, обработан каждый свободный кусочек земли. Ну, чтобы прокормить 16-ти миллионное население много-то не надо, и насколько я понимаю, Казахстан ещё и экспортирует зерно. И это притом, что 44% территории страны пустынные земли. Но теперь, я ехал и наслаждался этой бескрайностью. Зрелище действительно великолепное! То и дело в небе попадались парочки парящих аистов, видимо брачный период у них в самом разгаре. Много орлов или беркутов, я в них не разбираюсь. И вся эта картина дополняется фоном неспокойного неба, которое то и дело меняется, то собираясь разразиться ненастьем, то вновь успокаиваясь. Но вскоре на горизонте показались горы, это были горы Ерейментау.
У подножья этих невысоких (300 – 600 метров над уровнем моря) расположен одноимённый городок Ерейментаю, который трасса обходит стороной. Там же, в стороне остался и полицайский патруль, и хорошо. За городом возле трассы находится большой карьер, а может быть это угольный разрез. Известно, что горы Казахского мелкосопочника богаты полезными ископаемыми. За Ереёментау трасса становится совершенно пустынной.
И вновь начинается волшебная, завораживающая степь. Вот жителю центральной России трудно понять что такое степь. Спрятанные, укутанные в леса города лишены открытых пространств. А здесь бесконечность и возбуждающее чувство свободы. Freeeeedoooom!!! В этих вольных степях словно одинокий странник мне попадается фура. Стоит отметить, что грузовой трафик в Казахстане крайне мал. По сравнению с Россией это песчинка в море. О чудо, это же поляк. Как его сюда занесло? Как он вообще общался с полицаями? Встретить машину с российскими номерами в Казахстане великая редкость, а тут поляк. От Костаная, я всего лишь один раз встретил россиянина, на трассе Кокшетау – Астана. Зато на М5 или М7 казахи вовсе не редкость. В скором времени я уже покидал пределы Акмолинской области. Вперди была одна из самых развитых в промышленном смысле областей Казахстана Павлодарская.
Через пятьдесят километров, в посёлке Шидерты, трасса Р4 соединяется c трассой А17 Караганда – Павлодар. Но в плане состояние полотна, трафика существенно ничего не меняется. Пройдено уже около половины пути от Астаны до Павлодара, я продолжал своё движение на северо-восток.
На подъезде к Екибастузу начинает смеркаться. Этот город, который на слуху у каждого россиянина по скабрёзным прибаутка, на самом деле знаменит крупнейшим угольным разрезом Богатырь. Но в сумерках его не видно, трасса вообще проходит далеко от города обозначая его очертания огнями где-то вдалеке. Оставшийся до Павлодара путь преодолеваю в кромешной тьме, как на картине Альфонса Алле «Битва негров в глубокой пещере темной ночью». На подъезде к городу трасса становится четырёхполосной, но всё такой же по качеству (3;4-)Встреча моргнула, впереди засада. Да тут ещё и лампочка давления масла загорелась, нужно останавливаться доливать. Сворачиваю на заправку, и они тут голубчики, полицай. Открываю капот, доливаю масло. Слышу со стороны полицаев6 эй, помощь не нужна. Да я уж как-нибудь сам. А то мы поможем, и до города отконвоируем. С заправки слышится: эти помогут! Со стороны полицае гогот. Тьфу на вас жопашники. Продолжаю движение далее. На въездном посту опять тормозят.
Да что такое, у меня сегодня прямо вечер встречи. Полицай оказывается в возрасте, настроен вполне дружелюбно. Дежурные вопросы, откуда-куда, багажник, бардачок, и я свободен. Теперь нужно принимать решение, ехать в ночь на границу, или ночевать здесь. Но усталость делает о себе знать, решаю ночевать. Сворачиваю в сторону города, и через несколько метров обнаруживаю вполне приличный мотель. Даже не пришлось пользоваться навигатором. Меня поселили, приняв оплату в рублях(последние тенге я потратил на бензин), да ещё и накормили. Милые люди, настоящее восточное гостеприимство. В одиннадцатом часу я погружаюсь в сон.
Итоги дня такие: всего пройдено 1 687 километров, средняя скорость на маршруте 86,1 км/час, максимальная скорость 130км/час. Температура воздуха в Павлодаре шесть градусов выше ноля.
Второй день пребывания в Казахстане подарил весьма яркие впечатления. Отличная трасса Щучинск – Астана, равных которой нет в России, потрясающая Астана, незабываемая степь! Всё это конечно контрастирует с неадекватной дорожной полицией, но впечатления того стоят. Если мудрому правительству республики удастся решить проблему поборов на дороге, то Казахстан имеет все возможности превратиться в туристическую Мекку.
Читайте далее: День третий. 17.04.2010. Павлодар - Барнаул - Майма.