А пока я всё ещё в Кемерово. К слову сказать, по состоянию на 01.2007 года в столице Кузбасса проживало 519,8 тысяч жителей, небольшой уютный городок. Ну всё, в двенадцатом часу дня освобождаюсь, и по Кузнецкому мосту перебираюсь на правый берег Томи. Вперёд на Восток! Петляю по Рудничному району Кемерово, и наконец выезжаю на трассу М53 Новосибирск – Иркутск. Вот здесь не так заметно господство правого руля. Здесь как-то пятьдесят на пятьдесят и машин с нормальным рулём вовсе не меньше чем японцев. Это отражено и на стиле езды, поэтому я не чувствую особых неудобств на дороге. Зато встречаются вот такие вот крутые тачки:
По вполне приличному асфальту доезжаю до развилки с дорогой на Анжеро-Судженск, и сворачиваю на Мариинск, на право. Проезжаю ещё немножко и сворачиваю в небольшой шахтёрский городок Березовский.
В 1949 при строительстве шахты Берёзовская возник посёлок Берёзовский. А городом он стал в 1965 году при слиянии посёлков Кургановка, Берёзовский и Октябрьский. Здесь всё пропитано углём, то там, то здесь видны корпуса и трубы обогатительных фабрик, шахт, отвалы породы. И даже детские площадки подчинены шахтёрской тематике.
«Забойчик», маленький белазик, маленький паровозик, маленький экскаваторик… Детишки, с детства готовьтесь в шахту… Хоть Березовский и небольшой городок (47,2 тыс.жит.), но я умудрился в нём заблудиться. Пришлось воспользоваться собственным языком, который и до Киева доведёт, не то что до Черниговского разреза. Оказывается нужно было срезу сворачивать на Анжеро-Судженскую трассу.
В районе двух дня отправляюсь в путь, на обратном пути придётся опять сюда заехать. Доезжаю до М53, уже минуя Березовский, на той самой развилке уже сворачиваю на лево, и вновь устремляюсь на Восток.
От Березовского дорога пролегает по живописным местам, это северная часть Кузнецкого Алатау. Высоты здесь хоть и не большие, в районе пятисот метров, но достаточно сильно заросшие преимущественно хвойными лесами. Поэтому дорога здесь не в коем случае не отличается однообразием и унылостью.
Кузнецкий Алатау является водоразделом двух притоков Оби: Томи и Чулыма. Состояние дорожного полотна трассы М53 в этом районе хорошего качества от четырёх до пяти с минусом. Но дорога изобилует частыми поворотами и является довольно извилистой. Этот факт, а так же небольшой трафик придаёт езде оттенок ралли пусть и на невысоких скоростях.
В лесу ещё много снега, хотя на дворе конец апреля. А впрочем, что я удивляюсь, это ведь Центральная Сибирь.
Да и совсем недавно здесь властвовал циклон, который накрыл меня в Томске.
Алатау закончилось, закончилась и извилистая дорога и где-то в районе посёлка Верх-Чебула трасса вышла на равнину.
Хорошее покрытие тянулось вплоть до Мариинска, лишь пару раз в лесу встречались пучины, но для дорожников это пара пустяков.
Вскоре я уже въезжал в Мариинск.
После Новокузнецка Мариинск считается старейшим городом в Кузбассе. Русское село Кийское было основано в 1698 году. Оно располагалось на главном почтовом Московском тракте. Населенный пункт получил статус города в 1856 году, но в течение всего следующего года сохранял название «Кийское». В 1857 был переименован в честь императрицы Марии Александровны (1824—1880) — жены Александра II. Летом 1891 года, в период строительства Транссибирской магистрали в Томской губернии, Мариинск посетил Николай II, тогда ещё цесаревич.
Объездной дороги у Мариинска нет, поэтому пронзаю его насквозь, с сопутствующим этому стоянием на светофорах, пропусканием пешеходов и т.д. Здесь я впервые, поэтому двигаюсь по указателям, а они уводят на какие-то убитые гаражные дороги. На обратном пути не буду столь глупым и поеду через центр города. За городом пересекаю реку Кия, которая ещё покрыта льдом. Далее дорога портится, до тройки с плюсом.
От Мариинска до посёлка Итатский в районе ста километров, и всё это расстояние дорожное полотно требует ремонта, хотя бы ямочного. А в лесах полно снега.
А вот после Итатского, трасса приобретает приличный вид, я бы оценил сотояние асфальта на участке Итат – Ачинск на твёрдую четвёрку, а то и на пять с минусом. Через некоторое время въезжаю в Красноярский край.
Красноярский край располагается в центре России. Да, да географический центр страны находится в окрестностях озера Виви в Эвенкии. Кстати в 2006 –м году и Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа вошли в состав края и стали обыкновенными муниципальными районами.
От границы края трасса М53 проходит по левому берегу реки Чулым. Этот берег характеризуется открытым пространством, и плоским рельефом. А вот с той стороны реки видны очертания невысокого хребта Арга, который собственно и огибает Чулым. Этот хребет находится в его петле. В стороне остаётся Богатол, проезжаю так же и Белый Яр, и на подъезде к Ачинску уже пересекаю Чулым.
