День первый. 15.04.2010. Магнитогорск - Костанай - Кокшетау.

Первые впечатления о Казахстане.

От Магнитки до границы с Казахстаном около двухсот километров, но сколько нужно времени для её прохода? Для того чтобы благополучно достичь программы максимум на сегодня желательно бы выехать пораньше. А посему стартую в четыре часа утра. Только отъезжаю от дома, отсанавливают менты, облава на пьяных. Нормально поездочка начинается! Когда выехал из города стрелка бортового градусника опустилась к отметке минус шесть градусов!!!? И это в середине весны, и это с учётом того что буквально два дня назад у нас было плюс четырнадцать…А за городом ещё и снега по колено. Вот он Акмак-Тукман! Но я на зимней резине, ещё свежа в памяти поездочка в Томск тоже в апреле двумя годами ранее. Тогда снег застал меня на летней резине.

В поездку вновь я отправился один, все потенциальные спутники по разным причинам отказались. Ну что ж, видимо быть мне одиночкой. По окружной Магнитогорска выхожу на южноуральскую трассу. Через восемьдесят километров от города от выпавшего снега не остаётся и следа. Видимо осадки прошли полосой. Ближе к Степному начинает светать, здесь сворачиваю на восток, в сторону Троицка.

Магнитогорск - Троицк

Здесь, наверно будет уместно сказать пару слов о подготовке к поездке через Казахстан. И первое, что стоит отметить это крайне скудную информацию об этой стране. Есть небольшое количество поверхностных отчётов, где авторы в основном ругают людей в погонах. Но нет ничего о состоянии дорог, актуальных картах, рекомендаций по общению с власть предержащими, да много ли вообще вопросов у авто путешественника. GPS карты в основном любительские, и крайне низкоинформативные. Лишь на форуме сайта rutrassa уважаемый форумчанин Tatik дал наиболее подробные рекомендации по передвижению по Казахстану. Но всё же, на главные вопросы которые меня интересовали ответа я не получил и у него. И так как поездочка нарисовалась крайне скоропостижно, добавилось ещё и то, что времени на анализ дорожной карты было крайне мало. И вывод, который я сделал на основании того, что было просмотрено в паутине, оказался следующим: до Астаны нудно держаться трассы М36 Екатеринбург - Алматы, которая в советское время имела статус федеральной. Получается, что разведочка моя боем.

в районе Троицка

И вот перед Троицком выезжаю на эту самую преславутую трассу М36, и не заезжая в город беру курс на границу до которой осталось всего несколько километров. Через некоторое время подъезжаю к таможенному пункт. Время около восьми часов утра. Снежная полоса, видимо затронула и пограничный пункт перехода, так как здесь снега по колено. Воздух уже успел прогрется до минус одного градуса,ещё часок – другой и вся эта масса начнёт переходить в жидкое состояние.

погранпереход РФ - KZ возле троицка сторона РФ

Останавливаю машину перед будкой на въезде в кпп и иду в ларёк покупать страховку. Минимальный полис на авто стоит 300 рублей со сроком действия пять дней, по 19-е включительно, получается даже с запасом. Далее направляюсь в будку и получаю талон(видимо это талон очерёдности, что-то типа бегунка). Человек в форме на въезде объявляет, что на кпп пересменка, и нужно немножко подождать. Жду час пятнадцать, слов нет… Путин, ты должен мне ещё час моей жизни. Всё впускают, на паспортный контроль и досмотр машины уходит всего… 15 минут, и того российская граница пройдена за полтора часа. Отдаю на выезде с кпп тот самый талончик, только уже проштампованный со всех сторон, и я на нейтральной территории. Вон там казахское кпп:

нейтральная полоса вдали Казахстан

У Российско – Казахстанской границы есть один весьма любопытный статус. На сегодня это самая длинная сухопутная граница в мире. О, как! А ещё я знаю что года два назад в Челябинской области была проведена деморкация границы, в результате которой к России отошёл один посёлок все коммуникации которого были подведены с российской стороны и жители которого являлись гражданами России. А Казахстану взамен отошёл аналогичный по площади участок территории. Подъезжаю к будке на въезде в кпп, здесь своего черёда ожидают шесть фур, среди легковушек я первый. Иду в будку и плучаю аналогичный талончик. Казахстанский человек в форме отправляет меня ждать.

