2013 – й ОБЗОР. Часть первая - Краснодар, Киев.

2013 – й ОБЗОР. Часть вторая - Владивосток.

2013 – й ОБЗОР. Часть 3 – с небес на землю.

Как говорил один из героев легендарного фильма ДМБ «жизнь – это колода карт». Ещё вчера ты бродил по цветущему Киеву, сегодня у себя дома на Урале в кругу семьи празднуешь свой день рождения, а завтра широкофюзеляжный 777 уносит тебя навстречу утренней заре.

Владивосток

20 июня в четверг с утра вылетаю в Москву, а вечером лечу во Владивосток. Нужно ли говорить, что испытываю в этой связи непередаваемый экстаз. Меня ждёт встреча с русским Сан-Франциско, городом морской воинской славы, восточным форпостом нашей Родины. Девятичасовой перелёт в туристическом классе Боинга 777 прошёл за просмотром фильмов. На мониторах демонстрировали трекинг самолёта, оказывается, мы летели над Северным Ледовитым океаном, Ямалом, Таймыром и Якутией. Очевидно это кротчайшая геодезическая линия. Когда шасси нашего Боинга шоркнули по взлётной полосе аэропорта Владивостока было уже за полдень. Дальний Восток встречал хмурым пасмурным небом.

Остаток пятницы вообще прошёл как в тумане. Я что-то делал, говорил, куда-то ехал, но всё это в полудрёме. По биологическим часам мне бы уже проснуться, но на самом деле я ещё даже и не ложился. Я готов был проспать весь следующий день, но…ведь это суббота, выходной – время для знакомства с Владиком. А посему послушно вскакиваю на призыв будильника, завтракаю, и отправляюсь в пешую прогулку по городу. С Народного проспекта (где расположен мой мотель) дохожу до Некрасовской улицы, и понимаю - гулять пешком по Владивостоку не так уж и просто. Город расположен на многочисленных сопках, причём не «между», не «у», а именно «на». Перепад высот здесь может доходить до 250-и метров. Бесконечные ступеньки, путепроводы, спуски и подъёмы. В 1959 году, возвращаясь из США, Хрущёв нашёл сходство Владивостока с Сан-Франциско именно благодаря ландшафту.

По проспекту Красного Знамени поднимаюсь до Партизанского. Отсюда уже под горку, Октябрьская улица, переходящая в переулок Павленко и Алеутскую улицу. Спускаюсь до Семёновской площади , сворачиваю на одноимённую улицу. Движение не особенно оживлённое, оно и не мудрено, выходной же. Вообще об особенностях городского движения хочется отдельно сказать пару слов. Во-первых, здесь, даже в исторической части вообще нет знаков ограничивающих грузовой транспорт. Это связано с тем, что основа городской экономики это порт, а он буквально везде. Фактически Владивосток это огромный многопрофильный порт и сопутствующие сервисные предприятия, протянувшиеся по всему побережью. Подъехать к портовым предприятиям можно только через город, и в том числе через исторический центр. В купе со значительной разуклонкой уличной сети и довольно узкими исторически сложившимися улицами – подъездами, такие особенности планировки создают серьёзные неприятности участникам движения. Представьте фуру, раскорячившуюся на узкой улице, имеющей значительный уклон, да ещё и при нередких зимой обледенениях. Рассказывают, что это обыденная картина. А если учесть, что Владик один из самых автомобилизированных городов России, да ещё и с праворульным уклоном, получается трешевый замес!

В отличие от пятницы сегодня солнечно, можно сказать, что мне повезло. Если климатическим летом считать период со среднесуточными температурами выше 15-и градусов, то оно во Владивостоке начинается в июле, а июнь считается месяцем с повышенной влажностью, дождями и туманами. Собственно так и встретила меня столица Приморья. Но сегодня благодаря ясному небу воздух прогрелся уже до 25-и, заставив меня скинуть пиджак, а местные так и вовсе уже облачились в шорты и майки. С Семёновской улицы утыкаюсь прямо в стадион Динамо, а за ним парк аттракционов. И о волшебство! Передо мной открывается море… вернее залив… Амурский залив! Я буквально забежал на пляж Спортивной гавани, и почему-то первым делом попробовал воду на язык. Японское море весьма солёное! А ещё, в такие моменты хочется напустить пафосного тумана. Ещё месяц назад я купался в Чёрном море, фактически это Атлантика, а теперь омываю руки в солёных водах Тихого океана, на другом конце света. Воистину жизнь –колода карт!