С права виднелись отвалы Ачинского глинозёмного комбината, водоотстойники и трубы. В общем то этот филиал РусАЛа и является градообразующим предприятием старинного сибирского городка.
Ачинск основан 25 июля 1641 года как Ачинский острог на р. Белый Июс. После пожара 1683 перенесён на р. Чулым, при впадении в неё речки Ачинка. Название по расположению на землях тюркской родоплеменной группы ачи, ачиги. В 1782 г. острог переведен в разряд уездных городов. C 1822 года — окружной город Енисейской губернии. С 1990 г. Ачинск включён в официальный список городов России, имеющих историческую и культурную ценность всероссийского значения. По указателям объезжаю город по южной промзоне, и на нужном перекрёстке не повернул на право, а поехал прямо. Вскоре начался просто хайвэй, это меня и убедило в том, что я двигаюсь правильно.
Правда было пара факторов, которые всё-таки вызывали тревогу, во-первых, это то что трасса уходила на север, во-вторых, практически нулевой трафик. Но не может же такая замечательная дорога уходить в никуда. Когда я остановился и поинтересовался у редкого прохожего, то оказалось что может… Трасса упиралась в какую-то деревеньку и заканчивалась. Я развернулся и двинул обратно в Ачинск.
От Ачинска, трасса М53 так же оказалась хорошего качества, лишь поменялся ландшафт. Теперь она шла по сплошным лесам и изобиловала спусками подъёмами и поворотами. Впрочем, перепад высот был незначительным.
До Красноярска оставалось 170 километров, за окном проносилась Сибирская тайга. Конечно это не тот лес, который я привык наблюдать, допустим, в Бодайбо. Где-то с лева остался посёлок Новочернореченский, затем райцентр Козулька (смешное название). Чем ближе к краевому центру, тем более плотным становился поток.
А вот дальше асфальт резко ухудшился. Ну не хватило сил у дорожников достроить трассу до Красноярск. Старый асфальт был испещрён ямами, выбоинами, канавами и трещинами. Средняя скорость упала до 40 километров в час. Ямочным ремонтом здесь не отделаться, здесь нужно кардинально реконструировать всё полотно.
Вдоль всей дороги в Красноярском крае поставлены одинаковые железо-бетонные туалеты. Очевидно, какой-нибудь ЗЖБИ специализируется на производстве этих шедевров придорожного сервиса. И я остановился у одного, но попасть вовнутрь так и не смог. Там было с горкой….Вокруг валялись кучи мусора, среди которого гордо возвышалась табличка «Не мусорить, штраф 500 рублей». Вот так наши необразованные граждане, загубили замечательное начинание дорожных властей. Я выкинул мешок с мусором, сходил в лес и рванул дальше.
Далее был посёлок Памяти 13 Борцов (местные наверно знают, что это за бойцы, и почему их чёртова дюжина). А ближе к Красноярску асфальт снова стал по прежнему хорошим.
А ещё через какое-то время трасса и вовсе расширилась до четырёх полос. Я проехал сворот в аэропорт Емельяново, слева показались те самые яры бурого цвета в честь которых назвали город ещё тюркские племена, жившие здесь до казаков.
И вот, наконец, апогей моего путешествия, я въезжаю в Красноярск!
Последний раз я был здесь в пубертатском возрасте когда мы с отцом летели в Абакан на похороны деда. Да… как давно это было… Первое, с чем я столкнулся едва въехав в город – это были пробки. Где-то час я пробирался в Центральный район. Свернув не туда, пришлось сделать это через Железнодорожный район. По дороге встретил вот такого вот Ленина Красноярского.
Володю здесь приодели, всё-таки Сибирь. Он не размахивал своими кеглями, указывая на правильный путь, а лишь спрятал ладонь за пазуху. Вообще то в этой позиции угадывается Иосиф Виссарионович, может данный жест он и скопировал со своего учителя. Улица Карла-Марка – это одна сплошная пробка.
Время уже под девять вечера, и мне пора бы подумать о ночлеге. А я торчу в этой пробке. Ну всё, вырвался, заезжаю в гостиницу Красноярск – мест нет?... Ладно, поехали дальше… Огни Енисея – мест нет. Октябрьская – мест нет, Красноярскстройстратегия – то же самое. Косяк…, в машине спать не катит, хотелось бы перед завтрашним днём привести себя в порядок. В последней гостинице горничная порекомендовала мне проехать на набережную, на теплоход Виктория, там вроде были места.
Так и есть, номер с душем и со стоянкой совсем замечательно. Осваиваюсь, и уже в десятом часу отправляюсь на пешую прогулку по Набережной. ЗДРАВСТВУЙ ЕНИСЕЙ, я вернулся!
Общий пробег к этому моменту составил 4 088 километра.
Читай делее: День девятый. 23.04.2008г. Красноярск.