погранпереход РФ - KZ возле Троицка сторона KZ

Я уже было приготовился к тому что господин Назарбаев отнимет ещё один час моей драгоценной жизни, а то и более, но…Подходит человек в форме, и говорит: добросишь начальника поста до Костаная? А мы тебе за это зелёный свет на таможне! Я подумал, что человек в форме с кокардой во лбу которая будет озарять мне дальнейший путь, вовсе не самый плохой вариант. Да и согласился. И тут мне начало везти. Подходим к какой-то будке, где меня сфотогафировали без очереди. Затем в другой будке человек в форме сам начал заполнять мою декларацию и временный ввоз автомобиля. Но делал это так коряво и медленно, что я отобрал у него ручку и сам всё написал. Без очереди же мы прошли паспортный контроль. Осмотр автомобиля был весьма условным. Затем начальник таможни погрузился в Пожарку и мы подъехали к следующей будке. Там у меня забрали все бумаги и выяснилось, что в попыхах мы чего-то напутали. Мой пассажир недовольно наморщил лоб, после чего другой человек в форме куда-то метнулся и вернулся уже с правильными бумагами. У выезда с кпп отдаю талон-бегунок. Всё, здравствуй Казахстан! С?лем Kазакстан!

И полетели километры по казахской земле! М36 от границы до Костаная оказалась в отличном состоянии. Оценка пять с минусом. Двухполоска (больше здесь и не нужно), и с новым дорожным полотном. Про трафик и говорить нечего, он очень низкий. Мой попутчик оказался интересным человеком. Казах по национальности, закончил в Оренбурге пограничное училище. Да и родом из Оренбургской области, из приграничной деревни. Всё рассказывал, что его бабушка ещё в восьмидесятых предупреждала: стоять ему на заставе с той стороны. Так и вышло. Мы разговорились, я спросил: а что же будет с границей с введением таможенного союза. А не будет границы. Через год не будет КПП, не нужно будет таможить товар из России и т.д. и т.п. А его уже перевели на юг в город Шымкент, укреплять внешние рубежи союза. А ещё я спросил: что за контрабанда сейчас идёт через границу? С Казахской стороны, наркотики и китайский ширпотреб, а с Российской много угнанных машин. Тут я призадумался, а нужно ли стирать эту границу вообще? Но мой собеседник укрепил меня в правильности этого решения, сообщив, что 90% задержаний на границе происходит по оперативным данным, а посему смысл в КПП весьма условный. Да и обустраивать самую длинную в мире сухопутную границу дело весьма накладное, лучше совместными усилиями укрепить внешние рубежи. Проезжая райцентр Карабалык, бывший Комсомольский, я обратил внимание на грандиозную мечеть, возвышающуюся над панельными трёхэтажками, и удивился не соответствию статуса этого населённого пункта грандиозности сооружения. Оказалось, что казахстанский министр обороны родом из этого городка, и для своей мамы он построил эту мечеть, равной которой нет даже в Костанае. Вскоре попался стационарный пост казахстанской дорожной полиции(уж и не знаю как она там называется). Но на меня люди в форме на обратили ни какого внимания. Где-то в районе обеда въезжаю в областной центр, Костанай.

До 1997 года город по-русски назывался Кустана?й, по имени урочища на котором он расположился у берега реки Тобол. Но теперь официальное русское название областного центра Костанай. Есть у него и первоначальное название, это Николаевск, так нарекли город при основании ещё 1879 году. Сегодня в Костанае проживает всего 212,3 тысяч жителей, хотя ещё в 1992 году его население насчитывало 274 тысячи. Думаю, такая значительная потеря мызвана оттоком некоренного населения из республики. На въезде в город в одном из спальных районов высаживаю своего спутника и по улице Тарана направляюсь к центру. Первым делом мне нужно купить немножко теньге.

.

 Благо с обменниками нет никаких проблем, ими утыкан весь центр. За 5000 рублей мне продали 25 400 тенге, получается что 1 рубль стоит 5,08 тенге. Не знаю хороший это курс или плохой, покажет последующий анализ. Надеюсь пока я пребываю на территории Казахстана, мне этой суммы хватит. Затем, решаю немножко погулять. Оставляю машину на парковке возле здания акимата Костанайской области и отправляюсь в прогулку по прилежащей площади. Центр Костаная засыпан снегом, и город будто застыл в ожидании оттепели. Площадь, и близ лежащие кварталы выглядят ухоженными, и в это время суток практически безлюдны.