В парке аттракционов было колесо обзора. Я без раздумий прыгаю в одну из его люлек, дабы лучше обозреть панораму Амурского залива. Лепота! Вновь вернувшись на земную твердь, отправляюсь гулять сначала на Спортивную набережную, а затем вытекающую из неё Аллею мира. К этому времени горожане высыпали к воде. В основном праздно шатающиеся, но были и загарающие, и даже купающиеся. А ещё моё внимание привлекли два рыбака, которые, не обращая внимания на отдыхающих, с великим соревновательным азартом тянули рыбу, одну за другой. Рыбины попадались приличных размеров, уж и не знаю какого сорта, но удивительно не это. Действуя прямо с набережной, ловили парни на обыкновенную блесну, причём явно высматривая куда кидать, и особенным способом вытягивая. Я пытался всмотреться в морскую гладь, но ничего особенного не увидел. Может благодаря солнечным очкам (в которые оба были облачены) можно разглядеть рыбий косяк? Но это так и осталось для меня загадкой. К одному из рыбаков подошла девушка с ребёнком, очевидно супруга, и попыталась воззвать его вернуться к домашнему хозяйству. Но тот только отмахнулся, настолько велик был азарт. Непонятно, почему при таком клёве, рыбаков было всего двое?

Теперь от набережных Амурского залива держу путь к административному центру, коим является площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке, хотя бы, потому что тут находится городская администрация. По бульвару, что на улице Адмирала Фокина возвращаюсь на Алеутскую, которая приводит меня аккурат к мэрии. Застройка в этом квартале сплошь конец XIX начало XX век. Ну и как же без них, без вкраплений новодела. Но в общем, выглядит довольно гармонично, традиционно для подобных кварталов уютно, по домашнему. Каждый дом – история, со своими призраками, тенями, обитателями. И самое главное вся старина в сносном состоянии.

К слову, Владивосток относительно молод. Официальной датой основания города считается 2 июля 1860 года, когда сюда прибыл транспорт Сибирской флотилии «Манджур». Тогда военный пост стали именовать Владивостоком, что означает Владеть Востоком. Но принято считать, до этого Приморье было заселено слабо развитыми общинами, имевшими чуть ли не первобытный уклад, который мало менялся аж с самого монгольского нашествия. Именно монголы положили конец цивилизации созданной на данной территории тремя последовательными империями.

На центральной площади велись активные приготовления к празднованию дня города. Везёт же мне на подобные праздники, сначала Киев, теперь вот Владвивосток. Но не вся это предпраздничная суета привлекала моё внимание. От площади открывается великолепный вид на величественный Золотой мост. Вот он совсем близко, я непременно должен на него взобраться!

Во Владивостоке сегодня проживает 600 378 жителей, и население города стало расти. Помимо положительного миграционного сальдо теперь и рождаемость превышает смертность. Бесспорно, это результат комплекса мер, не только благодаря одному материнскому капиталу. Кстати, если говорить о Владивостоке, то важное влияние на благополучие города оказали серьёзные инвестиционные вливания во время подготовке к саммиту АТЭС. Именно в этот период социальные показатели столицы Приморья поползли вверх. Ну и конечно один из плодов инвестиционного бума явился Золотой мост, к которому я теперь и устремляюсь.

По Океанскому проспекту возвращаюсь на Семёновскую улицу, по которой направляюсь в сторону Алексеевской сопки. На кольце Уборевича/Суханова присел на лавочку в небольшом скверике. Похоже, начинаю выдыхаться, но мост уже близок!

Продолжаю путь по улице Суханова, и перед самим мостом утыкаюсь в памятник Н.Н.Муравьёву-Амурскому. Прославленный Российский государственный деятель в парадном кителе со свитком Айгунского договора в руках, гордо взирает на российскую бухту Золотой Рог и на новенький российский вантовый мост – итог своей неустанной деятельности. Оказывается, здесь же покоится и прах генерал-губернатора, перевезённый в 1990-м году из Парижа.

Ну, а с самого Золотого моста открывается потрясающий вид на бухту Золотой Рог! Да и сам величественный вантовый мост выглядит потрясающе. Для жителей района Чуркин (так его называют горожане, официальное же название Первомайский) он стал настоящим спасением. До появления моста район считался местной «камчаткой» (из-за сложной логистики), от чего прозябал в забвении, не смотря на то, что находится всего в трёх километрах от исторического центра. С появлением Золотого моста Владивосток обрёл сквозную шестиполосную магистраль соединяющую вход в город с трассы М60 «Уссури» на севере с трассой Патрокл – Седанко прямо перед Русским мостом на юге.

Я любовался бухтой Золотой Рог и решал, куда держать путь далее. Варианта два: вернуться и подняться на видовую площадку, что возвышается над Золотым мостом, и ли продолжить путь вглубь Чуркина и попытаться достичь мыса Голдобина, откуда по идее должен открыться вид на пролив Босфор - Восточный. И я направился в Чуркин, где, наконец, увидел китайцев, а может и корейцев, кто ж их разберёт. Вот её богу, мне твердили, мол, Владик заполонили китайцы, а я обнаружил их только после суток пребывания в городе, мирно продающими клубнику и черешню. Брать не стал, во-первых не донесу, а во-вторых объелся этого добра ещё в Краснодаре и Киеве.