.

Обратило на себя внимание обилие скульптур и памятников. На аллее возле Костанайского университета стоят скульптуры металлургу, хлеборобу, студентке с мобильным телефоном и другие. Здесь же расположен памятник Ахмету Байтурсынову казахскому общественному деятелю, просветителю, ученому-лингвисту, литературоведу, тюркологу, переводчику. В Большой советской энциклопедии Байтурсынов упоминается, как религиозно-националистический идеолог. Но на самом деле этот человек стремившийся к независимости своего народа через образование. И ни при царизме ни при военном коммунизме его начинания не вызывали у власти востора, в итоге в 1937 году Байтурсынов был расстрелян как «враг народа». На улице Тарана есть одноимённый бюст. Насколько я понимаю, этот человек памятен тем, что стал первым председателем Кустанайского исполкома при советской власти. Вот такие метамарфозы, два антипода почти друг напротив друга. А вот памятника Ленину встретит мне так и не удалось.

.

Зато мне встретилась будка для стража правопорядка, и по ней я понял, что эти органы в Казахстане именуются полицией. Несколько зловеще звучит такое название для человека, рождённого в СССР. Правда, хоть наша милиция, и не звучит зловеще, зато как выглядит! К слову о казахской полиции: следующая остановка была у меня возле автомобильного магазина. Я вышел купить омывайки. Так вот, по соседству расположен отдел внутренних дел, и по округе слонялось большое количество стражей порядка. Я не увидел ни одного не казаха в форме, хотя по этническому составу казахов в городе чуть менее половины. На этом мой кратковременный визит в Костанай был завершён, и по всё той же улице Тарана я направился на выезд из города. Вскоре я пересёк Тобол и прибыл к круговому движению, откуда расходятся дороги в разные стороны. Первый выезд с круга отмечен указателем на Атбасар – Астану, сюда же мне советовал свернуть и мой попутчик таможенник. Но это вовсе не была трасса М36, и я решил, что буду придерживаться выбранной ранее тактике. Тем более что на скачанной из интернета любительской карте Казахстана для моего Garmina она отмечена более жирным цветом, нежели первая, которая вообще показана только до Аулиеколя. Вскоре оказываюсь на заветной трассе.

Начинаю динамично удаляться на восток. Казалось бы пространство между знакомыми русскому уху названиями рек Тобол и Ишим не должно вызывать чувства тревоги. Но всё-таки это не Сибирь, а поэтому гама чувств весьма насыщенная, это и взволнованность, и ожидание, и радость. Но всё-таки напрягает пустынность трассы с индексом «М». Ни встречки, ни попутки, да и дорожное полотно на четыре с минусом. Но это не фактор, ведь и в России в это время года дороги убитые в хлам. Всё таки видимо сегодня основная трасса на Астану через Ауилеколь – Есиль – Атбасар, и весь поток туда ушёл, и вполне чёткие указатели «Астана». А здесь только старорежимный «Алма-Ата». Но с другой стороны и пустынность трассы да и состояние асфальта меня пока вполне устраивает, и судя по навигатору эти две дороги соединяются в районе посёлка Жаксы. Есть только на этой карте небольшой разрыв недалеко от этого посёлка, не с проста ли? Нет всё-таки нужно спросить. Но у кого? Вокруг ни души.

Километров через сорок, у остановки голосует дедушка – ата. Останавливаюсь. Отец, говорю, я на Астану правильно еду? Аааа, даааа, тудааа-тудааа, и мне туда. И пальцем тычет в ту сторону, где солнышко встаёт. А дорога там как, ата? Проехать можно? Да туда – туда, можно…А ты не врёшь мне, думаю, считаешь что я вернуться могу? Эх ты, несусветный папаша, ладно садись, не брошу. Далёко тебе? Почти до Сарыколя? Гаишников, говоришь, тут и в помине нет. Ну, уже и это не плохо. Так и ехал со мной ата ещё километров семдесят. Ближе к Сарыколю, погода испортилась, пошёл дождь,затем снег. Высаживаю дедушку, несколько километров и я в райцентре. Гайшники (или как их там) на машине не обращают на меня внимание. Ну и чудно, трам-пам-пам.

А затем как в сказке, чем дальше, тем страшнее. Снег усиливается, валит уже мокрыми хлопьями. И дорога становится хуже и хуже, пока не правращается чёрт знает во что. Попадается указатель на «Кокшетау». Я не забываю про тот злощастный разрыв, и в случае дальнейшего ухудшения М36, потихоньку готовлю запасной вариант ухода на Кокшетау. Дорога уже на твёрдую двойку. Я понимаю, что недавно кончилась суровая зима, и всё-таки трасса с литерой «М» не должна быть в таком вот состоянии. Хотя наша М53 гораздо хуже на границе Красноярского края и иркутской области. Но вскоре показалось то что могло бы хоть ка-то объяснить плохую дорогу. Это погроничная стелла Северо-Казахстанской области.

Как обычно, приграничные дороги не нужны ни кому. Этот факт вселил надежду на скорое завершение данного безобразия. И действительно, плохая дорога постепенно сошла на нет, и дальнейшая оценка состоянию покрытия, всё те-же четыре с минусом. Тем временем я подъехал к перекрёстку с трассой А16 Петропавловск – Аркалык – Жесказган – Кызылорда. Далее пересекаю реку Ишим, встретится с которой мне придётся ещё не раз за эту поездку.

От Ишима до Рузаевки километров тридцать, проезжаю их в один присест. По прежнему не радует погода. Противный дождик сменяется мокрым снегом и порывистым ветром. В Рузаевке дорожка разветвляется. Налево, указатель на «Кокшетау», направо – «Алматы». Сразу за поворотом на Кокшетау виднеется стационарный пост дорожной полиции. Но мне то в другую сторону, поворачиваю на на юго-восток в надежде вскоре достич посёлка Жаксы и выйти всё-таки на трассу Костанай - Астана.

По началу дорога вселяет надежду, всё те же четыре с минусом. Но вот сразу после посёлка Чистополье она разветвляется, и продолжение с хорошим покрытием уходит в сторону. Я по началу даже свернул на это ответвление, но взглянув на навигатор понял, что двигаюсь вовсе не на Жаксы. Возвращаюсь на М36, где начинается грусть-печаль. Трасса как после бомбёжки, на скорости двадцать приходится лавировать между огромными выбоинами. Видно что после распада Союза к этой дороге даже не прикасались. А ведь до того самого разрыва я ещё и не доехал. Спросить бы у кого. Вдруг меня резво обгоняет четыреста двенадцатый Москвич. Люююдиии! С огромным трудом по такой дороге догоняю и стопю этот казахский Харлей Девидсон. Спрашиваю, сколько до Жаксов осталось? Километров восемдесят. А как дорога, я проеду? Если не хочешь без колёс остаться, то сворачивай на следующем перекрёстке налево на Кокшетау. А там до Астаны хорошая дорога. И тут я сдеюсь, хватит на сегодня с меня приключений. Да и усталасть уже накатывает, доберусь до Какшетау, а там война план покажет.

Это потом, в Астане, когда мне удасться купить карту Казахстана с дорогами и административным делением, мне станет ясно, что я нахожусь на переферии Северо-Казахстанской области, невесть как вклиневшейся между Акмолинской и Костанайской. Но теперь я ехал по радолбанной трассе, то-ли после суровой зимы, то-ли просто от старости, и чертыхался на всё казахстанское правительство. Хоть плотность выбоин здесь не такая высокая как на М36, но глубина и ширина всё та же. Скорость передвижения чуть возросла, но нервотрёпка не закончилась. Благо, погода изменилась, выглянуло ласковое солнышка, и прекратились осадки.

Теперь мне понятно что М36 на участке между Костанаем и Атбасаром утеряла своё прежнее федеральное значение, и абсолютно заброшена. Используется лишь часть этого участка для связи Костаная и Кокшетау. Что по большёму счёту выглядит вполне логично, так как в отличае от «Костанай – Ауликоль – Астана» М36 проходит по территории трёх субъектов. А если обслуживание этих дорог осуществляется из областного бюджета то Северо-Казахстанский участок для акимата вовсе не имеет стратегического значения.