Вглубь Чуркина побрёл по улице Пихтовой, и стал понимать, что всё… выдыхаюсь…, да и как-то не ухожено тут, грязно и смотреть не на что: обшарпанные панелки, облезлые подъезды, разбитые тротуары. Очевидно, саммитовцы сюда и не заглядывали. Решаю зафиксировать здесь крайнюю точку своей прогулки, начав спуск до улицы Калинина, где со слов прохожих останавливаются маршрутки. Маршрутка понеслась по многочисленным улочкам Чуркина: Калинина, Олега Кошевого, Вилкова, Спортивная, прямо до конечной у Китайского рынка. Зашёл и туда, интереса ради. И там не увидел китайского засилья. Может быть, они все в глубине рынка, но туда не пойду, сяду на трамвайчик и поднимусь вверх до площади Беляева. Теперь от мотеля меня отделяет лишь гора Шошина. Решаю обойти её по южному склону. Весьма необычно выглядят спальные массивы Владивостока. Здесь нет привычных равнинному жителю типовых коробок – кварталов, а все дома выстроены террасами на склонах сопок. Спускаюсь до Народного проспекта и оказываюсь в начальной точке прогулки, очертив тем самым кольцо по районам Владивостока.

Уже вечером взглянув в зеркало, обнаружил, что лицо моё цвета спелого помидора. Я обгорел, что стало для меня неожиданностью, ведь солнышко не казалось ядрёным. Но всё встало на свои места, когда я сравнил широту, на которой расположен город. Оказывается Владивосток южнее Сочей! Не зря здесь говорят «Широта Крымская, да долгота Колымская».

Густая дальневосточная ночь мелькнула словно комета. Открываю глаза и проваливаюсь в воскресенье. Ещё вчера поставил перед собой две цели на этот день – так и не достигнутая видовая площадка над Золотым мостом и курортная Шамора. От второго в итоге отказался, а вот до видовой таки добрался. Лепота!!!…Чудесный вид на бухту Золотой рог и Амурский залив. Видны отсюда и опоры Русского моста – ещё одного мегаобъекта саммита. Уже позже в конце следующей недели свозили меня и на сам остров Русский, показали Дальневосточный университет. Доехали до конца трассы, которая просто обрывается где-то в районе форта Князя Святослава Игоревича, прямо посреди дубравы. Подъехали к восхитительной бухте Алёстышева недалеко от которой строится океанариум. Но не это главное, главное здесь прибрежная коса с чанами для засолки рыбы, остров и море с кораблями, а точнее Амурский залив.

Прокатили меня и по той самой трассе Патрокл – Седанка – Де Фриз, очень живописной и очень необходимой Владивостоку, фактически играющей роль безпробкового обхода города. Начинается, а вернее заканчивается она всё у той дубравы на острове Русском, заложив энное количество петель, выныривает у корпусов Дальневосточного госуниверситета. После чего выходит на грандиозный вантовый Русский мост, прокинутый через пролив Босфор-Восточный. Уже на материке открывается восхитительный вид на бухту Патрокл, здесь очень красиво. Далее полотно увлекает на север, петляя мимо многочисленных живописных сопок. Пробив насквозь полуостров Муравьёва-Амурского врывается в объятия Амурского залива, скользя по низководному мосту будто бы по самой водной глади.

Рабочая неделя в Приморье пролетела очень быстро. 29-го в субботу нужно возвращаться домой. Как вкратце мне охарактеризовать увиденное? Здесь пахнет грядущими переменами, развитием, изменением к лучшему. Сегодня за пределами объектов саммита всё тот же совок, но понятно, что импульс дан. Я оптимист … , я… хочу быть оптимистом. А пока аэроэкспресс – аэропорт Кневичи – Аэрбас 330. Кстати, в аэропорту встретил северокорейцев, такие в серых мешковатых костюмах, и с маленькими значками-флажкаи на них. Интересно, они искренние, или грезят таки о пляжах, вернисажах, экипажах, сачках, раутах, вояжах…?

Затем были девять часов в небе в погоне за солнышком и мягкая посадка в Шереметьево. В столице забираю своего студента, благополучно сдавшего сессию, и уже вместе с ним из того же Шереметьево отправляемся домой. Так и завершилось одно из самых запоминающихся моих путешествий, следующая репперная точка это поездка в Приморье на автомобиле!

Июль оказался не менее интенсивным. 8-го числа сгонял на Икс-Трейле в Челябинск, а 11-го – 12-го в Нижний Тагил и Екатеринбург. С 22-го по 25-е вновь летал в Киев, но вообще без экскурсий, только работа, поэтому рассказать собственно и нечего. А затем началось почти двухмесячное затишье, которое завершилось опять Киевом, и об этом далее:

На гостевую. Все путешествия 2013 года. На страничку со всеми отчётами. На главную.

Хостинг от uCoz