Вскоре погода вновь стала куксится. И ещё кое что изменилось – изменился ландшафт. Степь сменилась берёзовым лесом, и даже появились невысокие горы, между которых прятались симпатичные озёра. Местность напомнила наш Урал - выглядит вполне курортной. И если мне не изменяет память, то это Кокшетауская возвышенность – северная часть Сары-Арки, Казахского мелкосопочника.

А ещё я незаметно для себя въехал на территорию Акмолинской области. Испытание дорогой закончилось лишь только когда я выбрался на всё ту же трассу Костанай – Кокшетау с которой свернул ещё в Рузаевке. До Кокшетау осталось всего ничего.


Хоть время ещё всего только в районе семи, но, похоже, силы меня уже покидают. Сказывается раннее пробуждение. Но прежде чем начать думать о ночлеге, нужно ещё заправиться. На своём форуме Tatik рекомендовал две сети автозаправок это Гелиос и Казмунайгаз. То же самое предложил и таможенник, и я решил не отступать от этих рекомендаций. Сразу после въезда в город обнаруживаю заправку Helios. Литр девяносто второго стоит 85 тенге. Тааак, сколько это в рублях?...Делим на пять…17 рублей!!!!?? Хаааляявааа! Баки пополнены, теперь нужно подумать и о гостинице. Попробую в навигаторе, набираю POI, хоп…, есть гостинка, и совсем рядом. Спасибо составителю. Шикарный номер обходится всего в 1500 рублей на наши деньги. Ставлю машину на стоянку, расположенную во дворе, и отправляюсь в пешую прогулку по городу.

.

По состоянию на 1 января 2010 года в Кокшетау проживали 146 933 человека. Прямо скажем для областного центра не густо. Да, да, именно областного центра. Кокшетау сегодня является столицей Акмолинской области на территории которой находится и Астана. А вообще очень динамично развивались события для этого города в постсоветское время. Известно, что при Советском Союзе существовала Кокчетавская область, административным центром которой был соответственно Кокчетав (именно такое официальное название на русском было тогда у города). Но в 1997 году область входит в состав Северо-Казахстанской и город теряет свой статус. Но уже в 1999 году Кокшетау вновь становится областным центром но теперь Акмолинской области, и сюда из Алматы переводят министерство экологии и биоресурсов.

.

Кокшетау, так же довольно старый город, основан в 1824 году как приказ в урочище возле горы Кокше. Отсюда и название. Но впоследствии был перенесён к подножью сопки Букпа. Нужно признать, что расположение его уютное: с юго-запада город упирается в целую гряду сопок, а с севера омывается водами озера Копа. Хотя для прогулки по городу погода вечером была не совсем комфортная, минус один градус. Но идти от гостиницы до центра совсем не далеко.

Я прошёл мимо памятнику Шокану Уалиханову, исследователю Казахстана XIX века, уроженцу этих краёв, который был убеждён, что целостность казахского народа может быть сохранена только в составе России. Между прочем, это не новодел, памятник был воздвигнут ещё в эпоху СССР. Затем на главной площади обнаружил памятник Абылаю, хану, собирателю казахских земель, и человеку, впервые обратившемуся к России за покровительством. В известном фильме «Кочевник» изображены эпизоды из жизни этого без сомнения достойного человека. А ещё в кустах, в сквере возле площади я обнаружил памятник Ленину, и забегая вперёд скажу, что он был единственный, из виденных мною в Казахстане. Закупив сухпай на вечер, отправляюс в гостиницу, на этом первый день путешествия подошёл к концу.

Пройдено 898 километров, средняя скорость на маршруте составила 79,5км/час, максимальная 123км/час. И позволю себе высказать первые впечатления о передвижении по Казахстану. Обратило на себя внимание изношенность частного автопарка, основу которого составляют немецкие автомобили начала девяностых годов того века. Не знаю что тому виной, низкие доходы или высокие таможенные пошлины, но факт остаётся фактом. Трафик на дорогах на порядок ниже Российского, а состояние дорог примерно то же. Мне довелось проехать по не самым лучшим отрезком, зато я так ни разу и не встретил представителей дорожной полиции, о свирепости которой наслышан. Мне нравится то что отношение к распределению административных полномочий (укрупнение регионов, распределение власти) выглядит логичным. А ещё видимо в результате изменения курса тенге, жизнь в Казахстане дешевле чем в России.

Читайте далее: День второй. 16.04.2010. Кокшетау - Астана - Павлодар.

Хостинг от uCoz